Мультикультурное воспитание дошкольников посредством музыкальных народных подвижных игр
учебно-методическое пособие

Нугуманова  Алия  Мунировна

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ  ВОСПИТАНИЕ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ  ПРИОБЩЕНИЯ  К  МУЗЫКАЛЬНОМУ  НАСЛЕДИЮ  В  НАРОДНЫХ  ПОДВИЖНЫХ  ИГРАХ  НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ  

Нугуманова Алия Мунировна  -  музыкальный  руководитель СПДС

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Выселки муниципальный район Ставропольский Самарской области

Структурное подразделение детский сад «Чебурашка» с. Выселки

445148 Самарская обл. Ставропольский район, с. Выселки, ул. Луговая, 23

Контактный телефон: 8 (8482) 23-65-20

Е-mail: 1cheburashka@mail.ru

«Важно не то, проигрываем ли мы в игре,

 важно, как мы проигрываем

и как мы благодаря этому изменимся,

что нового вынесем для себя, как сможем

применить это в других играх…»

Ричард Бах

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

Приобщение дошкольников к национальным традициям в ДОУ будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:

•        обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;

•        реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к национальным традициям;

•        организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;

•        достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Научно – технический прогресс, многообразная творческая деятельность в различных областях труда, требует активности и  совершенствование  процессов восприятия, так  и  нового  подхода  к  образованию  дошкольников. Запоминания, мышления, способности быстрой и точной ориентировки и реакции на поступающую информацию.

  Поэтому  сегодня  важной является организация правильного музыкально-физического воспитания, укрепления здоровья  в  музыкальной  деятельности и всестороннего развития детей с младшего  дошкольного  возраста.

    В процессе  музыкально-физического воспитания особо важным является повышение или расширение функциональных возможностей детского организма.  Необходимым условием нормального развития организма ребенка является двигательная активность, от которой зависит его положительное эмоциональное состояние, нормальный рост и развитие. Уровень функциональных возможностей и работоспособность.

  Прививать у детей потребность в движении  под  музыку. Взаимодействие детей в коллективе. Воспитание уважения к другу, через игру  и  привитие  к  культуре  народа, добиваться поставленных целей, учить борцовским качествам. Выигрывает сильнейший, точнее тот, кто смог себя хорошо настроить, справится со своим волнением,  что развивает  артистические  способности,  при  публичном  и  групповом выступлении. Главное не падать духом никогда. Всегда есть над, чем работать. Уметь самостоятельно петь  в   игре, с легкими музыкальными пособиями, уметь организовать детей на игру. В играх дети учатся выполнять правила. Развивать и  музыкальные,  и  физические качества.

         Радость  движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей  посредством  народных  музыкальных  произведений. В них заключается огромный потенциал для психического  и  физического развития ребенка,  формируется   устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств. Музыкальные  подвижные  игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

         В дошкольном образовании педагоги дошкольного  учреждения, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкально-физическое воспитание в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Анализ теоретических источников заявленной проблематики позволил нам сформулировать определение данному понятию.

Музыкально-физическое воспитание в образовательном  учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка  через  приобщение  к народной  культуре.

  Народные музыкальные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт культуру  народа, формируются социальные и  физические качества. Музыкальные  подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении  национальных  плясок, играя, ребёнок не только познаёт культуру, но и преображает ее.

Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в эмоциональной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Народные музыкальные  игры  стали неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания детей  в  нашем  дошкольном  учреждении.

Для  этого  мы  создали  методический  комплекс  подвижных  музыкальных  игр для старших  дошкольников

В процессе физического воспитания особо важным является повышение или расширение функциональных возможностей детского организма.  Необходимым условием нормального развития организма ребенка является двигательная активность, от которой зависит его положительное нервно – психическое состояние, нормальный рост и развитие. Уровень функциональных возможностей и работоспособность.

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируется главная черта характера.

Объединяя  две  области  художественно-эстетические  и  физическое  развитие  позволит  нам  решить  интенсивнее  задачи  дошкольного образования,  в соответствии  с  требованиями  федерального  государственного  образовательного  Стандарта дошкольного  образования -  интеграция областей, неотъемлемая  часть образовательного процесса.

Содержание методического комплекса.

Основная  цель - прививать у детей потребность в движении  под  музыку,  петь  песни с  интонационными мелизмами разных  народов,  воспитывая толерантное  отношение  к  другим народностям. Взаимодействие детей в коллективе. Воспитание уважения к другу, через игру  и  привитие  к  культуре  народа, добиваться поставленных целей, учить борцовским качествам. Выигрывает сильнейший, точнее тот, кто смог себя хорошо настроить, справится со своим волнением,  что развивает  артистические  способности,  при  публичном  и  групповом выступлении. Главное не падать духом никогда. Всегда есть над, чем работать. Уметь самостоятельно петь  в   игре, с легкими музыкальными пособиями, уметь организовать детей на игру. В играх дети учатся выполнять правила. Развивать и  музыкальные,  и  физические качества.

Образовательная  деятельность по музыкально-физическому воспитанию строится  так, чтобы  была   возможность каждому ребенку представить себя каскадером, проявить  инициативы,  что  соответствует  Стандарту.

Особенное  внимание  уделяется  в деятельности методу личной инициативы, которая помогает ребенку поверить в свои силы.

Идет коррекционная работа над умением владеть своим голосом,  телом и  ориентироваться в пространстве.

Воспитание в  музыкальной  деятельности  физических качеств дает возможность детям выполнять упражнения легко, быстро и уверенно, что говорит, что работа идет в системе.

Не мало важную роль в  музыкальной  деятельности  нужно  уделять эмоциональному состоянию, ребята должны понимать радость, печаль, обиду, где как не на музыке они с этим столкнуться и надо научить управлять своими эмоциями, научить сопереживать другим, проявлять эмпатию, а для этого надо все видеть.

Осознание  общечеловеческих  ценностей  культуры  своего  и  других  народов  способствует  овладению  детьми толерантного отношения к людям иных национальностей.

Представляю вам фрагмент образовательной  деятельности в художественно-эстетической области с использованием музыкальных  народных подвижных игр:  Предварительная работы  была  проведена  и  инструктором  по  физической  культуре,  который знакомит  с  играми  народов  Поволжья  и  их правилами,  в  музыкальной  деятельности  слушают  и  разучивают  песни  народов  Поволжья,  в  познавательной деятельности  знакомятся  с  обычаями, традициями,  в  изодеятельности  знакомятся с  орнаментами, костюмами  каждого  народа.

Образовательная деятельность начинается  с  рассказа ребенка  о республиках Поволжья. Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры). Беседа с детьми о Татарстане и других республиках. Музыкальный руководитель читает стихотворение на  фоне презентации на тему: « Народы Поволжья».

Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Музыкальный руководитель  предлагает: Ребята, сегодня я  хочу  поиграть с вами в подвижные игры  одного  из  народов Поволжья,  которые вам  уже  знакомы, но с  использованием знакомых народных  песен. Я вам покажу костюм, а вы должны отгадать, какой  национальный узор изображен.

Показываем  куклу  в  костюме  с  татарским узором.

Музыкальный руководитель: Какой узор на костюме?

Дети: Татарский.

Музыкальный руководитель: Какую песню сейчас вы прослушали? (ставится аудиозапись)

Дети:  Татарская народная песня Туган тел.

Музыкальный руководитель:  мы сейчас попробуем  нашу знакомую считалочку  пропеть  под  мелодию  песни Туган тел.  (разучивается считалка).

Музыкальный руководитель:  Эта песня была спокойного характера и легко подошла  для  нашей считалке,  а  теперь я вам предлагаю послушать следующее  произведение  веселого  характера,  узнаете  ли вы  его?  (слушают аудиозапись  татарского танца). Молодцы,  правильно, тогда  вы  наверное  и  знаете  подвижные  игры  татарского народа?  Какие?

Дети перечисляют.

Музыкальный руководитель  предлагает поиграть  в игру «Буш урын» - «Займи место»

Выбираем водящего

Музыкальный руководитель: Даша, посчитай, пожалуйста. Звучит мелодия песни «Туган тел».  Ребенок поет:

Даша: Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Встаём в круг. Водящий в татарской шапочке  и жилете за кругом.

Музыкальный руководитель: Объясняю новые правила игры,  под  песню круг двигается  по одному  направлении, ведущий  в  противоположную,  как только,  песня заканчивается  на  слово  «Беги» круг и ведущий должны остановиться. Ведущий  приглашает  ребенка,   напротив которого он остановился, соревноваться  и  на  вторую  часть музыкального  произведения   дети  поворачиваются  спиной и бегут врассыпную внутри круга,   не дотрагиваясь до детей, стоящих в круге. Главное не забудьте! По окончании  музыки вы должны занять свободное место.

Начинаем играть.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Использованная литература

  1. В мире национальных культур. Научный редактор: К. П. Н. профессор М. И. Богомолова. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. // Москва2006 г. №1.
  2. Громова О. Е. «Спортивные игры для детей». Москва - 2008.
  3. Евдокимова, Е. С. , Езубова, Ю. В. и др. Игры детей Поволжья: традиции и современность. — Волгоград—Саратов: ЦОП, 2004
  4. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.
  5. Электронный ресурс. Ноты народных татарских песен http://kitaphane.tatarstan.ru/tat/yakhin/notes.htm
  6. Электронный ресурс. Сборники татарских песен. http://tatarile.org/kitap/taxonomy/term/117
  7. Электронный ресурс. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с народными подвижными играми

Доклад«Обмен опытом своей работы: Ознакомление дошкольников с народными подвижными играми»...

«РОЛЬ НАРОДНЫХ ИГР И ИГРУШЕК В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания.Можно смело сказать, что народные игры влияют  на воспитание ума, характера, воли, развивают  нр...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с народными подвижными играми (средний возраст, 4-5 лет)

Перспективный планирование по ознакомлению дошкольников  с народными подвижными играми, перспективный план по ознакомлению детей с народными календарными праздниками...

Физическое и нравственное воспитание дошкольников средствами народной подвижной игры

В данной статье раскрывается взаимосвязь нравственного и физического воспитания дошкольников через народную подвижную игру....