Проект "Сказка-добрый доктор" для второй младшей группы оздоровительной направленности
методическая разработка (младшая группа)

Лихтнер Ксения Андреевна

Вторая младшая группа - период адаптации и формирования эмоциональной сферы ребенка. Проект "Сказка - добрый доктор", использующий современную технологию сказкотерапии, направлен на снижение тревожности, развитие эмпатии и формирование положительного отношения к здоровью у детей. Результатом станет создание каталога сказок для домашней сказкотерапии, который поможет родителям поддерживать эмоциональное благополучие ребенка дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka-dobryy_doktor.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №174 «Сказка»

Проект «Сказка-добрый доктор» для второй младшей группы оздоровительной направленности

               Составила: Лихтнер К.А

воспитатель группы оздоровительной направленности

г. Новосибирск, 2025 г.

Паспорт проекта                                                                                                        

Название проекта

Сказка-добрый доктор

Тип проекта

Творческий, практико-ориентированный, интегрированный.

Возрастная группа

Вторая младшая группа

Разработчик проекта

Лихтнер Ксения Андрееевна воспитатель группы оздоровительной направленности

Участники проекта

•  Воспитатели второй младшей группы оздоровительной направленности.

•  Дети второй младшей группы оздоровительной направленности (3-4 лет).

•  Родители (законные представители) воспитанников.

•  Педагог-психолог ДОУ (консультативное участие).

Интеграция образовательных областей

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Цель проекта

Создание условий для гармоничного психоэмоционального развития детей посредством использования сказкотерапии как эффективного метода оздоровления и коррекции поведения.

Задачи

Для детей:

  •  Формировать положительное эмоциональное состояние и чувство защищенности.

  •  Развивать умение понимать и выражать свои эмоции.

  •  Обогащать словарный запас, развивать связную речь и творческое воображение.

  •  Снижать уровень тревожности и агрессивности.

  •  Формировать навыки позитивного общения и сотрудничества.

  •  Воспитывать сочувствие, доброжелательность и уважение к окружающим.

Для родителей:

  •  Познакомить с возможностями сказкотерапии как эффективного метода оздоровления и развития детей.

  •  Обучить приемам использования сказок в воспитании и коррекции поведения ребенка.

  •  Вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми и ДОУ.

  •  Укрепить партнерские отношения между детским садом и семьей.

Для воспитателей:

  •  Совершенствовать профессиональные компетенции в области использования сказкотерапии.

  •  Разработать методические материалы по теме проекта.

  •  Укрепить взаимодействие с семьями воспитанников.

Продукт проекта

Каталог сказок для домашней сказкотерапии": Сборник сказок, рекомендованных для использования в домашних условиях с целью коррекции поведения, развития эмоциональной сферы и укрепления психологического здоровья детей.

Актуальность: 

Актуальность проекта "Сказка - добрый доктор" для второй младшей группы оздоровительной направленности обусловлена возрастными особенностями детей 3-4 лет, для которых сказка является одним из основных способов познания мира и решения психологических проблем. Сказкотерапия, как метод психоэмоциональной коррекции, особенно важна для детей посещающих группы оздоровительной направленности, так как позволяет мягко и эффективно решать задачи развития эмоциональной сферы, снижения тревожности и агрессивности. В условиях современной информационной перегрузки и дефицита живого общения сказка становится важным инструментом формирования духовно-нравственных ценностей и развития речи детей. Реализация данного проекта, соответствующего требованиям ФОП ДО и ФГОС ДО, позволит создать в группе атмосферу психологического комфорта, способствующую гармоничному развитию личности ребенка и формированию у него позитивного отношения к миру.

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2025 г. – май 2026 г.)

Тип проекта: Творческий, практико-ориентированный, интегрированный.

Участники проекта:

•  Воспитатели второй младшей группы оздоровительной направленности.

•  Дети второй младшей группы оздоровительной направленности (3-4 лет).

•  Родители (законные представители) воспитанников.

•  Педагог-психолог ДОУ (консультативное участие).

Цель проекта: Создание условий для гармоничного психоэмоционального развития детей посредством использования сказкотерапии как эффективного метода оздоровления и коррекции поведения.

Задачи проекта:

Для детей:

  •  Формировать положительное эмоциональное состояние и чувство защищенности.

  •  Развивать умение понимать и выражать свои эмоции.

  •  Обогащать словарный запас, развивать связную речь и творческое воображение.

  •  Снижать уровень тревожности и агрессивности.

  •  Формировать навыки позитивного общения и сотрудничества.

  •  Воспитывать сочувствие, доброжелательность и уважение к окружающим.

Для родителей:

  •  Познакомить с возможностями сказкотерапии как эффективного метода оздоровления и развития детей.

  •  Обучить приемам использования сказок в воспитании и коррекции поведения ребенка.

  •  Вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми и ДОУ.

  •  Укрепить партнерские отношения между детским садом и семьей.

Для воспитателей:

  •  Совершенствовать профессиональные компетенции в области использования сказкотерапии.

  •  Разработать методические материалы по теме проекта.

  •  Укрепить взаимодействие с семьями воспитанников.

Ограничения по времени и ресурсам:

Время: Реализация проекта в течение учебного года. Занятия и мероприятия проводятся в рамках образовательной деятельности и во внеурочное время.

Ресурсы:

  •  Материальные: Книги со сказками, иллюстрации к сказкам, кукольный театр, настольный театр, аудиозаписи сказок, материалы для рисования, лепки, аппликации, костюмы для театрализованных представлений, оборудование (мультимедийный проектор, компьютер), канцтовары.

  •  Финансовые: Средства ДОУ, родительские пожертвования (по согласованию с родительским комитетом)

  •  Кадровые: Воспитатели, педагог-психолог, родители (для проведения мастер-классов).

I.Подготовительный этап (Сентябрь – Октябрь 2025г.)

Цель: Создание мотивации, планирование деятельности, подготовка ресурсов.

  •  Анкетирование родителей с целью выявления их представлений о сказкотерапии и готовности к участию в проекте.

  •  Наблюдение за детьми для выявления их эмоциональных и поведенческих особенностей.

  •  Подбор методической литературы, сказок, иллюстраций, дидактических игр по теме проекта.

  •  Создание развивающей предметно-пространственной среды (уголок сказки, театр, библиотека).

  •  Составление плана работы по проекту.

  •  Консультации с педагогом-психологом ДОУ по вопросам использования сказкотерапии.

  •  Организация родительского собрания, посвященного старту проекта.

II.Основной (практический) этап (Ноябрь 2025г. – Апрель 2026 г.):

Цель: Реализация запланированных мероприятий, формирование у детей и родителей знаний и навыков в области сказкотерапии.

 Цикл занятий с детьми "В мире сказок":

    *  Тема: "Знакомство со сказкой" (чтение сказки "Репка", обсуждение персонажей и их действий).

    *  Тема: "Наши эмоции" (чтение сказки "Колобок", определение эмоций персонажей).

    *  Тема: "Мы помогаем друг другу" (чтение сказки "Теремок", обсуждение важности дружбы и взаимопомощи).

    *  Тема: "Я не боюсь" (чтение сказки "У страха глаза велики", преодоление страхов).

  Использование различных видов сказкотерапии:

    *  Чтение и обсуждение сказок.

    *  Рисование по мотивам сказок.

    *  Лепка героев сказок.

    *  Инсценировка сказок (кукольный театр, настольный театр, драматизация).

    *  Сочинение собственных сказок.

  Совместные мероприятия с родителями:

    *  Мастер-класс от педагога-психолога "Сказка в помощь маме и папе" (обучение приемам использования сказок в воспитании и коррекции поведения ребенка).

    *  Конкурс "Лучшая сказка, придуманная семьей" (родители и дети сочиняют сказки и представляют их на конкурс).

    *  Театрализованное представление "В гостях у сказки" (родители и дети принимают участие в постановке сказки).

    *  Оформление выставки "Наши любимые сказочные герои".

  Игровая деятельность:

    *  Дидактические игры: "Узнай сказку", "Собери сказку", "Назови героя сказки", "Что сначала, что потом".

    *  Сюжетно-ролевые игры: "Театр", "Семья", "Библиотека".

  Чтение художественной литературы:

    *  Чтение русских народных сказок, авторских сказок.

    *  Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы.

  Просмотр мультфильмов:

    *  Просмотр мультфильмов, созданных по мотивам сказок.

    *  Обсуждение просмотренного, сравнение с книгой.

III. Заключительный этап (Май 2026г.):

Цель: Подведение итогов проекта, презентация результатов, рефлексия.

  •  Сбор и оформление "Каталога сказок для домашней сказкотерапии" (рекомендации по использованию сказок, примеры сказок для решения различных проблем).

  •  Презентация "Каталога сказок для домашней сказкотерапии" на родительском собрании.

  •  Театрализованное представление "В гостях у сказки" с участием детей и родителей.

  •  Анкетирование родителей с целью оценки эффективности проекта.

  •  Анализ результатов проекта, выводы и рекомендации.

Ожидаемые результаты:

•  "Каталог сказок для домашней сказкотерапии": Сборник сказок, рекомендованных для использования в домашних условиях с целью коррекции поведения, развития эмоциональной сферы и укрепления психологического здоровья детей. Каталог должен содержать информацию о каждой сказке (название, автор, краткое содержание, рекомендации по использованию).

•  Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

•  Повышение уровня эмоционального интеллекта у детей.

•  Формирование навыков позитивного общения и сотрудничества.

•  Вовлечение родителей в активную совместную деятельность с детьми и ДОУ.

•  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах сказкотерапии.

•  Укрепление партнерских отношений между детским садом и семьей.

Критерии оценки эффективности проекта:

•  Улучшение эмоционального состояния детей (по результатам наблюдений и психологических тестов).

•  Снижение количества конфликтных ситуаций между детьми.

•  Активное участие родителей в мероприятиях проекта.

•  Положительные отзывы родителей об участии в проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)» на тему: «Осенние деревья» (коллективная работа)

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)»Тема: «Осенние деревья» (коллективная работа)....

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие (рисование с элементами аппликации)» на тему: "Снеговик"

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению«Художественно-эстетическое развитие (рисование с элементами аппликации)»...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению "Познание" на тему "Масленица широкая"

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по направлению  "Познание" на тему "Масленица широкая"...

Рабочая программа младшей группы оздоровительной направленности

Рабочая программа  для детей младшего дошкольного возраста (далее – Программа) разработана с учетом  Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ на основе нормативно-правов...

Конспект педагогического мероприятия с детьми второй младшей группы общеобразовательной направленности художественно-эстетического направления. «Путешествие в сказочный лес»

Цель: Развитие коммуникативных навыков детей средствами художественной литературы в процессе познавательной и творческо- продуктивной деятельности. Задачи:1.Обучающие: -продолжать формироват...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...

Конспект Открытой организованной образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности №6 «Формирование привычки к здоровому образу жизни посредством инновационных здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного

Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни посредством инновационных здоровьесберегающих технологий.Задачи: Обучающие:- формировать знания детей о здоровом образе жизниРазвивающие:-развивать...