Урок литературного чтения в 4 классе "Японские хокку. Что скрыто между строк"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Данилова Светлана Евгеньевна

Урок по системе Л.В.Занкова проводится с целью ознакомления обучающихся с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формирования понятия "японские хокку",  представления о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; наблюдений за особенностями национального мироощущения японского народа; развития навыка выразительного чтения и свободного высказывания, творческой активности обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hokku.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

ТЕМА: «ЯПОНСКИЕ ХОККУ. ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК»

ЦЕЛИ:  познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие "японские хокку"; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. 

ХОД УРОКА:

  1. Подготовка к восприятию. Тема урока

Не наяву и не во сне

      Без страха и без робости

             Мы снова бродим по стране,

     Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена

                 Но знаем ты и я,

              Что есть она, что есть страна

ЛИТЕРАТУРИЯ!

- Сегодня мы вновь путешествуем по удивительной стране Литературии. Сегодня у нас необычный урок. Все, о чем мы  будем сегодня говорить, необычно: необычные люди, необычная страна, необычные стихи.

  1. Актуализация знаний.

             (Звучит японская музыка)

- Вы, я думаю, догадались, что речь пойдет о Японии, о японцах, о японской поэзии.

- Жители этой страны называют свою родину Страной Восходящего солнца. Вот какой дружеский портрет жителей этой страны нарисовали ребята.  (Открыть доску с рисунками)

- Наверное, чтобы понять и оценить японцев, нужно вспомнить, в какой стране они живут.

Блиц-опрос   (скажите буквально в одном предложении самое интересное о Японии):

- Япония-страна восходящего солнца, она расположена на востоке;

- Она расположена на островах;

- Этих островов около 4 тысяч, столица- Токио;

- Японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов;

- Дети в Японии очень любознательные, они любят изобретать;

- А еще до 6 лет им все разрешается, а потом их воспитывают очень строго;

- В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В

начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город;

- В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурок, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят с мусорный контейнер;

- Японцы видят красоту и в самых обычных вещах;

- Все девочки учатся искусству составления букетов икебана;

- В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственниками. А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее.

- Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.

- Японцы - вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей.

Учитель:  Японцы занимают сегодня первые места по производству техники, а всей семьей идут любоваться камнями в Философском саду, с детства в Японии ребенок научен обращаться с компьютерами, а любит играть в оригами.

 - Действительно, необычные люди. Вот какой дружеский портрет жителей этой страны нарисовали девочки.  (Демонстрация коллективной работы)

  1. Новый материал.

А) Обобщение знаний учащихся о хокку.

- А сейчас давайте откроем дверь маленького японского дома.

                    (Появляется слово ХОККУ)

- Что означает это слово?

( Этот жанр японской поэзии появился в 17 веке.

Создатели – простые жители городов и селений.

Хокку-это стихи, хоть и без рифмы.

У всех хокку 3 строчки, но они о многом могут рассказать.

Хокку по-другому называются хайку.

В хокку говорится о природе и о людях.)

- Оказывается, вы достаточно много знаете об этом жанре. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело!

- Прочитайте свои любимые хокку. Чем они вас привлекают?

                                   (Дети читают)

- Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?

(Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают.

Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану.

На каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. И даже к словам!)

-  Давайте определим структуру хокку:

На доске   Над ручьем весь день

                   Ловит, ловит стрекоза

                   Собственную тень.

- Какая деталь мысленно вызывает у читателей представление о всей картине? (Деталь «тень стрекозы» рождает представление о зеркальной глади воды, о ярком солнце, о жарком безветренном дне, но этих слов в хокку нет)

- Сосчитайте строки. (3)

- Разделите слова на слоги. (5+7+5)

- Сделайте вывод. (Хокку состоит из 3 строк, 17 слогов 5+7+5 и написаны просто, но с помощью умелых штрихов создается яркий эпизод)

Б) Работа в парах.

(На партах 2 текста. Определить, какой текст относится к жанру хокку.)

  1. Ветвь цветущая

Скрыла от очей моих

Ясную луну.

  1. Как пышен юг!

Как странно голодать,

Когда вокруг такая благодать!

- Но должна вам сказать, что некоторые хокку не имеют такого четкого построения. Почему?

( Все хокку переведены, а перевод не всегда соответствует авторскому тексту. Иногда и авторы отступали от классической формы, особенно Басе)

В) Работа по учебнику.

- Познакомьтесь с трехстишиями японского поэта Иссы в переводе Веры Марковой. Представь, что однажды утром, старик, склонный любоваться миром природы,  с восторгом  рассказывает соседу о своем ярком ночном впечатлении:

     Вот выплыла луна,

     И самый мелкий кустик

     На праздник приглашен!

     Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку:

     Ах, не топчи траву!

     Там светляки сияли

     Вчера ночной порой.                      (Хокку читают дети)

- Какое восприятие мира - старика или его соседа, кажется тебе более поэтичным? Почему?

      (Это вопрос неоднозначный. В первом хокку рисуется картина волшебного преображения природы в результате восхода луны. Но во втором хокку содержится еще более утонченное и поэтому более поэтическое восприятие мира, несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично. Но вот причина, по которой нельзя топтать траву, придает восприятию статус поэтического.

     Во втором хокку идет речь не об откровенно видимой красоте, а о том, что отсвет красоты остается на предметах даже тогда, когда ты этого не видишь: в траве вчера ночью сияли светлячки, сейчас этого уже не видно, но ведь вчера сияли – этого уже достаточно для того, чтобы траву не топтать: она все еще сохраняет образ сияния светлячков. Сияние светлячков – это как видимая Душа травы, которая днем не различима, если смотреть на траву обыденным взглядом.

     Принимаются все мнения школьников.)

-Почему авторы хокку обладают особым, истинным зрением?

(Они способны удивляться, глядя на самые обыденные вещи, видят красоту там, где мы ее не замечаем. Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное)

- Да, появились первые весенние листочки. Кто-то просто не замечает этого – слишком много хлопот, сознание занято чем-то другим. А кто-то замечает и думает: «Надо же, уже весна наступила!»

     Сравните понятия (на доске):

СМОТРЕТЬ – ВСМАТРИВАТЬСЯ

СЛУШАТЬ – ВСЛУШИВАТЬСЯ

  1. направлять взгляд на то, что сразу открывается взору,

2- глазами преодолевать какое-то препятствие, т.е. глазу не сразу открывается то, на что он устремлен)

- Что нужно уметь человеку, чтобы видеть красоту вокруг себя? (уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских признаках)

  1. Динамическая пауза «Мимика и жесты японцев».

(Дети встали около парт)

- Представим, что мы – японцы. Как и многое другое, система жестов у японцев совершенно своеобразна.

1) Если человек, соединив указательный и большой палец в виде кружка, желает показать, что у него все в порядке «окей», то в Японии это выражает желание получить деньги.

2) Жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом прощания – ладонь обращают от себя и раскачивают ею вперед и назад.

3) А наш жест приветствия – ладонь, обращенная к собеседнику раскачивается влево-вправо – понимается японцами как жест прощания.

4) Говоря «я», европеец укажет на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу.

5) Поза задумчивости в европейской традиции – ладонь у лба. Японец в задумчивости скрещивает руки на груди.

6) Аплодируют японцы ладонями, не направленными по диагонали одна к другой, а вытянутыми прямо.

7) Когда мы хотим намекнуть, что кто-то не в своем уме, то вертим пальцем у виска. Японец в этой ситуации подносит к виску кулак и внезапно разжимает пальцы.

8) Когда японец приставляет указательные пальцы к голове наподобие рожек, то это значит, что кто-то третий, например начальник, зол, как черт.

(Дети садятся за парты)

5.  Практическая работа «Подражанье хокку».

- Попробуем стать поэтами и попытаемся написать хокку. Конечно, написать настоящее хокку, вероятнее всего у нас не получится, а вот подражать мы сможем. Я предлагаю вам начальные строки.

  1. Любуюсь цветком.

Он улыбается мне…      (Мы давно дружим!)

  1. Гости в классе у нас!

Приходите еще….          (Мы вам так рады!

  1. Из сердцевины пиона

     Медленно выползает пчела…   (О, с какой неохотой!)

  1. Как много на небе звезд!

Это на меня смотрит вечность. (Что она думает обо мне?)

5. Отчего я так сильно

              Этой осенью старость почуял?   (Облака и птицы)

- Молодцы! Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама. Что означает – спасибо за работу.

  1. Итог урока.

- В чем нам помогают хокку? Для чего мы на уроках знакомимся с этим жанром?

(- почувствовать прекрасное, увидеть красоту в обыденном, в неприметном,

-   учат нас милосердию, доброте, способности любить и беречь все живое,

- кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком)

- Вслушайтесь в совет мудреца:

Всматривайтесь в привычное-

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое-

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое-

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое-

И вы увидите великое.  

  1. Домашнее задание.

Выберите для себя сами:

  1. Работать с материалом учебника, найти хокку, увидеть «скрытый» смысл слов.
  2. Продолжить работу с текстами хокку , дописать строки.
  3. Написать свое хокку, соответствующее классической формуле.
  4. Поискать в Интернете сайт любителей хокку, выбрать понравившееся.

 

                          ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

     Наши соотечественники на сайтах Интернета создают свои, русские хокку. Подчас это совершенно изумительные образы, например, ОСЕНИ:

И серых дождей

Длинные пальцы соткут

Долгую осень.

     И «русские» хокку заставляют читателей домысливать, строить образ, вслушиваться в многоточие. Подчас это озорные, ироничные строки. Когда сборная команда России проиграла на чемпионате по футболу, в Интернете появилось такое хокку:

Даже в футболе

Надо чего-то уметь.

Жалко, не знали…

     Встречаются и «дамские» хокку:

Дальше некуда

Укорачивать юбку:

Кончились ноги.

     А вот более серьезное:

Спрячу надежно

Боль и обиды свои.

Сверкну улыбкой.

     Строки хокку – это всегда путь к собственному творчеству читателя.

     

            Конспект урока литературного чтения

                                     в 4 классе по теме

«Японские хокку. Что скрыто между строк»

                                             

                                                 Составлен и проведен

                                                 учителем начальных классов

                                                Даниловой С.Е.

2008 год

г.о.Рошаль