Главные вкладки

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».
    план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

    Гладышева Галина Игоревна

    Разработка урока
    литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.
     Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».


    На данном уроке  учащиеся приобретают  навыки сравнительного анализа при работе с текстом,
     учатся видеть развитие действия в тексте.


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Razrabotka_uroka_literaturnoe_chtenie_vo_2_klasse.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Константина Матвеевича Трухинова» города Северодвинска Архангельской области

    Разработка урока

    литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.

     Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

    Подготовила

    Гладышева Галина Игоревна,

    учитель начальных классов.

    Северодвинск, 2010 год

    Разработка урока

    литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.

    Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

    Учебник  В.Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой  Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2010 год.

    Цели:

    -  вырабатывать у учащихся навыки сравнительного анализа при работе с текстом;

    -  учить видеть развитие действия в тексте, отслеживать смену настроения главного героя;

    - помочь детям осознать взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни;

    - воспитывать внимательное отношение к слову.

    Оборудование: тексты сказки С. Козлова, таблицы со словами, иллюстрации к сказке.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    - Сегодня у нас удивительный урок, тема которого: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы».

    Открывается запись на доске.

    Звучит тихая музыка.

    - Закрываем глаза, идём мысленно через волшебный лес, сказочный воздух наполнен разными запахами, воздух тёплый, дышится легко. И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего не изменится, но у вас появится желание понимать сказочное. На счёт раз – два – три – открываем глаза.

    Мы с вами в Сказочной стране.

    Скажем хором: « Вот она, Сказочная страна»

    2. Подготовительный этап урока.

     Мы в Сказочной стране на Поляне Раздумий.

    Вокруг – сказочные объявления. Угадайте, какие сказки нас приглашают?

    (Зачитываются объявления, дети называют сказку).

    Кто желает научиться печь колобки?

    Обращайтесь в сказку…

    (« Колобок»)

    Кто желает напугать Волка, а так же его съесть? Обращайтесь в сказку…

    («Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).

    Можем помочь наносить воды. Обращайтесь в сказку

    («У страха глаза велики»)

    Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое?

    Обращайтесь в сказку…

    («Сказка о рыбака и рыбке», А.С. Пушкин.)

    Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца. Приглашаем!

    («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

    (Сказки изучены на уроках литературного чтения).

    - Назовите народные сказки.

     («Колобок», «У страха глаза велики», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

    - Назовите авторские сказки.

     («Сказка о рыбака и рыбке», А.С. Пушкин, «Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).

    3. Анализ сказки Сергея Козлова «Чёрный Омут».

    1). На поляне Раздумий я вас познакомлю с удивительной сказочной историей, которую сочинил Сергей Козлов и называется она «Чёрный Омут».

    Слово омут для вас непонятно. Омутом называют глубокую яму на дне реки. Вода в этом месте реки очень тёмная, даже чёрная.

    Приготовились слушать.

    Было это так… (учитель рассказывает сказку)

    2). Первоначальная проверка восприятия.

    - А сейчас мне бы хотелось узнать. Что же у вас отложилось в памяти, что больше всего взволновало?

    Рисуем красками. Передайте при помощи рисунка ваши впечатления.

    Далее перед классом дети показывают свои рисунки и рассказывают о своих впечатлениях.

    3). Обобщение учителя.

    - Это вторая авторская сказа про зайца. А кто написал первую? Помните? Назовите сказку. («Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).

    - Чем сказки похожи?

    (Главные герои сказок -  зайцы.)

    4). Чтение сказки учащимися.

    - Дети, мы на сказочной Дороге Желаний.

    - Какое главное желание было у Зайца?

    (Никого не бояться).

     - Перечитаем ещё раз эту сказку. Пройдём по сказочной дороге вместе с зайцем.

    (Чтение сказки законченными отрывками.)

    5).Анализ содержания, подведение к главной мысли сказки.

    - Для анализа используем интеллектуальную  цепочку. Объясните, соединив одной мыслью слова:

    Поведение Зайца.  -------------      Путешествие Зайца.

    Звучат высказывания детей.  Во время путешествия меняется поведение Зайца.

    - Проследим, как меняется поведение Зайца во время путешествия, назовём его действия. Как ведёт Заяц себя в лесу?  Если трудно установить связь, воспользуйтесь учебником.

    Сначала ученики называют действия зайца, а затем появляется новый столбик слов, устанавливается связь между словами.

    Поведение Зайца.                                      Путешествие Зайца.

    всего боялся

    лес

    надоело бояться

    Чёрный омут

    идёт себе посвистывает

    встреча с Волком

    прошёл, даже головы не повернул

    встреча с Лисой

    боялся бы – не сидел

    встреча с Филином

    сидит, дрожит

    лес

    никого не боится

    снег

    - В какой момент происходит взросление Зайца?

     (Во время встречи с Чёрным Омутом, Волком, Лисой, Филином).

    - Когда становится зайчиком? А когда снова зайцем?

     Во время путешествия заяц никого не боится.  Он не чувствует страха. Это большой заяц.  Когда заяц остаётся один, он снова всего боится.   Это маленький зайчик.

    - Как вы считаете, хорошо ли для зайца закончилась история?

    История для зайца закончилась хорошо.  Он встретился с

     Чёрным омутом.  Чёрный  Омут дал Зайцу мудрый совет.

    - А что могло бы произойти с Зайцем, если бы Чёрный омут не дал ему совет?

    С зайцем могла случиться беда.

     - Кто главный герой сказки? (Заяц)

    - А почему сказка называется «Чёрный Омут»?

    Вывод: Мысли автора заложены в словах Чёрного Омута. Природа чувствует свою силу и власть над человеком и животным.

    «Это не листья сыплются – это время шуршит» (Слова Чёрного Омута в сказке).

    Это течение времени, оно идёт, идёт. Всё когда – то кончается. И это очень грустно.

    6). Художественное построение сказки.

    - Это авторская сказка.

    - Назовите основные черты авторской сказки.

    - А какие черты народной сказки можно отметить в сказке Сергея Козлова?

     Докажите правильность своего выбора.

    Дети называют особенности авторской и народной сказок, слова открываются на таблице.

    Народная сказка

    Авторская сказка

    Повторы эпизодов.

    Смена настроения героев.

    Элемент дороги.

    Переживания.

    Кумулятивная цепочка.

    Рассуждения.

    Разрешение проблемы.

    Сказочная ситуация переплетается с реальной жизнью.

    7). Сравнение с народной сказкой.

    - Сейчас я вам предлагаю две кумулятивные цепочки. Угадайте, к  каким сказкам они относятся?

    (………) ------ заяц ---------медведь ------- волк -------лиса    («Колобок»)

    (……….) ------волк --------лиса ---------филин       («Чёрный Омут»)

    - Какого героя не хватает в каждой цепочке?

    (дети называют героев сказок: колобок, Чёрный Омут).

    8). Работа над пониманием элемента авторской сказки.

    - Как понимаете эти слова?

    Смена настроения героя.

    - Что же заяц чувствует, проходя свой путь? Обоснуйте свой выбор.

    Высказывания детей.

    - Соедините слова в логическую цепочку, если трудно, используйте учебник.

    Предлагаются слова на карточках, что даёт возможность менять их местами в результате обсуждения.

    Одиночество, радость, тревога, уверенность, храбрость, бесстрашие, грусть, беспокойство, смелость.

    9). Элемент драматизации.

    - На поляне Раздумий вам встречается Сказочное Зеркало. В нём мы увидим сказочных героев, их встречи. Вы можете ими стать.

    (Дети инсценируют предложенные ситуации)

    а) Заяц живёт в лесу и всего боится. Кто желает стать перед сказочным зеркалом?

    б) Встреча Зайца с Волком.

    в) Встреча Зайца с Лисой.

    г) Встреча Зайца с Филином.

    д) Встреча Зайца с Чёрным омутом.

    4. Подведение итогов урока.

    - Дети, как вы себя чувствуете в Сказочной стране? (высказывания детей)

    Настала пора возвращаться. Закрывайте глаза. Слушайте меня. Мы возвращаемся из Сказочной страны в реальный мир, забираем с собой важные знания. Когда вы откроете глаза и посмотрите, то ничего вроде бы и  не изменилось, но изменились вы. Вы стали умнее, добрее, дружнее.

    На счёт раз – два – три открыли глаза.

    Урок окончен.

    Спасибо за работу на уроке.

     Вы мне все очень помогали.

    Литература.

    1. Свиридова  В.Ю., Чуракова  Н. А.   Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2010 год.

    2. Чуракова  Н. А.   Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2009 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова

    Презентация к  произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...

    Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут".

    Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут"....

    Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова

    Предмет: чтениеПрограмма: развивающая система Л.В.ЗанковаКласс: первыйТема: Звуки [в][в]. Буква В в.Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.Тип урока: отк...

    Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

    Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

    Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

    Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

    Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Вперед по дороге открытий в мир литературы. Сказка С. Козлова Черный Омут"

    На уроке предусмотрена глубокая работа с текстом. К конспекту прилагается перезентация, методическая характеристика урока, раздаточный материал для учащихся....


     

    Комментарии

    Гладышева Галина Игоревна

    Уважаемые коллеги! Поделитесь опытом работы по развитию учащихся на уроках литературного чтения. Какие интересные приёмы работы используете Вы?

    Смородинова Елена Эдуардовна

    Уважаемая Галина игоревна! Очень хорошая разработка урока.  Мне всегда трудно построить работу на уроке литературного чтения. Благодаря Вам есть возможность поучиться. Спасибо.

    Гладышева Галина Игоревна

    Уважаемая, Елена Эдуардовна! Спасибо Вам за добрые слова. Успехов!

    Галина Игоревна! Спасибо. Синтез и анализ- здорово. Литературное чтение всегда вызывает сложности в работе. Спасибо за помощь в работе. Успехов и творческих идей.smiley

    Гладышева Галина Игоревна

    Уважаемая, Нина Ивановна! Спасибо Вам ! Я очень люблю уроки литературного чтения. Люблю, когда на уроке у детей горят глаза. А зажечь их порой совсем непросто. Творческих успехов!!!