Авторская методическая разработка: "Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельбух»
методическая разработка (старшая группа)

Черныш Вера Николаевна

Авторская методическая разработка: "Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельбух»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_pravilnom_pitanii_vimmelbuh_1_2.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт конкурсной работы

Название конкурсной работы

«Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельбух»

Автор (ФИО-полностью)

Черныш Вера Николаевна, воспитатель

Измайлова Елена Викторовна, старший воспитатель

Детский сад - полное и краткое наименование  (в соответствии с уставом)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109»

МБДОУ «Детский сад № 109

Адрес, номер телефона, электронная почта педагога (совпадет  с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте)

606019, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Пирогова, д.21а

Тел:(8313)22-16-44

Эл. почта: ds109_dzr@mail.52gov.ru

Возраст учащихся

Подготовительная к школе группа с тяжелыми нарушениями  речи  (ТНР) 6-7 лет

Используемая часть программы  «Разговор о правильном  питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Разговор о правильном питании» 1 часть

I. Календарно-тематическое планирование

Перспективный план

по формированию представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Виммельбух» в рамках программы «Разговор о правильном питании», часть 1

Месяц

Методическое пособие

Тема

Задачи

Дидактическое пособие Виммельбух

1

Сентябрь

«Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО»

О.А. Воронкевич

«Рассматривание и сравнение овощей и фруктов».

Формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему есть их необходимо регулярно; научить детей выбирать самые полезные продукты.

«Ягоды, овощи и фрукты»

2

Октябрь

«Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО»

О.А. Воронкевич

«Рассматривание злаковых растений» (пшеница- овес, ячмень-рожь).

Формировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, различных вариантах завтрака

«Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной»

3

Октябрь

«Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим» Е.Н. Краузе

«Огород. Овощи».

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их полезными свойствами и значением для организма; познакомить со значением витаминов и минеральных веществ.

«Ягоды, овощи и фрукты»

4

Октябрь

«Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим» Е.Н. Краузе

«Сад. Фрукты».

Дать представление о разнообразии вкусовых ощущений от разных продуктов и блюд.

«Ягоды, овощи и фрукты»

5

Октябрь

«Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО»

 О.А. Воронкевич

«Чудесное яблоко» или «Зеркало нашей души».

Воспитывать понимание того, что зрение нужно развивать и беречь.

«Если хочешь быть здоров»

6

Ноябрь

«Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим» Е.Н. Краузе

«Посуда».

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

«Кто жить умеет по часам»

7

Декабрь

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

 И. М. Новикова

«Здоровый образ жизни в большом городе».

Формировать у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, о составляющих здорового образа жизни, об организации досуга в большом городе.

«Если хочешь быть здоров»

8

Январь

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

 И. М. Новикова

«Я - ребенок. Мой образ жизни».

Расширять и закреплять представления детей об отличии организма ребенка от организма взрослого человека. Формировать представления об образе жизни и его значении для здоровья человека, о специальной организации образа жизни ребенка в детском саду.

«На вкус и цвет товарищей нет»

9

Февраль

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

 И. М. Новикова

«Вода».

Формировать представление о значении воды для жизни человека, необходимости использования для употребления в пищу и выполнения санитарно- гигиенических процедур чистой воды.

«Как утолить жажду»

10

Февраль

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

 И. М. Новикова

«Что я знаю о себе? Мой организм».

Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств и их значении.

«Если хочешь быть здоров»

11

Март

«Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе ДОО»

 О.А. Воронкевич

«Что и как человек ест».

Сформировать представление о связи рациона питания и занятий спортом, о высококалорийных продуктах питания.

«Кто жить умеет по часам»

12

Апрель

«Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим» Е.Н. Краузе

«Весенние работы на селе».

Расширять представления детей

о сельскохозяйственных работах,

 об условиях, необходимых для роста и развития растений. 

Сформировать представление о связи рациона питания и работой.

«Кто жить умеет по часам»

13

Апрель

«Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим» Е.Н. Краузе

«Откуда хлеб пришел?».

Формирование представления об обеде как обязательном дневном приеме пищи, его структуре.

Сформировать представления о ценности и влиянии хлеба на детский  организм. 

«Кто жить умеет по часам»

14

Май

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

И. М. Новикова

«Питание и здоровье».

Формировать представления детей о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно- гигиенические правила при употреблении пищи.

«Если хочешь быть здоров»

II. Описание системы работы по реализации выбранной части программы

Основные воспитательные и образовательные задачи, которые выдвигает конкурсант при реализации методики

Для того чтобы работа была не только интересной, но и эффективной, при постановке задач мы учитывали возрастные особенности детей и их возможности. Цели и задачи направлены на формирование у детей основ правильного питания.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельбух.

Задачи:

-Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему есть их необходимо регулярно; научить детей выбирать самые полезные продукты;

- Дать представление о правилах рационального питания, и о зависимости здоровья от рационального питания;

- Познакомить детей со значением молока и молочных продуктов, хлебе, кашах;

- Формировать представления о значении жидкости для организма человека и ценности разнообразных напитков;

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду книгами Виммельбух;

- Оптимизировать работу с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Вимельбух.

Наш детский сад сотрудничает с МБУ ДО «Эколого-биологический центр» г.Дзержинска. На основе заключенного договора детский сад получает бесплатные тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» для воспитанников.

Основные формы и направления педагогической работы, используемые конкурсантом  при реализации выбранной части программы

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Книжный уголок дополнили литературой с иллюстрациями о продуктах, содержащих витамины, пользе здорового питания для детей. В уголке изобразительной деятельности поместили альбомы-раскраски. Уголок «Здоровячок» оборудовали познавательно-исследовательской литературой «Такая разная вода», «Полезные продукты», альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты бесед о рациональном питании, сюжетных игр, рассматривания иллюстраций, досуга.

В группе развесили плакаты «Сервировка стола», «Правила питания».

Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи, мы разработали свои книги Виммельбухи, в котором собраны картинки по следующим темам: «Ягоды, овощи и фрукты», «Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной», «Если хочешь быть здоров», «Кто жить умеет по часам», «На вкус и цвет товарищей нет», «Как утолить жажду». Мне очень хотелось, чтобы в наших книгах было создано небольшое уютное пространство, понятное ребенку. Ведь для ребенка пространство, в котором он существует, это не мир, а дом.

Разделы направления работы

Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Виммельбух велась по трем направлениям: «Витимаины», «Полезные и не полезные продукты», «Правила здорового питания».  

Описание методики реализации программы в соответствии с темой

1. Витамины  Первое направление формирования у детей представлений о рациональном питании представляет раздел «Витамины», который представлен книгами Вимельбуха «Ягоды, овощи и фрукты», «Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной».

Для начала была проведена беседа с детьми «Витамины вокруг нас». К детям в гости приходила кукла Витаминка, которая с помощью мультимедийной презентации познакомила детей с понятием «витамины», их обозначением и пользой для организма человека. В процессе беседы помогала детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, о том, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. В начале беседы спросила у детей: кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался?

 Далее Витаминка предложила детям при помощи книги Виммельбух поиграть в игру «Витаминная азбука» с целью закрепления знаний о том, какие витамины в каких продуктах содержатся, какие наиболее полезные и почему, а также, о влиянии витаминов на организм детей. Нужно было найти изображением продукта, и рассказать какого витамина больше всего в данном продукте. Например, морковка. Дети говорили, что в морковке больше всего витамина А и т.д.

При дальнейшей работе с Виммельбухом «Ягоды, овощи и фрукты» мы с детьми приготовили фруктовый шашлык, закрепили умение детей осознанно подходить к своему питанию, заботиться о том, чтобы не вызвать пищевую аллергию, а также, воспитывать ответственность за свое здоровье. Нам пришло звуковое письмо от куклы Маши, она говорила, что у нее скоро день рождения, она хочет пригласить друзей на день рождения, но не знает, чем их угощать. Давайте ей поможем. Что лучше всего подать гостям – торт, пирожные, конфеты и газировку или фрукты и ягоды? Дети сказали, что полезнее будет подать ягоды, потому, что во фруктах и ягодах много полезных витаминов. Затем дети составляли рецепт фруктового шашлыка. Они вместе решали, какие фрукты и ягоды выбрать. Например, Саша сказал, что у него аллергия на апельсины и их не надо брать, а нужно взять яблоки и груши. Дети согласились, что лучше обойтись без апельсинов, но Катя предложила еще добавить бананы и малину.        

При проведении игры «Чудо дерево» с Виммельбухом «Ягоды, овощи и фрукты», закрепляли знания детей о полезности и необходимости разнообразных продуктов детскому организму, расширяли знания детей о полезных свойствах продуктов, соответствии между любимыми и полезными продуктами.

Напомнили детям, что на ОД читали стихотворение К. Чуковского «Чудо-дерево», может и им попробовать вырастить у себя такое же? Предложили детям стать садовниками здоровья и вырастить чудо-дерево, на котором будут расти витаминные продукты. Дети, на картинки с изображением ягод, овощей и фруктов помещали карточки с изображением макетов деревьев. На вопрос: почему именно этот продукт? Они отвечали, например, Надежда повесила карточку с макетом дерева на картинку с изображением апельсина и сказала, что в апельсинах много витамина «С», и он нужен, чтобы был хороший иммунитет у организма и дети не болели и т.д.

2. Полезные и не полезные продукты. В следующем направлении «Полезные и неполезные продукты» знакомили детей с продуктами и водой, влиянием воды на организм человека.

В начале, была проведена беседа с детьми «Полезно – не полезно». Данной беседой формировали у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Рассказывали детям, что полезно для организма, а что вредно. О том, что воду нельзя ничем заменить. Больше половины своего веса состоит из воды, не из сока, не из лимонада, но берет организм воду только из вне, то есть, вода добавляется, только когда человек пьет.

Работая над темой «Как утолить жажду» предложили найти на страницах книги, где находится вода, что человек делает с водой, закрыть их фишкой, рассказать об этом, привести пример из личного опыта

Есть еще вредные продукты, например, жаренное, соленое, сладкое. Нет, жареную картошку или жареные котлеты не вредны, если есть их редко, но если есть только их, то остальные витамины в организм не попадут и здоровым человек не будет. Для закрепления материала были проведены подобранные и проведены к данной теме игры с Виммельбухом «На вкус и цвет товарищей нет», «Полезно-не полезно», «Кубики Вкуснятина», «Наполни корзину», «Что нам нужно каждый день»

Например, при проведении игры «Полезно-не полезно», формировали у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, развивали познавательный интерес и представления детей о полезных и не полезных для человека продуктах. Предлагали детям отгадать загадки, найти картинку с отгадкой и дать оценку продукту, который они отгадают. Например, первое блюдо на каждый обед, ешь с аппетитом, и голода нет. (Это суп). Дети сказали: есть суп каждый день очень полезно для здоровья организма.

Или: Мала крошка, соберу немножко. В воде поварят. Кто съест, похвалят. (Это каша). Дети сказали, что каша очень полезна, она дает заряд бодрости для человека на каждый день, каши лучше есть с утра, тогда хватит сил и поиграть, поучиться.

При проведении игры «Следопыты», старались дать детям представление о многообразии каш. Дети с помощью лупы должны были сначала, собрать продукты для определенной каши. Дети с удовольствием играли в эту игру и неплохо справились с заданием.

3. Правила здорового питания. В следующем направлении «Правила здорового питания» дети познакомились с полезными продуктами, с белками, жирами, углеводами и водой, влиянием воды на организм человека. Вначале была проведена беседа с детьми «Здоровое питание – здоровая жизнь».

Началась беседа с разговора о правильном питании. Я спросила: для чего мы питаемся? Ответы были такими, что питаемся мы для того, чтобы жить. Тогда я спросила. А нам все равно, что есть? Дети сказали, что нет, что нам важно, чтобы еда была полезной и разнообразно, чтобы получить все необходимые витамины. Я сказала, что не только витамины важны в той еде, которую мы едим. В продуктах есть еще и белки, жиры, углеводы и минеральные вещества.

Например, белки – строительный материал для нашего организма, без белков мы не вырастем. Белки есть в молоке, яйцах, мясе, орехах. Для строительства организма нужны не только белки, но и энергия, а энергия – это жиры и углеводы. Когда их много, они накапливаются, и мы толстеем, но без них тоже, нельзя. Жиры содержатся в масле, в сале. Поэтому, чтобы быть здоровым нужно есть разнообразную пищу. Так же, важна вода, для организма, чтобы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества могли попасть в клетку, дойти до пункта назначения. Они должны раствориться в воде и с кровью попасть туда, где они нужны. Вода очень важна для жизни и здоровья.

Для закрепления материала были проведены подобранные и проведены к данной теме игры с Виммельбухом: «Наполни корзину», «Чудесные деревья». Например, при проведении игры «Журналисты», расширялись представления детей о значении питания в жизни людей. Я брала на себя роль журналиста, который задает вопросы, а дети   отвечали на мои вопросы, рассказывая какие полезные продукты они купили, и объясняли, почему купили именно это. Например, Саша сказал, что он купил чернику, потому, что в ней много витаминов для зрения, и он очень хочет укрепить свое зрение.

В этом же направлении «Правила здорового питания» расширяли представления детей о рациональном питании (объеме пищи, режиме питания, разнообразии питания и последовательности питания). Была проведена беседа «Правила рационального питания» посредством которой дети получили представления о здоровье как о ценности, о рациональном питании (объеме пищи, режиме питания, разнообразии питания и последовательности питания). После проведения беседы, для закрепления представлений были подобраны игры со страницами Виммельбуха: «Веселые повара», «Что нам нужно каждый день», «Меню спортсмена», «Составь меню и расскажи о нем», «Рекламный мячик».

Например, при проведении игры «Веселые повара», знакомила детей с навыками правильного рационального питания, посредством соотнесения любимых продуктов и их пользой для здоровья человека. Предложила детям глядя на страницу Виммельбуха с изображением продуктов и готовых блюд, собрать из предложенного ассортимента меню, на завтрак, обед и ужин, при этом, блюда должны быть не только вкусными, но и полезными. Дети должны были обосновать свой выбор. Например, Марина на завтрак выбрала карточку с манной кашей, на обед – суп и пюре с котлетой, а на ужин макароны и сосиски. Я спросила, а из каких блюд, человек, который это съест, получит витамины. И Марина поняла, что ошиблась, добавила в каждый прием пищи овощные салаты.

Путешествуя по «Городу Здоровья» по страницам Виммельбуха «Если хочешь быть здоров», я превращалась в учёного, ребятам предлагала возможность «посетить» физкультурно- оздоровительный комплекс, где дети узнали о разнообразных видах спорта, спортивного инвентаря, о пользе соблюдения режима дня для спортсмена и о том, как спортсмены питаются и т.д.

При работе с Виммельбухом «Кто жить умеет по часам», формировала у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, развивала познавательный интерес.

Методы и приемы

Проводя работу по формированию представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Виммельбух использовались следующие методы и приемы: словесные: рассказ педагога, риторические вопросы, беседа до и после рассказа, рассматривание наглядных материалов; наглядные: показ способа действий, показ предметов, демонстрация картин, иллюстраций, использования ТСО; практический: упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие, речевые); игровой: использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами, вопросы, указания, объяснения, показ, воображаемая игровая ситуация; экспериментирование: формирование способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, решение познавательной задачи.

Участие родителей при реализации методики

Федеральный государственный стандарт образования (ст.1.6) направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Перед тем, как проводить мероприятия с родителями, провели анкетирование среди родителей «О рациональном питании детей», чтобы понимать уровень представлений и компетенций родителей. В итоге, 60% родителей, на вопрос «Знаете ли вы, что такое рациональное питание», ответили, что нет, в итоге анализа проведенного анкетирования мы пришли к выводу, что только 10% родителей знают хорошо, что такое рациональное питание и стараются придерживаться рационального питания в семье, остальные родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области рационального питания, некоторые не имеют ни малейшего представления о диетическом, детском питании.

После этого, решили провести просветительскую работу с родителями, чтобы развивать их представления и повысить педагогическую компетенцию в вопросе рационального питания в рамках семейного воспитания

Было проведено родительское собрание, на тему: «Рациональное питание». В начале, мы провели беседу «Влияние рационального питания на растущий организм ребенка», затем, с помощью родителей, оформили книгу Виммельбух «На вкус и цвет товарищей нет». На собрании, мы попросили родителей подготовить небольшой рассказ, о том, какое блюдо является самым любимым, красочно оформить рецепт на альбомном листе, приготовить его дома и сфотографироваться на фоне блюда. Затем из принесенных родителями описаний, мы составили Виммельбух, который поместили в уголке, вместе с остальными Виммельбухами, чтобы дети, могли с ним ознакомиться и обсудить во время самостоятельной деятельности.

Анкетирование родителей проводилось дважды. Анализ ответов респондентов показал положительный результат.

Родители стали понимать, что здоровье ребенка напрямую зависит от его питания, от примера семьи и от того, насколько серьезно они сами относятся к этому. Если на начальном этапе некоторые родители сомневались, нужно ли обучать ребенка здоровому питанию в детском саду, то на конечном этапе таких не осталось. 66,7% родителей были уверены, что это необходимо, а остальные (33,3%), что это скорее нужно.

Также совместно с детьми и родителями прошло совместное развлечение «Папа, мама, я – здоровая семья».

Были подготовлены памятки для родителей «Самые важные продукты для роста и развития ребенка».

На информационном стенде для родителей были помещены памятки «Здоровое питание», «Витамины наши друзья и доктора», детские работы по изобразительной деятельности на тему «Правильное питание».

Оценка эффективности методики

Педагогический мониторинг А.А. Ошкина «Критерии и показатели сформированности представлений о рациональном питании»

  1. Наличие   представления о полезных и вредных продуктах питания.
  2. Наличие представления о правилах рационального питания.
  3. Наличие представлений детей о пользе молочных продуктов, хлебе, кашах.
  4. Наличие представлений о назначении воды для организма человека.
  5. Наличие представлений о зависимости здоровья от рационального питания.

Результаты первичной диагностики выявили низкий уровень представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста.

С целью выявления эффективности, проведённой нами работы, была проведена повторная педагогическая диагностика.

Сравнительный анализ данных после повторного обследования показал положительную динамику по всем критериям. Дети владеют представлениями о рациональном питании, осознают необходимость сохранения и укрепления здоровья, посредством рационального питания.

Они с интересом и желанием включаются в различные виды деятельности по данному направлению, охотно помогают другим ребятам в выполнении заданий, проявляют инициативу в выборе форм активности. Они проявляют умение аргументировано объяснить зависимость здоровья человека от качественного состава пищи. Таким образом, результаты диагностики выявили общую положительную динамику.

Результатом стало повышение интереса детей к своему здоровью через  книгу. Изменилось отношение детей к книгам: они стали аккуратнее и бережнее к ним относиться.

Активное участие приняли и родители, которые внесли вклад в оформление книжного уголка, пополнение его новыми книгами о здоровом образе жизни.

Таким образом, программа «Разговор о правильном питании» способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению здоровья, рациональному питанию. Путешествуя по этой удивительной, сказочной стране под названием «Правильное питание» дети узнают много интересного, полезного, нужного для того, чтобы вырасти красивыми, сильными, здоровыми. 

III. Методическое описание одного или двух занятий, связанных с реализацией методики

Конспект викторины «Клуб знатоков правильного питания»

Цель: поддержание у детей интереса к теме, обобщение у них представлений о полезных для здоровья продуктах, развитие познавательных навыков.

Задачи:

 Совершенствовать представления у детей о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, закрепить умение выбирать самые полезные из разнообразных предложенных продуктов.

Продолжать развивать познавательный интерес, познавательную активность через познавательную деятельность.  

Способствовать развитию познавательных процессов при выполнении разных заданий: произвольного внимания, памяти (словесной и зрительной) и мышления (анализировать, сравнивать и обобщать).

Продолжать формировать у детей диалогическую речь: внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать.

Обогащать словарный запас детей.

Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища, работать в группах.

Средства: карточки с вопросами для викторины, карточки с изображением различных овощей и фруктов для приготовления салатов, и супов, сок, фрукты и овощи для дегустации, крупы, черный ящик, мяч, плакаты для украшения зала(4шт), виммельбухи.

Способы: игровая ситуация, проблемные вопросы, беседа, рассуждения детей, рассматривание натуральных продуктов и картинок, загадки, использование художественного слова, практические действия детей с продуктами, задания с картинками, виммельбухи «Если хочешь быть здоров», «Как утолить жажду», «Кто жить умеет по часам», «На вкус и цвет товарищей нет», «Ягоды, овощи и фрукты», «Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной».

Предварительная работа: тематические занятия, индивидуальные беседы с детьми о правильном питании, экскурсия на пищеблок, работа в тетрадях «Разговор о здоровье и правильном питании», рассматривание иллюстраций и тематических альбомов, изобразительная деятельность (рисование любимых блюд, лепка и аппликации), чтение художественной литературы (сказки, пословицы), отгадывание разнообразных загадок о продуктах (овощи и фрукты, молочные продукты, разные напитки, хлебобулочные изделия, крупы и каши, посуда), опытническая деятельность, самостоятельная деятельность с лэпбуком «Каша-матушка наша», игры «Советы Хозяюшки», «Законы питания», «Знатоки», «Угадай-ка», «Приготовь блюдо» (с карточками), «Из чего готовят соки», «Овощи и фрукты».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!    Сегодня в честь нашей встречи, я приготовила для вас игру-викторину, которая называется «Клуб знатоков». Но сначала, ребята, давайте поздороваемся.

-Добрый день!

-Здравствуйте!

Воспитатель: А знаете ребята, мы ведь не просто поздоровались, мы сказали, здравствуйте, это значит, что мы пожелали здоровья друг - другу и всем присутствующим.

-Здравствуйте! – вы сказали человеку.

-Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку,

А здоровым будет много лет.

Ну что ж, уважаемые знатоки, начинаем игру «Клуб знатоков правильного питания»

Знатоки будут играть в двух командах «Мандаринки» и «Апельсинки».

 Команда «Апельсинки»

Девиз:

Золотые апельсинки

Это солнца витаминки

Это шутки это смех

Это радость и успех

Команда «Мандаринки»

Девиз:

Витамины всем нужны, в жизни очень мы важны

Мандарины побеждают, никогда не унывают.

В каждой команде по 6 человек. Есть в командах капитаны. В жюри будет работать 3 человека – это ребята из нашей группы, которые будут оценивать правильность ответов и выдавать за победу в раундах витаминки  (мандарины и апельсины)

ТУР 1Виммельбух «Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной».

 «Кастрюлька, вари!!!»

Ведущий.

Ребята, отгадайте загадку.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(Каша)
Ведущий.

Лучше каши нет на свете,

Обойди весь белый свет!

Любят взрослые и дети,

Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,

Каша нам всегда нужна,

В каждом доме, в каждой кухне,

Каша быть всегда должна!

А из чего готовят каши???

А теперь внимание, послушайте задание!

Сейчас каждая команда получит несколько кастрюль, в которых варятся каши, и надписи с названиями. Ваша задача, внимательно рассмотреть и определить какая каша варится в кастрюльке и подписать. (наклеить наклейки)

Подведение итогов.

ТУР 2 «Каша – радость наша»

Каши – это очень полезные, питательные, вкусные и необходимые продуты питания, которые дети должны употреблять каждый день на завтрак. Доказано, что все каши полезны для детей. Каждая из круп содержит уникальный комплекс необходимых веществ: растительные белки и углеводы, минеральные вещества, витамины группы В. 

1. Кашу не испортишь...

Маслом

Сметаной

Шоколадом

2. Как называется каша, сваренная из смеси нескольких круп?

Счастье

Дружба

Любовь

3. Какую кашу называют кашей красоты?

Овсяную

Манную

Рисовую

4. Какая каша улучшает состояние зубов и дёсен?

Рисовая

Кукурузная

Перловая

5. Какую кашу называют «жемчужной»?

Перловую

Гречневую

Пшённую

6. Какая каша самая калорийная? Также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.

Ячневая

Манная

Овсяная

ТУР 3. Виммельбух «Ягоды, овощи и фрукты»

Овощная разминка. 

Сейчас каждый из участников выберет себе картинку с овощем. Внимательно посмотрите на свою картинку. Задание, следующее я сейчас буду читать стихотворение Сергея Михалкова «Овощи», как только вы услышите название своего овоща нужно встать с места и сесть. Приготовились? Будьте внимательны!

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла, 

Хозяйка с базара домой принесла: 

Картошку, 

Капусту, 

Морковку, 

Горох, 

Петрушку и свеклу. 

Ох!...
Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: 

Картошка? 

Капуста? 

Морковка? 

Горох? 

Петрушка иль свекла? 

Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: 

Картошку, 

Капусту, 

Морковку, 

Горох, 

Петрушку и свеклу. 

Ох!...
Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: 

Картошка, 

Капуста, 

Морковка, 

Горох, 

Петрушка и свекла. 

Ох!...

И суп овощной оказался не плох! 

Подведение итогов 3 тура.

ТУР 4Виммельбух «На вкус и цвет товарищей нет»

Задание № 1 под названием «Дегустаторы». Задание для обеих команд.  (На вкус и по цвету ребята определяют предложенный ведущим сок, называют фрукт или овощ, из которого приготовлен предложенный сок).

Задание № 2 под названием «Гурманы». Задание для обеих команд. (Закрытыми глазами ребята определяют на вкус и на запах, предложенные ведущим овощи или фрукты и называют их).

 Для дегустации ребятам предлагается морковный, яблочный, тыквенный, томатный сок, а также овощи и фрукты.

                                        Игра «Полезно - неполезно»

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Если продукт полезный, хлопните в ладоши и громко скажите: «Да!», если неполезный, тогда все дружно топните и скажите: «Нет!»

                             Есть вредные и полезные продукты питания.

                             Кто даст правильный ответ,

                             Что полезно, а что нет?

                            - Яблочный сок (Да)

                            - Пепси, лимонад (Нет)

                            - Жареные семечки (Нет)

                            - Сахар - рафинад (Нет)

                             - Пирожки горячие (Да)

                             - Чипсы хрустящие (Нет)

                             - Молоко и каша (Да)

                             - Фрукты, простокваша (Да)

ТУР 5 Виммельбух  «Ягоды, овощи и фрукты»

Конкурс капитанов» команд.

Каждому из вас я буду загадывать какой-нибудь овощ или фрукт, а вы по описанию должны догадаться, о чем я говорю.

1. Картошка – это овощ, растет на грядке, под землей, по форме округлый, коричневая корочка, внутри белый, из него готовят много разных блюд;

2. Морковь – это овощ, продолговатая, оранжевая, сладкая на вкус, растет на грядке, полезна для глаз;

3. Капуста – это овощ, растет на грядке, много одежек и все без застежек, круглая, зеленого цвета, хрустит на зубах, содержится в ней много витаминов;

4. Яблоко – это фрукт, бывает красным, зеленым, желтым, на вкус бывает кислым, сладким, кисло-сладким, растет на дереве, очень полезно, из него варят варенье, компот, пекут шарлотку;

5. Лимон – это фрукт, желтого цвета, кислый на вкус, полезен при простуде, добавляют в чай, варят из него варенье;

6. Банан – это фрукт, растет в тропиках на пальме, желтого цвета, на вкус сладкий, чтобы съесть его надо снять корочку.

Физкультминутка «Испечем пирожки»

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные.

Тесто замесили,

Сахар не забыли,

Тесто скалкой раскатали,

И ничуть мы не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок – за пирожком.

Ну-ка, печка, Дай, пирожкам местечко.

 ТУР 6 Виммельбух «На вкус и цвет товарищей нет»

Вопросы гостям:

1. Любимое лакомство Карлсона? (Варенье, плюшки)

2. Изделие из теста, убежавшее от дедушки и бабушки? (Колобок)

3. Еда, которую можно приготовить из строительного инструмента (каша)

4. Угощение для больной бабушки (пирожки и горшочек масла)

5. Кто спас Машеньку с братцем от гусей – лебедей? (молочная река – кисельные берега, печка с ржаными пирожками, яблонька с яблочками).

6. Какой овощ тянули впятером, а вытянули вшестером? (репка)

7. Что испекла для батюшки - царя Царевна – лягушка? (каравай)

8. Гостинцы, которые нёс медведь в коробе (пирожки)

9. Чем угощалась Маша в избушке трёх медведей? (похлёбка) 

 ТУР 7 «Напитки» Виммельбух «Как утолить жажду»,

О необходимости употребления жидкости человеком известно давно. Врачи утверждают, что запас влаги в организме должен быть не менее 2 литров. Именно столько воды нужно выпивать ежедневно. Однако напитки бывают разные. Ребята, меньше употребляйте газированных напитков, т. к. они содержат вещества, вредные для вашего организма. Предпочтение отдавайте напиткам, полезным для здоровья.

1. Как называется освежающий напиток, смесь воды и соков из ягод или фруктов с добавлением мёда или сахара?

Квас

Морс

Лимонад

2. Этот напиток обычно варят из сухофруктов

Компот

Кисель

Чай

 3. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения

Кефир

Морс

Молоко

4. Какой сок называют «королём витаминов»?

Персиковый

Гранатовый

Апельсиновый

5. Этот напиток считается вредным для детского организма

Газированная сладкая вода

Минеральная вода

Чай

6. Как называется сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из свежих и сушеных фруктов и ягод, фруктово-ягодных соков, сиропов, варенья?

Кофе

Кефир

Кисель

Рефлексия:

- Интересная ли для вас была игра?

- Что вам больше понравились и почему?

- Что было трудно для вас?

Итог игры: команды набрали одинаковое количество витаминок (мандарины и апельсины). Победила дружба.

Конспект образовательной деятельности   «Карлсон в гостях у ребят»

Цель: Формирование представлений о культуре питания дошкольников и окружающих их взрослых, как составляющую здорового образа жизни.

Задачи:

Формировать и развивать осознанное отношение к своему здоровью.

Формировать представления об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровья человека.

Систематизировать знания детей о продуктах питания.

Формировать навыки правильного питания, а также желания и готовности реализовать эти навыки в повседневной жизни.

Развивать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: костюм Карлсона; книги о вкусной и здоровой пище, плакаты для зарисовки символов правил питания; кусочки свежей моркови, виммельбухи, лупы, «светофоры» .

Методы и приемы: 

Словесные: проблемная ситуация, чтение, беседа, ситуативный разговор 

Наглядные: наблюдение, рассматривание игровое упражнение, ролевой диалог показ воспитателя, показ воспитанника, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры.

Предварительная работа: тематические занятия, индивидуальные беседы с детьми о правильном питании, работа с виммельбухами «Ягоды, овощи и фрукты», «Если хочешь быть здоров», «Как утолить жажду», работа в тетрадях «Разговор о здоровье и правильном питании», отгадывание разнообразных загадок о продуктах (овощи и фрукты, молочные продукты, разные напитки, хлебобулочные изделия, крупы и каши, посуда), совместное творчество родителей и детей, изготовление Виммельбуха «На вкус и цвет товарищей нет».

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей и родителей на Карлсона, который сидит в углу комнаты и ест из банки варенье

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это? (Карлсон.) 

Почему ты от детей спрятался?

Карлсон. Я ем варенье, а его на всех детей не хватит. Вот я и спрятался!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно ли есть много варенья? (Нет.) 

Воспитатель.Почему? (Портятся зубы, пропадает аппетит, можно растолстеть)

Карлсон, ты отстал от жизни! Ведь теперь все — и взрослые, и дети — знают, что есть полезные и вредные для здоровья продукты. А ты по-прежнему ешь одно варенье и сладости! Сегодня на занятии мы поговорим об этом с детьми. И тебя мы приглашаем принять участие в нашем занятии.

Ребята, рассмотрите иллюстрации в книгах Виммельбухах: как много вкусных и полезных продуктов можно увидеть на их страницах.

Карлсон. Вот это да! А я и не знал, что существует столько много разных продуктов! Я хочу все попробовать! (Собирает все книги в охапку.)

Воспитатель. Нет, Карлсон, всё сразу нельзя пробовать!

Карлсон. Почему нельзя? Я люблю всё вкусное!

Воспитатель. Ребята, давайте объясним нашему гостю, как правильно питаться и поможем составить рекомендации по правильному питанию!

Давайте выберем из всех книг ту, которая предлагает самое правильное и полезное питание! (Например, виммельбух по названию —««Если хочешь быть здоров».)

Карлсон. А я буду записывать в свой блокнот все важные правила питания!

Воспитатель. (Открывает виммельбух и предлагает родителям и детям с помощью «светофоров» повторить правила питания. Красный огонек –это не верно. Зеленый огонек – верно. Читает).

Первое правило : «Питаться надо умеренно и не переедать». Что это значит?

Дети. Переедать — это значит много есть. Тогда желудок не успеет переработать съеденную пищу, будет болеть.

Карлсон. Я слышал поговорку, что надо выходить из-за стола с чувством голода. Как же это понимать?

(Дети помогают объяснить смысл этой поговорки.

Второе правило : «Еда должна быть разнообразной».

Карлсон. Что это за непонятные слова!

Воспитатель. Ребята, объясните Карлсону, почему надо есть не только сладости, а ещё и хлеб, овощи, фрукты, молоко, мясо и другие продукты. (Нашему организму нужно много разных питательных веществ, которые не могут быть вместе в одном продукте, а находятся в разных продуктах питания.)

Карлсон. Подскажите, что надо есть, чтобы быть сильным?

Воспитатель предлагает детям и родителям виммельбух «На вкус и цвет товарищей нет».

и лупы, выбрать продукты из набора предметных картинок. (Молоко, мясо, орехи.)

Карлсон. А от орехов у меня все зубы поломаются!

Воспитатель. Тебе дети расскажут, что надо есть, чтобы кости были крепкими!

Дети выбирают картинки: творог, рыба, яйца, сыр, молоко и т. д.

Карлсон. Я хочу быть большим! Что мне съесть, чтобы вырасти?

Дети выбирают картинки: овощи, фрукты, ягоды, морепродукты.

Карлсон. А где же торт, конфеты, пирожные, печенье и мороженое?

Воспитатель. Посмотри, как ты растолстел на этих пирожных, конфетах и варенье!

Карлсон. Я в меру упитанный мужчина в расцвете лет!

Воспитаель. Сладости есть тоже надо, но немного и только после еды! Давайте поиграем в игру «Правильно — неправильно»!

Детям предлагаются сюжетные картинки из серии «Оцени поступок». Например, один мальчик натолкал много конфет за обе щёки, а другой мальчик взял одну конфету и угощает другой конфетой свою сестру.

Воспитатель. Следующее правило : «Есть надо медленно, не спешить проглатывать, каждый кусочек надо жевать до 30 раз!».

Карлсон. А я проглатываю пищу на лету, быстрее, чем крутится мой пропеллер!

ВКарлсон, не ты один нарушаешь такое важное правило! Многие люди глотают пищу быстро, не жуя. Чем это грозит?

Дети. Пища не успевает перевариваться, желудок переполняется, болит.

Карлсон. Я не умею долго жевать!

Воспитатель. Мы все сейчас потренируемся на кусочках моркови!

Воспитатель. Последнее правило — есть надо в определённое время.

Карлсон. Я не люблю соблюдать распорядок! Хочу есть, когда увижу что-то вкусное!

Воспитатель. Ребята расскажут тебе, когда они принимают пищу! Виммельбух «Кто жить умеет по часам»

Дети  и взрослые играют в дидактическую игру «Разложи на циферблате».

Карлсон. Спасибо, ребята, теперь я знаю, как правильно питаться! По этим правилам я смогу рассказать всё своему другу Малышу!

Воспитатель. Погоди, ты еще не всё узнал!

Карлсон. Что же ещё нового вы мне расскажете?

Воспитатель. Ребята, что ещё надо сделать Карлсону прежде, чем начать кушать?

Дети. Обязательно надо вымыть руки с мылом!

Карлсон. Я по воздуху летаю и руки не пачкаю… (Прячет свои грязные ладошки за спину.)

Воспитатель. Расскажите Карлсону, для чего мы моем руки перед едой!

Воспитатель. Мы из этих правил составим книжку-памятку! А в следующий раз продолжим знакомство с правилами поведения за столом!

Дети вместе с родителями и Карлсоном складывают символы в книжку-памятку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей, направленная на выявление их отношения к проблеме формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста.

Цель - выявление особенностей воспитания ребёнка в семье и отношения к сотрудничеству со специалистами ДОУ по вопросам  формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольног...

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...

формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр....

Игра – викторина «Знатоки правильного питания» для детей старшего дошкольного возраста

Игра – викторина «Знатоки правильного питания» для детей старшего дошкольного возраста...

Тема презентации: «Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельбух»

Тема презентации:  «Формирование представлений о здоровом образе жизни через освоение навыков правильного питания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством технологии Виммельб...