Что скрыто между строк
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Мишина Елена Викторовна

Мастер-класс по литературному чтению позволяет познакомить с творческим наследием японской культуры. Знакомит с формированием умения анализировать различные произведения искусства, способствует эмоциональному восприятию произведений искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Master_klass_po_literaturnomu_chteniyu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по литературному чтению

4 класс

Тема: Что скрыто между строк

Цель:

1. Ознакомление с творческим наследием японской литературы и живописи.

2. Обучение видеть все существенные детали изображаемого.

3. Формирование умения анализировать разные произведения искусства, способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства, развивать чувства прекрасного.

4. Формирование коммуникативных качеств, связанных с необходимостью преобразовывать и передавать информацию.

5. Развитие когнитивных качеств: умение чувствовать окружающий мир.

1. Организационный момент.

- О – хаё! Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на моём мастер - классе, тема, которого «Что скрыто между строк». Я хочу показать разные приёмы и методы работы с различными произведениями искусства.

2. Подготовка к восприятию, сообщение темы.

(флаг Японии)

а)

- Разгадайте секрет этого рисунка? Что на нём?

- Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную загадочную страну восходящего солнца Японию.

б)

- Прочитайте стихи.

Тсс… Хоть на миг                                                Первый снег.

Замолчите, сверчки луговые,                                Я бы насыпал его на поднос,

Начинается дождь.                                                Всё бы глядел да глядел.

        Кобаяси Исса                                                                Кикаку

- Кто знает, как называются такие стихи? (хокку)

- Что такое хокку? Прочитайте в словаре.

(особое искусство сказать многое в немногих словах, создать поэтическую картину одним – двумя штрихами)

- Какова тема этих хокку?

в)

- Весь наш план урока можно выразить словами японского поэта Татибана Акэми.

Как хорошо,

Когда на столе развернув

Редкостный свиток,

Чтенью предашься душой

И созерцанью картин.

- Чем мы будем заниматься?

- Я предлагаю вам постараться понять, почему японские стихи, странные, необычные, вызывали и до сих пор вызывают неподдельный интерес у европейцев?

Как говорил И.Гёте «Кто хочет понять поэта. Должен идти в страну поэта». Отправляемся в Японию

3. Знакомство с новой темой.

а)

- Что вы знаете о Японии?

        Культура Японии для нас во многом удивительна. Японцы во всем стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным  содержанием. Именно им  принадлежит искусство выращивания карликовых деревьев – бонсай.

        Японцы выработали умение создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт  определённую смысловую нагрузку – икебана.

        Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенных определённым образом бумаги – оригами.

Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько непрочно держаться в соцветиях, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый водопад.  

        Многие едут в Японию лишь для того, чтобы полюбоваться на Сад камней. В саду камней вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно весь сад – это 15 камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется в полном беспорядке. Созерцание каменного пейзажа действует на людей умиротворяющее. Почему? Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них не смотри, камней всегда будет 14, последний пятнадцатый остается скрытым.

- В чем философский смысл сада камней?

(Сколько бы человек не постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное).

б) Чтение первого хокку.

- Представьте себе, что мы находимся во дворе японского дома. На пороге сидят два японца и ведут беседу. Старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своем ночном впечатлении.

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен!

- Что вы представили, читая это произведение?

- Какое настроение вы почувствовали? Выберите из словаря настроений.

- Почему автор говорит о лунной ночи как о празднике?

- Автор воспринимает лунную ночь как картину волшебного преображения всей природы в результате того, что взошла луна. В лунном свете все кажется более ярким, нарядным, праздничным.  На этот праздник приглашены цветы, деревья, даже маленький кустик – желанный гость.

- Прочитайте еще раз.

в) Чтение второго хокку.

- Мы снова возвращаемся в японский дворик. Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку.

Ах, не топчи траву!

Там светляки сияли

Вчера ночной порой.

- Назовите основную мысль этого хокку. (бережное отношение к природе)

г) Сравнение хокку.

- Какое восприятие мира вам кажется более поэтичным?

- Картины, изображенные и в первом и во втором хокку поэтичны. Но во втором хокку лирический герой начинает выражать свое восприятие мира более буднично: «Ах, не топчи траву!». Но причина, по которой нельзя топтать траву очень глубокая. Герой предлагает не просто любоваться природой, но и беречь и сохранять красоту этой природы.

- Есть ли в хокку недоговоренность?

- Автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает.

Прочитайте хокку, передавая чувства лирического героя. (выразительное чтение)

4. Творческая работа.

- А вы как думаете, сложно ли писать хокку? Почему?

- Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Писатель Ихара Сайку в течении одного дня написал 20000 хокку. Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками. Японцы бережно относятся к словам, не бросаются ими.

- Давайте прочитаем правила написания хокку.

1. Хокку должно состоять из трёх строк. Это правило нарушать нельзя.

2. В трёх строках должно быть 17 слогов: 5 – 7 – 5. Это правило можно смело нарушать. Разные языки требуют разного употребления.

3. Хокку не должно звучать сквозным законченным  предложением. Это всегда предложение – и обрывок, кусочек.

Две первые строки – фраза, третья – обрывок; или первая – словосочетание, а вторая и третья – фраза.

- Сейчас попробуйте стать авторами. Сочините своё хокку по первой  строке.

  • Тишина кругом
  • Ей только девять дней
  • По горной тропинке иду

- Зачитайте получившиеся произведения.

- Давайте прочитаем, какие хокку написал японский поэт Басё.

Тишина кругом.

Проникают в сердце скал

Голоса цикад.

                Ей только девять дней.

                Но знают и поля и горы:

                Весна пришла.

По горной тропинке иду.

Вдруг стало мне отчего-то легко.

Фиалки в густой траве.

- Почему стало легко герою 3 хокку?

5. Анализ ксилографии японского художника Утагава Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».

- А сейчас мы с вами отправимся на международную выставку «Необычный взгляд на мир» и рассмотрим ксилографию японского художника Утагавы Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Хиросиге знал и любил хокку. Он создал много работ по мотивам японских трёхстиший.

- Что такое ксилография? Найдите объяснение в словаре.

- Ксилография (греч. ксилон – дерево) – изображение, отпечатанное с деревянных досок.

- Вам нравится ксилография?

- Какое настроение она у вас вызывает?

- Что привлекает ваше внимание?

- Рассмотрим ксилографию через 3 разные призмы.

  • через впечатление зимнего холода;
  • впечатление пустынности и бесприютности;
  • впечатление беззащитности красоты.

- Глядя на ксилографию,  появилось ощущение зимнего холода? Что помогает это почувствовать? (видим изображение снега)

- Прочитайте в словаре определение слова «бесприютность»?

- Появилось у вас впечатление пустынности и бесприютности? Это сложный вопрос.

(внешний признак пустынности – стоит боком с внутренним состоянием – бесприютности)

- Благодаря чему это создаёт художник?

(холодные краски, голубой цвет, вертикальное изображение, небо и вода сливаются в холодную гамму голубого цвета)

- Есть ли впечатление беззащитности красоты?

- Смысл изображаемого держится на приеме контраста. Впечатление беззащитности появляется благодаря разным контрастам. Найдите их.

(крупная птица, узкое пространство вертикального листа, которое зажимает, вытесняет ее)

- А как сама зимняя природа относится к уточке?

(равнодушно и безжалостно к жизни такого красивого существа)

- Обратите внимание на название ксилографии. Впечатление беззащитности и красоты усиливается еще благодаря чему?

(благодаря сломанному и погнутому тростнику, засыпанному снегом)

- Утагава Хиросиге был современником Кобаяси Иссы и Александра Пушкина, т.е. жил в первой половине 19 века. Хиросиге знал и любил хокку. Он создал много работ по мотивам японских трёхстиший.

- Что вам напоминают сухие стебли тростника? (иероглифы)

- Для японского художника все в жизни взаимосвязано: жизнь культуры (иероглифы) и жизнь природы (тростник) переплетаются в едином изображении.

- Три вертикальные строки иероглифов в левой части работы – это текст хокку.

- Прочитайте перевод этого хокку.

«Дикая уточка кричит. Когда ветер дышит, поверхность воды покрывается рябью…»

- Объясните, как вы понимаете смысл этого хокку.

(беззащитность птицы от явлений природы)

- Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителей Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины – точки равновесия и покоя.

- Обратите внимание на две красные печати в правом нижнем углу. Что вы видите не них?

- В квадратике изображены олень и лошадка (вид сзади). Каждая фигурка отдельно символизирует счастье. Обе вместе обозначают «Бака» - простой, глупый.

Если художник ставил такую печать на свою работу, он тем самым хотел сказать:

«Чтобы быть счастливым, не надо умничать. Надо находить счастье в самом простом. Будь счастлив!»

В этой фразе художник выразил своё мироощущение.

- В чем заключается счастье для вас?

6.Итог.

- Давайте вспомним вопрос, на который нам надо ответить, почему японские стихи, странные, необычные, вызывали и до сих пор вызывают неподдельный интерес у европейцев?

7. Рефлексия.

Старинная японская мудрость говорит:

Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое -  и вы увидите красивое,

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Какие главные слова этой мудрости?

Я желаю вам уметь всматриваться в своих учеников и видеть в них неожиданное, красивое, сложное и великое. Гокурасама. Спасибо за помощь. И на память хочу вам подарить иероглифы, которые обозначают счастье и благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка для родителей "О скрытой детской манипуляции"

В данной информационной справке говорится о скрытой детской "манипуляции". Родителям предлагаются несколько советов как вовремя выявить детскую манипуляцию не навредив ребенку....

Урок литературного чтения в 4 классе "Японские хокку. Что скрыто между строк"

Урок по системе Л.В.Занкова проводится с целью ознакомления обучающихся с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формирования понятия "японские хокку",  представлени...

Презентация "Скрытые опасности для пешехода"

Презентация "Скрытые опасности для пешехода"...

«ЯПОНСКИЕ ХОККУ. ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК»

Познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие "японские хокку"; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и ...

с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой. Строка и междустрочное пространство

Тема: «Знакомство с прописью и разлиновкой, широкой и рабочей строкой. Строка и междустрочное пространство.»  Тип урока: открытие нового знания;Цели: -познакомить учащ...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...

Урок обучения грамоте. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки

Урок обучения грамоте в 1 классе " Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки" ....