Роль литературного чтения в нравственном воспитании учащихся
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Материалы представлены в виде текста моего доклада на заседании методического совета лицея. Значимую помощь в работе над этой темой оказали дистанционные курсы "Уроки литературного чтения в современной начальной школе"(автор Лазарева В.А.), которые я успешно закончила в текущем году.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Цели и задачи современной школы, роль литературного чтения в нравственном воспитании учащихся.

Знаками беды нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, является складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры.

В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

Ведь именно в детстве. Когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

Главная цель, поставленная сегодня перед школой, - образование учащихся.

Это понятие в государственном законе Российской Федерации «Об образовании» определяется как « целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства…».

В связи с этим все школьные предметы входят в «образовательные области» (стандарты), а внеклассная воспитательная работа даже называется «дополнительным образованием».

Размышляя над педагогическим содержанием процесса образования, думая над путями и способами решения этих задач, авторы государственных образовательным стандартов пишут: «Образование – это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы, имеющие социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе культуры общества».

Школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешёл в самообразование, продолжался всю жизнь. Ведь образование – это процесс становления человека.

Образование – создание образа, как говорят психологи, образа «Я».

Школа как образовательный институт общества должна организовывать этот труд ума и души ученика. Вооружить его способами освоения этого материала.

Если эта деятельность организована и на уроке. И вне его, «образовывает струйную систему» и, кроме того, проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания молодого поколения – формирование глубоких и нравственных убеждений – будет достигнута.

Литературное чтение.

В основу его положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках и во внеклассной работе.

Все тексты в учебниках, имеют глубокое нравственное содержание, для выявления которого учащимся предлагается система вопросов и заданий.

Дети на практическом уровне учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приёмы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им.

Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах».

Поэтому, как говорит Д.С. Лихачёв, «Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни…, дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке… Человек, много читавший, прожил три жизни…».

Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом; Именно с 7 лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное. В этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «литературного чтения» является организация личностно значимого для усеника полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Но как организовать этот процесс?

На уроках литературы «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами».

Репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя, - хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, ее развития этого недостаточно.

Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено,

во-первых, соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному усвоению учениками,

во-вторых, знаниями и изменениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению учениками.

Это часть педагогической работы сегодня по причинам нравственного, а вернее, безнравственного состояния общества особенно важна.

А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в тексте, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть. Как все это передает нам, читателям, художник слова.

Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

  • Умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
  • Сопереживать героям и автору;
  • Понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Итак, каким же должен быть урок, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также нравственных представлений учащихся?

Это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство.

И цель работы на этом уроке – развивать способности учеников – читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Учитель начальной школы преподает многие школьные предметы, каждый из которых имеет свою логику изучения и свое основание. И на уроке литературного чтения содержание работы учителя, логика этой работы, методика, его результаты – тоже другие.

(смотри схему)

Мы видим, что содержание урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся.

Учитель работает не репродуктивными, а продуктивными методами, используя интерактивные, т.е. внутренне активные методы обучения « на уровне искусства и по возможности его методами» (рисунок, инсценирование, игра и.т.д.)

Результаты учебной деятельности учащихся  - во внутренних личностных духовных изменениях, освоении и присвоении эстетических и нравственных ценностей учениками – читателями.

Остановимся особо на некоторых интерактивных формах организации деятельности учащихся на уроке литературного чтения, в частности на рисунке.

Это известный методический прием, используемый в начальной школе как «устное словесное рисование».

  1. Именно через рисунки детей к литературным произведениям учитель может получить очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик – читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.

(Однажды психологи попросили детей нарисовать Синюшкин колодец из сказа П.П. Бажова и получили 6 рисунков, где был изображен посреди двора обыкновенный сруб с журавлем. Это означало, что учащиеся подменили авторский образ своим, а ведь это один из серьезнейших дефектов восприятия художественного произведения, как говорят психологи, и показатель того, что ученик – читатель не осознает образной природы художественного произведения и не умеет вызывать работу своего воображения и представить адекватный художественный образ.)

И, кроме того, если читатель не вошёл в художественное пространство, дальнейшая работа над ним, восприятие авторской идеи, системы образов, интерес к способам их изображения не приведут к желанным результатам.

  1. С помощью словесного рисования детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения.

(Например, попросили детей нарисовать главного, а точнее, заглавного героя сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Половина опрошенных учеников – читателей не поняли авторской идеи сказки, поскольку нарисовали не вырастающий на скудной почве, пробивающийся через сор и камни трудолюбивый цветок, а просто красивый, безликий, обычный цветок.)

То есть мысль писателя о труде души человека по самотворению, в терниях. Через которые приходится пробиваться, о том, из какого «сора», на каком «пустыре» может вырасти прекрасное создание, будь то стихи, цветок или человек, эта великая истина не была воспринята читателями.

А ведь учитель добросовестно прочитал произведение, по вопросам учебника проанализировал, как говорится, «прошел» его по программе, но, по сути дела, прошел мимо него.

  1. Дидактические игры – вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит, очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики:
  • Воображения
  • Мышления
  • Речи
  • Эмоций
  • Памяти.

Игровая ситуация организует заинтересованное глубокое общение всех участников, способствует организации совместно- разделенной деятельности, где каждый ученик знает свою роль и полностью отвечает за нее. В этом воспитании??? Смысл игры.

(Чтение по ролям.)

В процессе ролевой игры дети примеривают на себя социальную роль, что помогает пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни».

Громадные возможности предоставляют уроки литературы, если игра ролевая, а учебники «исполняют» предлагаемые им роли.

Самые простые по организации – игры типа «спортивные», когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их.

Они могут быть очень простыми:

например,

класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова:

  • кто больше придумает,
  • найдет в тексте,
  • вспомнит.

Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико – литературных знаний или текста произведения проводится в виде игры «Покорение высоты»:

К доске вызываются представители команд, которые отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.

Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию «Литературный футбол».

Класс делится на команды, есть капитаны, они формируют «группа нападения», которая готовит вопросы противнику, «группа защиты», которая будет отвечать, «вратаря»,  которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. Неправильный ответ – «гол». Возможны «пенальти», т.е. удар прямо  в «ворота», т.е. вопрос вратарю. Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения.

Дети любопытны и творчески. Порой очень рано наше творчество может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами, беспощадной критикой того, что мы делаем.

Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках – необходимое, особенно сегодня, направление педагогической деятельности.

Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома.

(Дописывание сюжета, в том числе и словесное рисование карт.)

Замечательная методическая формула :

«От маленького писателя – к большому читателю».

Много очень интересных видов творческих  работ детей над  сказкой учитель найдет в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии».

Конечно, все это – на уровне возможностей ученика начальной школы и в соответствии с требованиями стандартов начального литературного образования.



Подписи к слайдам:


ТЕМА:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

Жидяева Ольга Анатольевна

ЦЕЛИ УРОКА:

образование;

развитие.

МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:

исследовательский;

частично - поисковый;

эвристический.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

самостоятельная и творческая деятельность учащихся по анализу художественного произведения;

создание собственного текста.

РЕЗУЛЬТАТ:

навыки анализа художественного текста;

нравственные понятия учащихся;

навыки создания собственного текста.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

разные виды анализа текста;

творческие пересказы;

дописывание сюжета;

составление структурных схем;

рисунок ( в том числе устное словесное рисование);

отзывы, рецензии;

мультфильмы;

сочинения (в том числе творческие);

дидактические игры;

инсценирование, театральные постановки (чтение по ролям) .

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личн...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Эссе "Роль и место духовно-нравственного воспитания в образовательной системе современной России"

Проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России....

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности. ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.

Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных каче...