Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Яганова Любовь Геннадьевна

Этот  урок  проводится двумя преподавателями: учителями 4  и 5-ого класса. Для тех кого интересует  преемственность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

 Предмет: литературное чтение 

Тип урока: обучение чтению нового текста.

Тема: Миниатюры  Геннадия Михайловича Цыферова

Класс: 4 класс

Технологии:  деятельностного подхода, технология коллективной мыслительной деятельности

Аннотация:

Цель: продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова; формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения; развивать умения мыслить, воображать; воспитывать культуру учебного диалога.

Задачи:  обучение деятельности, формирование личностных качеств…

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, творческая работа.

Оборудование: портрет Г.М.Цыферова, букетик вербы; иллюстрации (Весна-красна, ручей, капель, туман, солнце – «оживленные»),  картины  весны; словарные слова (импровизатор, миниатюра, звукопись, аллитерация, олицетворение, метафора, эпитет), творческие листы,фломастеры (карандаши), магнитофон.

Данный урок  провели в рамках эксперимента и семинара по преемственности:  учитель начальных классов, работающий ныне  и  учитель среднего звена в  5 классе.

Структура соответствует уроку данного вида:

  1. Этап. Работа с текстом до чтения, цель названного этапа является развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

- Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрации, которые предшествуют тексту, затем высказывают свои предположения о теме, содержании.

- Дети, читая текст (для себя, затем вслух), уточняют свои предположения.

 Словарная работа  также ведется по ходу чтения, тем самым она становится мотивированной. На этом же этапе ведется и размышления о творчестве писателя.

2 этап.  Работа с текстом во время чтения

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Подготовленные дети читают текст, затем самостоятельно с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
  2. Далее выборочное чтение вслух, комментируемое учителем и при котором дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).На этом этапе проводится творческая работа.

 На протяжении всего урока  реализовывали такие направления работы по чтению:

- обучение приемам понимания текста;

- создавали условия для эмоционального переживания прочитанного;

-вели работу над совершенствованием техники чтения;

-обучали приемам понимания текста;

- вели работу над литературоведческими понятиями

- вели работу по анализу текста;

- организовывали работу по  развитию умений и навыков и других видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма

Развивали на данном уроке и интерес к чтению.

Мобилизирующим  моментом, конечно, является творческая работа.

Учет факторов, влияющих на физическое и психологическое здоровье детей.

 Создание комфортных условий для работы учащихся является обеспечение ситуации успеха, через развитие творческих способностей учащихся.

/Запись на доске/

Эпиграф:   Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе,    

                   стремится вносить в свою жизнь красоту.          

                                                                             М. Горький

                   Краткость – сестра таланта.

                                                                     А.П.Чехов  

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, творческая работа.

        

Ход урока     

I. Вступительное слово учителя (Любови Геннадьевны) о целях и задачах урока.

 Определение темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке литературы мы с вами будем читать, размышлять, творить. По оформлению доски выскажите предположение о теме нашего урока.

II. Работа с текстом до чтения.

Предлагаю прочитать авторский текст и проверить свои предположения. (Учебник с.208)

-Какие предположения подтвердились? Поделитесь своими находками.

А теперь заглянем мы, как Пушкин встарь, в ученый наш словарь!

Импровизатор (открывается карточка на доске)    Кто это?

( Это такие люди, к которым слова приходят мгновенно. Человек, который каждый раз ищет то, чего  нельзя сказать,  - неизъяснимое: улыбку ветра, память дождя.)

- Мы с вами уже знакомились с творчеством Г.Цыферова.

Найдите в тексте описание его внешности.

(Человек средних лет в очках, с маленькой бородкой и очень скромный.)

Рассмотрите на творческих листах его портрет.

Таким ли себе представляли Геннадия Цыферова?

III . Размышления о творчестве писателя.

-Что читали?

-Чем необычны эти сказки? Что их отличает?

-Какой вывод можем сделать о творчестве писателя? (В текстах проявляется особая зоркость писателя, умение выражать образную мысль сжато и точно).

Миниатюра (зарисовка) (открывается карточка на доске)

-Что это такое?   (Это такие крохотные сказки, похожие на картинки.   Мини…)

-Почему эти произведения нужно читать закрытыми глазами?  ( В таком случае картинки, рисуемые в сказке, можно представить ярче, выразительнее, образнее.)

Ш. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение миниатюр Г. Цыферова подготовленными учениками.

-Закройте глаза и послушайте чтение миниатюр.

А теперь прочитайте миниатюры самостоятельно.

-Какая показалась самой волшебной? Самой нежной? Самой неожиданной?

-Соотнесите иллюстрации, представленные на доске, с миниатюрами?

Отметьте черты сходства и различия  и прокомментируйте свои ответы.

2) Наблюдение над рождением образа.

-За счет чего миниатюры получаются яркими, образными, выразительными?

-Какие изобразительно-выразительные художественные средства    присутствуют здесь?

Приведите примеры.

(Звукопись, метафора, эпитет, олицетворение).

-Сегодня вы работаете на творческих листах.

-В разделе словарь подберите к этому термину определение  и запишите термин на нужной строке.

- Используйте эти выразительные художественные  средства в своей  творческой работе, к которой мы переходим сейчас.

- Работать будем в группах: чтецы, художники, писатели.

- Чтецы работают над выразительным чтением миниатюр Г.Цыферова,

художники рисуют картины по предлагаемым темам в творческих листах.

-Писатели, чтобы ваша работа была стройная и соразмерная, вспомните памятку  

«Как написать зарисовку»

- Используйте нужные слова. Их вы также найдете в памятке.

- А теперь определитесь с темой.

- И еще один совет вам, ребята. Будьте внимательны к слову, избегайте неоправданных повторов. Сосредоточьтесь и пишите как бы для самого себя или для самого дорогого человека на свете. И пусть эта приятная мелодия поможет вам в ваших творениях.

Мы же с Татьяной Александровной поддержим вас.

  1. Творческая работа (в группах) (Учителя  рядом с ребятами)

 

VI. Презентация творческих работ.

- Итак, работа закончена. Нам остаётся проанализировать некоторые и выявить художественные находки.

  1. Выступление «артистов». Ребята по очереди выходят к доске и читают миниатюры Г.Цыферова. Ребята оценивают выступающих.

  1. «Художники» прикрепляют  к доске свои рисунки.

       - Узнайте в рисунке миниатюру Г.Цыферова

  1. «Писатели» представляют свои творения. Указывают выразительные художественные средства.

- Ребята, в будущем году вы продолжите работу с изобразительно-художественными средствами и узнаете, что звукопись по-другому называется аллитерацией. Это еще одно словарное слово на нашем уроке (открывается карточка на доске, и дети записывают новый термин в словарь рядом с термином «звукопись»).

VII. Вывод. Итог урока.

 -Сегодня вы маленькие, но художники, потому что, как и Г.Цыферов, стремились передать красоту с помощью метко подобранного письменного или устного слова или кисти художника.

- Думаю, что работы получились у всех: у кого-то лучше, у кого-то скромнее.

  1.   И чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Доработать свои миниатюры артистам. Художникам и чтецам написать свои миниатюры.

- Мы благодарим вас за урок. Всего доброго!

Творческий лист

     

 Миниатюры

           Геннадия Михайловича Цыферова

                                          Человек по натуре своей – художник. Он всюду,  так или иначе,              

                                           стремится вносить в свою жизнь красоту.          

                                                                                                                         М. Горький

           

I.Словарь изобразительно-выразительных художественных средств

  1. -----------------  есть скрытое значение (Как что? Словно..., будто…). Перенос         по сходству (употребляется в переносном значении). 

  1. ---------------  представление неодушевленного предмета, явления как            одушевленного живого существа.

  1. ------------------  художественное определение. Используют обычно, как цветопись, для передачи выражения чувств, настроений, оценки чего-либо; помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопрос какой? (-ое, -ая). «Слова- краски».  

  1. ------------------      подбор одинаковых или похожих звуков (повтора согласных звуков).

II. Сочини свою миниатюру на любую из тем:

«Весна», «Солнце», «Листок», «Ручеёк».

III. Памятка

Как написать зарисовку

  1. Смотрю.
  2. Наблюдаю.
  3. Чувствую.
  4. Записываю.
  5. Придумываю заголовок.

IV. Используй слова при написании миниатюры

Тема

Эпитет

(Какой? Какая? Какое?)

Метафора  

Олицетворение

(Что сделала?

Что делает?)

 Звукопись (Аллитерация)

Весна

Нарядная, дружная, цветущая, чудесная, юная, ранняя, запоздалая

Пришла, нарядила, украсила, вдохновила, разбудила

Солнце

Ласковое, яркое, приветливое,  нежное, радостное, лучезарное, живое, творящее

Греет, светит, творит, сияет, горит, заботится, встречает, ласкает лучами, плывет

Листок

Душистый, клейкий, первый, зеленый, молодой, бархатистый

Распускаются, появляются, радуют

Ручеёк

Звонкий, серебристый, говорливый, быстрый, стремительный

Звенит, журчит, бежит, стремится, серебрится, торопится, поёт

Жур-жур…

________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

/Обратная сторона листа/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению   Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе программы Р. Н. Буне...

Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение"И кот ученый свои мне сказки говорил"

Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение "И кот ученый свои мне сказки говорил"Обобщение

Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...

Тематическое планирование уроков литературного чтения "Школа 2100" 3 класс

Тематическое планирование к учебнику "В одном счастливом детстве"...

Конспект урока литературное чтение Школа 2100

Конспект урока рекомендую провести с использованием аудиокниги и презентации....

Презентация к уроку литературного чтения "Школа 2100" 3 класс Б.Заходер "Вредный кот"

Данная презентация может быть использована как на уроке чтения, так и во внеклассной работе....

Презентация к уроку литературного чтения "Школа 2100" 3 класс В.Берестов "Честное гусеничное"

Данная презентация используется при изучении творчества В.Берестова...