Главные вкладки

    Урок литературного чтения для 4 класса на тему: «Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.».
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Данная разработка поможет при изучении темы "Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.

    Цель: формировать понимание художественного образа как некого целостного художественного впечатления.

    Ход урока

    1. Организационный момент (слайд №1,№2)

          2.Проверка домашнего задания. Оценка.

          3.Сообщение цели урока

    - Завершив изучение прошлого раздела, как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

          4. Подготовка к восприятию

            - Как вы понимаете эти слова? Приходилось ли вам создавать красоту? Например ,украшать комнату?

           - А знаете ли вы, как называется профессия человека, который занимается украшением жилых помещений? (дизайнер, декоратор)

        - А что помогает видеть красоту даже в обычных окружающих нас вещах? (фантазия и воображение)

         5. Работа по новой теме   ( Открыт учебник с.45)

          - Прочитаем комментарий автора к этому разделу по частям. Прочитайте первое предложение.(«Ты умеешь действовать как художник?»).

           - А кто такой художник? Оказывается , у этого слова целых три значения!(слайд№4)

    Это тот , кто работает в какой-нибудь области искусства; тот , кто создает произведение живописи или графики; а так - же тот , кто выполняет что-нибудь с большим мастерством.

          - Прочитайте второе предложение.(«Можно ли писателя, поэта, музыканта, живописца назвать художниками?»). (Да , они создают произведение искусства.)

          - Прочитайте первый абзац до конца. Что заметили? (Есть слова, похожие по звучанию.)

            - Найдите их.  (слайд №5)

          (Запись на доске: «изобразят», «отобразят», «вообразят», «образ».)

           - Что у них общего? (Все связаны с образом.)

           - Найдите определение, что такое образ? (Это не сам предмет, а его изображение.)    (слайд №6)

           - Давайте подумаем ,а чем эти слова отличаются друг от друга? (Изобразить и отобразить - наглядно показать (например, нарисовать или описать словами).Вообразить-представить мысленно.)

          - Выступим в роли художников и поиграем  с вами в игру «На что похоже».

    (Учитель показывает изображение некоторых деревьев. Например, березы, дубы, другие.) (Слайд№7,№8).

        -На что похоже? (Дуб - богатырь, гора, старик и другое. Береза- молодая девушка….)

        - Какой же вывод можно сделать? (У каждого в мыслях возникает свой образ.)

        6.Физкультминутка.

        7.Тема: Чтение и анализ хокку Басё и Тиё (слайд№9)

         Вот и японские поэты Бсё и Тиё  создали свои образы, глядя на самые обыкновенные предметы и явления природы. Вспомните про икебану. В композицию из трёх веточек её создатели вкладывали большой смысл. Например , противостояние земли, неба и человека.

        Произведения, которые мы будем изучать- трёхстишия - отличаются простотой поэтического языка и свободой изложения. Японский поэт 18 века Бусон подчёркивал, что при создании миниатюры «стихотворение должно складывать сразу». Нельзя думать, как и что говорить, в какой последовательности, а процесс совершается согласно мгновенному озарению.

       - Найдите , кто автор первых двух трёхстиший? (Басё). Стр.45

    Информация об авторе (слайд №10)

    МАЦУО БАСЁ (1644-1694)- японский поэт, создал высокие образы жанра хокку ,наполнив его философским содержанием. Стиль Басё- изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира.

       -Прочитаем первое произведение Басё. (чтение учителем.)

       - О чем оно? (о луне)

       - С чем обычно сравнивают луну? (С головкой сыра, с фонарём…)           (слайд №11)

       - А с чем её сравнивает поэт Басё? (Со срезом только что спиленного дерева.)

       -Почему? (Хочет показать, что луна только что родившаяся, свежая, чистая, как срез только что спиленного дерева.)

       - Какой приём использует автор?                              ( Приём сравнения)

       - Таким образом создаётся ощущение настоящего чуда, когда настолько красиво, что земля и небо могут поменяться местами. Прочитайте второе произведение. О чём оно? (Об иве и соловье.) (Слайд №12)

       - Соловей – красивая птица? (Нет, невзрачная птичка.)

    Да, он красив, когда поёт ,красивая его песня ,тогда раскрывается настоящая красота соловья. Так и душа человека красива тогда, когда понимаешь её.

       - Как понимаете выражение «с открытой душой»? (Искренне, доверчиво.)А «раскрывать душу?» (Откровенно рассказывать о своих заветных мыслях , переживаниях, чувствах.) Вот и автор перед нами раскрывает свою душу, рассказывая о своих переживаниях и чувствах.

       - Прочитайте третье произведение. О чем оно? Кто его автор? (Тиё-это японская поэтесса.)

       - Что вы заметили в записи? (многоточие)

       - Как вы думаете, что нам хотел сказать автор? (Может быть, впереди ждет неожиданный поворот?)

       - Можно ли назвать концовку неожиданным поворотом? (Можно, так как герой пойдет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.)

       - Почему? (Хотел сохранить красоту)

       - Что хотела сказать нам поэтесса? (Берегите красоту!)

       - Что объединяет все эти стихи? (Это хокку.)

    Дополнительная информация (слайд №13)

    ХОККУ (ХАЙКУ)- жанр японской  поэзии. Нерифмованное трёхстишие ,состоящее из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Последняя строка-вывод.

         8.Динамическая пауза

          Работа по группам. Каждая группа вытягивает карточку с одним из слов: «огонь»,  «игра»,  «ночь», и готовит «живую» картинку-образ того слова, какой себе представили. Остальные пытаются отгадать.

         9.Домашнее задание (Выразительно читать хокку)

         10.  Обобщение

        – Мы прочитали произведения японских авторов, которые они написали в традициях своего народа. (слайд №14,15).Найдем на карте ,где живет этот народ. (Прикрепляется макет флага Японии.)

       - А хотите больше узнать о японской культуре?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

    В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

    Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

    Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

    ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

    УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

    Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

    Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

    технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

    материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

    Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"

    В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"...

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...


     

    Комментарии

    Куадже Ася Шумафовна

    Валентина Фёдоровна! Мне понравилась Ваша презентация! Голосую! Удачи!

    Ширеторова Людмила Галсановна

    Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

    Ширеторова Людмила Галсановна

    Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020