Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: "Моё тело"
проект (старшая группа)

Мацалюк Татьяна Владимировна

- Вид проекта : познавательно-исследовательский.

- Продолжительность: долгосрочный.

- Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Познакомить детей со своим телом, внутренними органами.

Задачи:

- Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

- Формировать знания о том, что вредно, а что полезно для организма.

- Обучать уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

- Развивать представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, их защиты.

- Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_moe_telo.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: "Моё тело"

- Вид проекта : познавательно-исследовательский.

- Продолжительность: долгосрочный.

- Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Познакомить детей со своим телом.  Внутренними органами.

Задачи:

- Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

- Формировать знания о том, что вредно, а что полезно для организма.

- Обучать уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

- Развивать представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, их защиты.

- Воспитывать бережное отношение к своему телу.

  Проблема:

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России. За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

  Актуальность  проекта.

Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего  тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Дети устанавливаю простейшие связи и зависимости. Выбор правильной и полезной еды,  подвижные игры,  гигиена одежды и своего организма  это всё влияние на здоровье нашего организма, а значит и на здоровье наших органов.

   Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми  дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей. 

Предполагаемый результат:

- Дети должны получить первичные сведения о некоторых внутренних органах (желудок, кишечник, сердце, лёгкие, мозг, зубы, глаза).

- Различать понятия «части тела» и «орган».

- Уметь заботиться о своём здоровье.

Методы:
1. Словесные методы .
2. Работа с  книгами, энциклопедиями.
3. Методы практической работы: образовательная деятельность.
4. Исследовательские методы. Экспериментирование.
5. Игровой метод.
6
. Наглядный метод обучения.

1.Установочный этап.

- составление перспективного плана работы по проведению проекта

- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок

- создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды

- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

2.Основной этап.

- Образовательная деятельность:

          Блочные занятия:  - «Моё тело». Наши  внутренние органы: « Мозг», «Сердце», «Лёгкие», «Желудок»,

- Пять органов чувств (язык, глаза, уши, кожа, нос),

- Системы организма: «Кровеносная система». « Пищеварительная система». Где живёт здоровье?»

- Беседы:  Когда и как полезно есть? Как я дышу?  Хочу быть как папа или мама,  

Какие правила чистюли  ты знаешь? Зачем нам нужен чистый воздух?  

Какие привычки вредят нашим органам? Режим дня  - что это?

- Проблемные ситуации:

- Когда и как полезно есть? Желудок заболел,

-Заболела спина у соседа по столу?

-У меня заболел зуб. Мальчик не растёт.

- Правило гигиены нашего организма.

                                                           - Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон здоровья»,

                                                            - «Столовая», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».

        - «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Приготовим обед для кукол»,

                                                         - «Спортивная школа»,  «Санаторный детский сад», «Обед в семье»,

                                                         - «На приёме у стоматолога»,  «Офтальмолог», «Фито – аптека»,

                                                            «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

                                                         

                                                            - Дидактические игры: « Вредно – полезно», «Как  нас лечит врач?»,

- «Сравнение частей тела человека и животных»,

- « Работа  органов нашего организма?», «Что изменилось?»,

- «Эмоции», «Угадай что съел?», « Можно – нельзя», «Угадай по звуку»

- «Как и что мы слышим?», Собери человека,  «Вкусовые баночки»

- «Продолжи предложение». «Что сначала – что потом?»  «Что чем мы делаем?»

- «Что в корзинку мы возьмём?» «Витаминные семейки» «Один-много»

- «Найди лишнее» «Зеленый друг» (ботаническое лото)  «В саду ли, в огороде»

- «Поваренок», «Собери целое из частей», «Фруктовый  вкус», «Обезьянка и зеркало»

- «Отгадай овощ или фрукт на вкус»,  «Лото», «Водяной лабиринт»

- «Зелёная аптека», «Грибники», «Помоги себе сам» Совместная игра: «Шар по кругу».

- Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?»,

«Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух»,

«Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку»,

«Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий»,

«Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький»,

«Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?»,

«Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание»,

«Обоняние», «Тепловые и холодовые точки»,  «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»,

«Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»,

«В стране Легких или путешествие воздушных человечков»,

«Глаза, нос, уши – наши умные помощники».

А также были использованы разнообразные

- Подвижные игры

- пальчиковая гимнастика,

- артикуляционная гимнастика,

- точечный массаж,  физминутки,

- зрительная гимнастика,

- гимнастика мозга (кинезиология).

Чтение  художественной литературы:

З. Александрова «Вкусная каша», О. Дриз «Про весёлый пирожок», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В. Драгунский «Денискины рассказы»; С. Михалков «Мимоза»; А. Акима «Первый снег»; Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И. Чуковский «Айболит»; С. Михалков «Овощи»; В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н. Найдёнова «Наши полотенца»; К.И. Чуковский «Мойдодыр»;  М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Чарушин «Белка»; В. Катаев «Цветик – семицветик», И. Токмакова «Мне грустно, я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки», «Правая и левая рука», А Барто «Сто одёжек»,  Маршак «Две сестрицы, две руки», Э. Мошковская «Уши», Г. Лагздынь «Умываемся», Я. Аким «Неумейка», потешки, энциклопедии «Я и моё тело», «Я появился на свет», «Мой организм» и т.д. Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)

3. Заключительный

- Создание макета человека «Наш Рома».

                                                                                      - Лэпбук «Всё о нашем теле».

4 этап Выход на другой проект «Береги здоровье смолоду».

Работа с родителями  раздел 1.

Направление работы

Содержание

сроки

Анкетирование.

Консультации.

Выпуск газеты для родителей.

Оформление копилок.

Фотовыставка.

Родительские собрания.

Домашние задания.

Родительские собрания:

- «Как  правильно знакомить ребёнка с самим собой?».

Цель: Дать правильное и грамотное направления родителям  в воспитании детей в сфере валеологии.

- «Организация предметно-развивающей среды, связанной  с  данной темой».

Цель: Дать родителям рекомендации, которые позволят им сориентироваться и определиться в разнообразии игровых средств.

- «В здоровом теле - здоровый дух».  

Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Консультации:  «Изучаем части тела», «Познай себя: тело человека, здоровье»,

«Кодекс здоровья», «Витамины разных групп», «Заповеди для родителей», «Как сохранить осанку», «Дышите правильно»,

«Шесть правил здоровья», « Если в доме животное», «Если ребёнок плохо ест», «Музыка лечит».

Газеты: «А вот и я», «Угадай, что я хочу тебе сказать…», «Посмотри, что я умею», «Моя комната».

Копилки:

- Рецепты здоровья.

- Гимнастика для глаз.

- Дыхательная гимнастика.

- Точечный массаж.

Фотовыставки: «Я в саду», «Я закаляюсь», «Мои  спортивные игры», «Моё знакомство с человеком».

Домашнее задание: «Цветок и воздух», «Четыре коробочки».

Анкетирования на выбор педагога.

Сентябрь.

Ноябрь.

Январь.

ВО ВРЕМЯ ВСЕГО ПРОЕКТА.

Работа с детьми раздел 2.

Направление работы.

Содержание.

Сроки.

- Образовательная деятельность.

- Опыты, эксперименты.

- Беседы.

- Проблемные ситуации.

- ИКТ.

- Дидактические игры.

- Чтение художественной  литературы.

- Просмотр научных  мини-фильмов.

- Развлечения.

«Моё тело»

Блок  занятия разбит на пять частей, что даёт возможность детям  легко запомнить и четко знать значение частей нашего тела.

  1. Блок. Скелет. Цель: Дать представление о том, что у каждого человека есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела.
  2. Наше движение. Цель: Познакомить детей с мышцами, с помощью которых движется скелет человека.
  3. Руки. Цель: Познакомить детей со значением рук.
  4. Ноги. Цель: Дать детям знания о  ногах.
  5. Голова. Цель: Уточнить, какое значение имеет для организма человека голова, череп.

На данном этапе дети узнают о наших внешних органах, без которых человек не может обходиться.

Наши  внутренние органы.

Блок занятий разбит на четыре части. Дети  научатся ориентироваться  в схеме собственного тела, соотносить орган с его непосредственной функцией.

 1.Мозг. Цель: Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством – памятью.

 2. Сердце. Цель: Познакомить с функциями внутреннего органа – сердца и его назначением.

3.Лекгие. Цель: Дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека.

4. Желудок и пищеварительная система.

Итоговое мероприятие.

Спортивный праздник «Я умею бегать, прыгать и скакать».

Пять органов чувств.

Блок занятий разделен на пять  частей. Дети узнают о пяти органах чувств как  о наших помощниках в познании окружающего мира.

  1. Язык и вкус. Цель: Обобщать имеющиеся у детей представления о функциях языка.
  2. Глаза. Цель: Познакомить детей с органом чувств человека -  зрением, рассказать о его роли при восприятии человеком окружающего мира. 
  3. Уши или слух. Цель: Познакомить детей со строением и значением органа слуха.
  4. Нос и обоняние. Цель: Продолжать знакомить детей с собственным телом: органом дыхания и обоняния – носом. Учить правильному дыханию.
  5. Осязание. Цель: познакомить детей с органом осязания, его значением.

                  Системы организма:

- «Кровеносная система».

- «Пищеварительная система».

Итоговое мероприятие.

Игра-занятие «Великий труженик и волшебные реки».

- Совместное с родителями мероприятие «Сохрани здоровье».

1 неделя сентября.

2 неделя сентября.

3 неделя сентября.

4 неделя сентября.

1 неделя октября.

2 неделя октября.

3 Неделя октября.

4 неделя октября.

1 неделя ноября.

2 неделя ноября.

3 неделя ноября.

4 неделя ноября.

1 неделя декабря.

2 неделя декабря.

3 неделя декабря.

2-3 недели января.

4 неделя января,

1 неделя февраля.

2 неделя февраля.

Дополнительные мероприятия – развлечения.

- «Наш Рома»  (макет человека). Цель: закрепить пройденный материал в  своей  работе (аппликация, конструирование)

- Создание  Лэпбука.

- День Тишины. Мероприятие рассчитано на один день с использованием экспериментов, опытов, дидактических игр, игр-развлечений, связанных со слухом.

- Занимательный досуг «Что может делать мой мозг».

- «В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков».

- Физкультурный досуг «Зимние забавы».

- Что такое витамины?

- В гостях у Айболита.

- День «Хочу всё знать». Педагог в течение недели подготавливает ответы на детские вопросы,  опрос велся всю предыдущую неделю.

3-4 неделя февраля.

ВО ВРЕМЯ  ВСЕГО ПРОЕКТА.

Список использованной литературы:

А.И. Иванова “Естественнонаучные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.

А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.

М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.

Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.

Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.

В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.

Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.

Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Море»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на 1 день по теме море для детей старшей группы...

Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"

Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование)  в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы по теме: « Город Ейск в произведениях художников, поэтов, композиторов».

Дети входят в зал, здороваются с гостями.Воспитатель: Ребята! Сегодня я вас приглашаю не просто в музыкальный зал. Детского сада, а в музей искусств. В нашем музее много залов и мы. В каждом из них по...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»...