Домашний практикум для детей и взрослых "Расслабляемся вместе!"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Грачева Арина Юрьевна

Практикум содержить игровые упражнения, направленные на повышение уверенности, самооценки, снятие напряжения, ослабление тревожности у детей-дошкольников. Игровые упражнения просты в применении, их можно делать дома, всей семьёй. Это весело, полезно и способствует укреплению положительного семейного климакта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашний практикум для детей и взрослых «Расслабляемся вместе!»

Современный мир полон стрессов, поэтому нужно как можно раньше создать для детей благоприятные условия для полноценного развития, помогать справляться с эмоциональными нарушениями -  тревожностью, неуверенностью, нерешительностью, неустойчивым настроением. Ребёнок никогда не скажет «Мне тревожно», в лучшем случае, скажет: «У меня не получается» или «Я не хочу/я боюсь/я не буду» и покажет своим поведением, что испытывают беспокойство, неуверенность. Фоновая тревога, тревожность стала актуальной темой в профилактике эмоционального неблагополучия. Из тревожных детей вырастают взрослые люди, которым в будущем сложно проявить себя в полной мере, самореализоваться, строить полноценные отношения, создавать семью.

В семье закладываются основы становления личности. Поэтому крайне важно создавать положительную атмосферу, укреплять взаимопонимание, помогать ребёнку формировать положительное самоотношение, справляться с трудностями, развивать лучшие качества. Семейный досуг можно разнообразить с пользой для всех членов семьи, включив в него простые игровые приёмы и упражнения, направленные на снижение внутреннего напряжения и повышение стрессоустойчивости.

Использование игровых приёмов и упражнений основано на том, что:

- игра – это ведущий вид деятельности у дошкольников, нужно дать им возможность наиграться до поступления в школу;

- игра универсальна и доступна для любого возраста, мы играли, играем и будем играть всегда;

- игра сама по себе снимает напряжение, даёт возможность выплеснуть эмоции;

- игра улучшает настроение, атмосферу в семье и ведёт к её сплочению;

- игра развивает внимание, память, мышление, воображение, речь, двигательные функции – всё это необходимо для развития ребёнка;

- игровые упражнения полезны для повышения уверенности и самооценки ребёнка, способствуют самопознанию.

В материале представлены простые игровые задания-упражнения, которые можно делать всей семьёй во время праздников, дней рождения, в выходные дни, дома, на даче. Они не требуют специальных условий и особенно полезны для детей с повышенной тревожностью и чувствительностью нервной системы. Возраст детей - от 3-х лет.

Игровое упражнение «Пьедестал» для повышения уверенности и самооценки.

Возьмите за правило не реже одного раза в неделю отмечать у ребёнка успехи, даже самые малые. Например, в выходной день, когда вся семья в сборе.

Поставьте в центр комнаты стул, предложите ребёнку встать на него (будьте рядом, чтобы ребёнок не упал). Мама или папа (бабушка, дедушка, сестра и т. д.) начинают перечислять то, что у ребёнка получалось хорошо, например, в течение недели: сам ежедневно застилал кровать, помогал убирать со стола, сам убирал игрушки, отлично прочитал стихотворение на утреннике и т. п.). Затем все хором громко говорят: «Саша, ты молодец!» и дружно аплодируют. Можно спросить у ребёнка, какое у него настроение, рад ли он этому, чтобы зафиксировать на эмоциональном уровне его ощущения – положительный эмоциональный опыт. Записывайте успехи ребёнка в блокнот, чтобы ничего не забыть.

Игровое упражнение «Крокодил» для выплеска накопившихся негативных переживаний

Чувствительным, тревожным детям нужно помочь отреагировать тревоги и страхи. Игра «Крокодил» именно на это и нацелена. Выберите из членов семьи, кто будет «крокодилом». Он должен сложить ладони рук так, чтобы они напоминали пасть крокодила. Открывая и закрывая ладони («челюсти»«крокодил» ходит за игроками и пытается поймать кого-либо, ухватив за руку, ногу, плечо и т. д. Пойманный становится «крокодилом». Как правило, игра проходит весело, шумно и очень нравится детям. Можно играть даже вдвоём.

Игровое упражнение «Солдатик и тряпичная кукла» для снятия напряжения (релаксация)

Игра помогает расслабиться, когда предстоит важное событие для ребёнка, например, выступление на утреннике, концерте, перед посещением врача, при приходе в садик, если у ребёнка идёт адаптация и т. д.

Задача – помочь ребёнку быстро напрячь мышцы и быстро расслабить. Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет изображать поочерёдно солдатика и тряпичную куклу. Перед игрой поясните ребёнку, кто такой солдатик, как он стоит навытяжку, покажите. Затем поясните ребёнку, как выглядит тряпичная кукла – голова опущена, руки болтаются вдоль тела, коленки полусогнутые, покажите это. Пусть ребёнок повторит то, что вы показали, потренируется. Далее предложите поочерёдно менять позы по командам «солдатик» – тряпичная кукла». В каждой позе ребёнку нужно пробыть несколько секунд. Играйте, пока ребёнку это будет интересно. Похвалите его. Делайте это вместе с ребёнком!

Игровое дыхательное упражнение «Шарик»

Это упражнение направлено на расслабление. Вы предлагаете ребёнку представить, что он надувает шарик. Спросите у ребёнка: «Какого цвета шарик ты будешь надувать? Сделай вдох через нос, сделай губы дудочкой (покажите ему), сделай выдох через рот, представляя, что ты надуваешь шарик. Ещё раз. И ещё раз. Молодец! Скажи – я спокоен». Упражнение можно делать как перед напряжённой ситуацией, так и после неё.

Игровое упражнение «Радужный дождик» для снятия напряжения (расслабления перед сном)

Дети очень любят водные процедуры. Игра подойдёт для приёма ванны или душа перед сном. Поливайте из душа ребёнка и комментируйте при этом: «Прикрой глазки, представь, что это не просто вода, а радужный дождик льётся на тебя, разноцветные струйки сбегают по тебе, по твоей голове, щечкам, шее, плечам, рукам, животику, спине, ногам. Представь, какого цвета эти струйки… Почувствуй, как приятно прикосновение радужного дождика к твоему телу. Тебе становится спокойно и хорошо. Этот удивительный радужный дождик обтекает всё твоё тело. Давай подышим – вдох, выдох (показать). С каждым вдохом ты наполняешься силой, здоровьем. Молодец! Радужный дождик желает тебе спокойной ночи». После этого сон ребёнка будет более спокойным.

Игровая арт-техника «Каракули»

Это весёлое путешествие в глубинки внутреннего мира. Технику выполняйте обязательно вместе с ребёнком. Инструкция:

1. На листах А4 цветными карандашами или мелками вы и ребёнок рисуете любые линии, завитушки, каракули, не задумываясь. Рука двигается свободно. Выбирайте любые цвета, 3-5. Можно рисовать одной рукой, двумя одновременно или поочерёдно. Полезно рисовать левой рукой, если ребёнок правша.

2. Рассмотрите каракули. Попробуйте найти среди них образы – фигуры, цифры, предметы, включите воображение. Помогите в этом ребёнку. Обычно получается 10-15 образов. Обведите эти образы цветными карандашами, выделите их и дайте интересные названия.

3. Обсудите с ребёнком, спросите, что нравится в рисунке, что не нравится, может, что-то пугает. Можно спросить ребёнка про образ, который ему особенно понравился или нет, задать вопросы: «Как ты думаешь, о чём он думает, что делает, что чувствует, какое у него настроение? Он весёлый или грустный, сердитый или добрый, смелый или пугливый? Почему?». Если ребёнку трудно отвечать, не настаивайте.

4. Расскажите ребёнку про свои образы. Попробуйте сочинить историю вместе с ребёнком про какой-либо образ.

Эта техника психотерапевтическая, глубокая. В домашних условиях вы создаёте для ребёнка условия для самовыражения. Техника сама по себе помогает отреагировать вытесненные в подсознание чувства. Даже без обсуждения.

Представленные игры-упражнения – это далеко не полный набор того, во что вы можете играть со своим ребёнком. Играйте чаще в любые игры, которые нравятся и приняты в вашей семье. Расслабляйтесь вместе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашни й п рактикум для взрослых и детей «Расслабляемся вместе» Подготовил: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №343» Грачева Арина Юрьевна

Слайд 2

Зачем это нужно Польза и для ребёнка, и для родителей Организация здорового досуга, особенно, если на улице непогода Улучшение эмоционального контакта с детьми и общего семейного климата Позитивные эмоции и эмоциональная разгрузка

Слайд 3

Весёлые и полезные игры дома Игра – ведущий вид деятельности у дошкольников, нужно дать им наиграться до школы Игра универсальна, мы играли, играем и будем играть всегда Игра сама по себе снимает напряжение, даёт выплеск эмоциям Игра улучшает атмосферу в семье и ведёт к сплочению Игра развивает внимание, память, мышление, воображение, речь, двигательные функции – всё это необходимо для малыша Игра й те чаще в любые игры, которые нравятся и приняты в ваше й семье

Слайд 4

Игровые упражнения для снятия напряжения и повышения уверенности «ПЬЕДЕСТАЛ» Возьмите за правило не реже 1-го раза в неделю отмечать у ребёнка успехи, даже самые малые. Например, в выходной день . Поставьте в центр комнаты стул, предложите ребёнку встать на него (следите, чтобы не упал). Мама или папа (бабушка, дедушка, сестра и т.д.) начинают говорить о том, что у ребёнка получилось хорошо, например, сам ежедневно прибирал кровать, помогал убирать со стола, сам убирал игрушки, удачно выступил на утреннике и т.п.). Затем все хором громко говорят: « Ты молодец!» и аплодируют. Чтобы не забыть про успехи ребёнка, записыва й те их в блокнот.

Слайд 5

Игровые упражнения для снятия напряжения и повышения уверенности «КРОКОДИЛ» Тревожным детям нужно помочь выплеснуть свои тревоги и страхи. Игра «Крокодил» именно на это и нацелена. Выберите, кто будет «крокодилом». Он должен сложить ладони рук так, чтобы они напоминали пасть крокодила. Открывая и закрывая ладони («пасть»), он ходит за игроками и пытается по й мать кого-то, ухватив за руку, ногу и т.д. Пойманны й становится «крокодилом». Детям, как правило, очень нравится эта игра, можно играть даже вдвоём.

Слайд 6

Игровые упражнения для снятия напряжения и повышения уверенности «Солдатик и тряпичная кукла» Игра помогает расслабиться, когда предстоит важное событие – выступление на утреннике, концерте, посещение врача, приход в садик, если ребёнку пока не очень комфортно и т.п. Задача – быстро напрячь мышцы и быстро расслабить. Поясните ребёнку, кто тако й солдатик, как он стоит навытяжку, покажите. Поясните ребёнку, как выглядит тряпичная кукла – согнутая, руки болтаются, коленки полусогнутые, покажите. Предложите поочерёдно менять позы по команде «Солдатик» – «Тряпичная кукла», повторя й те, пока ребёнку это будет интересно. Похвалите его. Делайте это вместе с ребёнком !

Слайд 7

Игровые упражнения для снятия напряжения и повышения уверенности «НАДУВАЕМ ШАРИК» Дыхательное упражнения для расслабления, при котором Вы предлагаете ребёнку представить, что он надувает шарик. «Какого цвета шарик ты будешь надувать? Сделай вдох через нос, выдох долги й через рот, губы дудочко й , представь, что ты надуваешь шарик. Ещё раз. И ещё раз. Молодец! Скажи – я спокоен». Упражнение можно делать перед напряжённо й ситуацие й или после неё.

Слайд 8

Игровые упражнения для снятия напряжения и повышения уверенности «Радужны й дождик» Дети очень любят водные процедуры. Игра подо й дёт и для приёма ванны, и для душа перед сном. Полива й те из душа ребёнка и комментируйте при этом: «Прикро й глазки, представь, что это не просто вода, а радужны й дождик льётся на тебя, разноцветные стру й ки сбегают по тебе, по твое й голове, щечкам, шее, плечам, рукам, животику, спине, ногам. Представь, какого цвета эти струйки . Почувствуй , как приятно прикосновение радужного дождика к твоему телу. Тебе становится спокойно, хорошо . Этот удивительны й радужны й дождик обтекает всё твоё тело. Дава й подышим – вдох, выдох. С каждым вдохом ты наполняешься силой, здоровьем. Молодец ! Радужный дождик желает тебе спокойно й ночи ». После этого сон ребёнка будет более споко й ным.

Слайд 9

Игровая арт-техника «Каракули» Это весёлое путешествие в сво й внутренни й мир. Технику выполня й те вместе с ребёнком. 1. На листе А4 цветными карандашами или мелками рисуете любые линии, завитушки, каракули, не задумываясь. Рука свободна. Выбира й те любые цвета. 2. Можно рисовать одно й руко й , двумя одновременно или поочерёдно. Полезно рисовать лево й , если ребёнок правша. 3. Рассмотрите каракули. Попробу й те на й ти среди них образы – фигуры, цифры, предметы, включите воображение. Обычно получается 10-20. Обведите эти образы цветными карандашами, выделите их и дайте интересные названия. 4. Обсудите с ребёнком, спросите, что нравится в рисунке, что не нравится, может, что-то пугает. Можно спросить ребёнка про образ , который ему понравился или нет, как ты думаешь, о чём он думает, что делает, что чувствует? Подскажите, он весёлы й или грустны й, сердиты й или добры й, смелы й или пугливы й ? Почему? 5. Расскажите про свои образы . Попробуйте сочинить историю вместе с ребёнком про какой-то образ . Техника сама по себе помогает отреагировать вытесненные в подсознание чувства !

Слайд 10

Приятного семе й ного времяпрепровождения !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Самыми распространенными формами работы воспитателей, инструктора по физкультуре с семьей являются физкультурные досуги, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в...

Практикум "Готовимся к Новому году вместе"

Практическое занятие с родителями при подготовке к Новому году, украшения на ёлку и интерестные формы блюд для детей....

Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...

Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления...

Семинар - практикум: "Играем в подвижные игры вместе"

Семинар - практикум для родителей на тему: "Играем в подвижные игры вместе"...

Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» (в рамках работы Родительского открытого университета)

Цель: – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.Задачи:•         показать родителям знач...

Практикум для родителей Артикуляционная гимнастика вместе с мамой

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для к...