Классификация здоровьесберегающих технологий
материал

Шенеман Мария Владиславовна

Выступление на методическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ms_3.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация здоровьесберегающих технологий

Основными средствами педагогики являются воспитание самой потребности в здоровье, донесение до детей способов его сохранения и поддержания в достаточной форме, разработка учебных программ, специализированных педагогических и здоровьесберегающих технологий, режимов учебных занятий. Перечисленные средства должны оказывать содействие при выработке индивидуальной стратегии укрепления и сохранения здоровья каждой личности.

Решение одной из самых актуальных проблем современности, а именно, проблемы сохранности детского здоровья, существует. Для этого нужно создать такую оптимальную окружающую среду, в которой для детей будет обеспечен процесс здоровьесбережения. На самом деле, это проще, чем кажется. Ведь вся здоровьесберегающая среда основывается на реализации здоровьесберегающих технологий.

Многие современные авторы трактуют понятие «здоровьесберегающая среда образовательного учреждения» как объединение ряда факторов (управленческих, организационных, обучающих) и условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптацию детей дошкольного и школьного возраста к образовательному пространству. Для реализации поставленной задачи в процессе воспитания и обучения используются специальные психологические, педагогические, медицинские и физиологические способы и методы.

Здоровьесберегающая среда представляет собой образовательную среду, в которой каждая личность способна сохранять, укреплять и развивать свое здоровье (духовное, эмоциональное, интеллектуальное).

Структуру здоровьесберегающей среды составляют:

- организация процесса обучения, воспитания;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- следование двигательному режиму обучающихся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

- правильное питание;

- медицинское обеспечение, контроль и оздоровительные процедуры.

Некоторые авторы понимают под здоровьесберегающей средой следующее: во-первых, условия нахождения ребенка в детском саду (пребывание детей должно происходить без стрессов с адекватными требованиями и корректным воспитанием); во-вторых, образовательный процесс должен строиться в соответствии с возрастными и иными особенностями обучающихся; в-третьих, учебная и физическая нагрузки должны соответствовать возможностям ребенка; в-четвертых, обязательный достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая среда имеет огромное значение для развития и становления личности. При формировании специальных условий в дошкольных учреждениях и главное, при их соблюдении, становится возможным полноценное сохранение и укрепление здоровья. При этом в последующем, формируется осознание и понятие культуры здоровья, а вместе с ней и понимание её духовно-нравственных, эстетических и физических компонентов.

В современном образовательном пространстве все еще остается спорным вопросом понятие «здоровьесберегающие технологии». Каждый автор по-своему интерпретирует концепцию. Основоположником внедрения данного термина в практический курс образования является Н. К. Смирнов. По его мнению, здоровьесберегающую технологию стоит воспринимать как «сертификат безопасности для здоровья», то есть объединение принципов, комплекса мер и системных мероприятий педагогической деятельности, которые взаимно дополняют основные технологии с целью здоровьесбережения.

По мнению И. Н. Соловьевой под здоровьесберегающей образовательной технологией стоит понимать функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической работой, учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и оздоровление организма.

О. В. Петров интерпретирует данный термин как систему, которая создает наиболее вероятные условия для сохранения здоровья, оздоровления организма и развития индивидуального, физического, психоэмоционального, этического здоровья для всех субъектов образования.

Данная система включает в себя:

- Применение полученных сведений мониторинга самочувствия учащихся, проводимого медработниками, и индивидуального наблюдения в рамках реализации педагогических технологий, ее корректировка согласно полученным сведениям.

- Учет особенностей развития школьников, согласно возрастной группе и разработка образовательной стратегии, которая будет полностью соответствовать уровню активности, работоспособности, когнитивных способностей и другим показателям данного возраста.

- Создание благополучной психоэмоциональной атмосферы в ходе внедрения технологии.

- Применение разных методов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, которые направлены на сохранение здоровья, оздоровление организма и улучшение трудоспособности.

Фундаментом здоровьесберегающих технологий считается антропоцентрическая концепция, которая осуществляется по принципу ситуаций личностного развития, относящихся к первостепенным аспектам, помогающим учащимся жить вместе и результативно взаимодействовать. Кроме этого, технологии усиливают вовлеченность самих учащихся в изучение культурных ценностей человеческих отношений, а также накопление опыта, приобретаемого через усовершенствование коммуникативной сферы и деятельности учеников, развитие их саморегуляции, самосознания и деятельного образа жизни в ходе самовоспитания и учебно-воспитательного процесса, а также чувства ответственности за личное самочувствие, жизнь и здоровье иных субъектов.

Резюмируя, можно сделать вывод, что термин «здоровьесберегающие технологии» охватывает все аспекты организационно-педагогической деятельности по развитию, сохранению здоровья и оздоровления организма обучающихся. Здоровьесберегающие технологии состоят из следующих основных компонентов:

- Условия обучения детей в учебном заведении (отсутствие стрессовых ситуаций, адекватные требования и методы образовательного и воспитательного процесса).

- Грамотная организация учебной программы (согласно возрастной группе, половой принадлежности, личностным качествам и гигиеническим нормативам).

- Соответствие педагогического процесса и уровня физической нагрузки, согласно возрасту учащихся.

- Правильно координированный двигательный режим.

Н. К. Смирнов, классифицируя здоровьесберегающие технологии, рассматривает следующие их разновидности:

  1. Медико-гигиенические. В данную категорию входит контроль и помощь в поддержании необходимых санитарно-гигиенических условий, согласно регламенту санитарно-эпидемиологического законодательства. В обязанности врача медицинского кабинета входит проведение вакцинации, консультации, оказание экстренной помощи при обращении учащихся, проведение санитарно-просветительных мероприятий для всех субъектов учебного процесса, отслеживание динамики состояния здоровья учащихся, организация профмероприятий при ухудшении эпидемической ситуации и наступлении эпидемии, к примеру, по гриппу, а также решение других задач, которые входят в профессиональную компетенцию медработника.
  2. Физкультурно-оздоровительные. Основное направление – это улучшение физического самочувствия учеников. Проведение закаливающих мероприятий, тренировка быстрой реакции, силы и иных характеристик, которые отличают здорового крепкого человека, от ученика физически неподготовленного. Осуществляется на уроках физкультуры и в ходе секционных занятий.
  3. Экологические. Направлены на разработку природосообразных, оптимальных экологических факторов жизнедеятельности человека для согласованных взаимных отношений с природой. В рамках учебных заведений проводят озеленение территории вокруг здания, открывают живые уголки, а также организуют участие в мероприятиях по охране окружающей среды.
  4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Данные программы реализуются экспертами по охране труда и защите в чрезвычайных ситуациях (ЧС), жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и т.д., а также архитекторами, строителями, пожарными и другими сотрудниками надзорных инспекций. Так как сохранение здоровья в этом случае разбирается как отдельный случай основной задачи – сохранение здоровья, то требования и рекомендации экспертов учитываются и интегрируются в общую систему данных технологий. Осведомленность учащихся в этих задачах регламентируется изучение курса ОБЖ, преподавателей – курсом «Безопасность жизнедеятельности», а ответственным за безопасное пребывание учащихся в учебном заведении является директор.  

Кроме этого, здоровьесберегающие технологии в ходе педагогического процесса подразделяются на 3 группы:

  1. Организационно-педагогическую, которая определяет ход образовательного процесса, частично прописанного в санитарных нормах и правилах и предотвращающего формирование состояния быстрой утомляемости, ограниченной двигательной активности и иных состояний физической дезадаптации.
  2. Психолого-педагогические, касающиеся индивидуальной работы преподавателя во время урока и воздействия, оказывающегося на обучающихся в течение академического часа. В данную группу входит и социально-психологическое, и педагогическое сопровождение всех деталей учебного процесса.
  3. Учебно-воспитательные, которые включаются в себя программы по освоению правильных навыков заботы о собственном здоровье и формированию культуры здоровья учеников, побуждение к ведению ЗОЖ, а также профилактические мероприятия, касающиеся вредных привычек, предусматривающие проведение педагогической работы с учащимися по завершении уроков и просвещение родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Подходы положенные в основу классификации здоровьесберегающих технологий.

В этом конспекте представлены подходы положенные в основу классификации здоровьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе.

Применение   в   работе   ДОУ   здоровьесберегающих  педагогических   технологий  повысит   результативность   воспитате...

Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе воспитателем в группе раннего возраста

Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе воспитателем в группе раннего возрастаПЛАНИРОВАНИЕ здоровьесберегающих технологий в группе раннего возр...

. Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе

. Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе...

Классификация здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания...

Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых воспитателем в образовательном процессе в группе младшего дошкольного возраста

Классификация включает в себя технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии....