РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.
статья на тему

Колпакова Наталия Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_deyatelnosti.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Колпакова Н.А.

 учитель начальных классов и педагог дополнительного образования

ГБОУ Школа №1929 ЮАО г. Москвы

РОЛЬ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  СЛОВА  В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.  

1

Духовно-нравственное воспитание, по моему мнению, прежде всего включает в себя духовное богатство личности. Это уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, потребность в знаниях, широта кругозора, развитое воображение, чувство прекрасного, стремление к творчеству. Главное в современном подходе к проблеме формирования духовного богатства человека – максимальный рост его творческого потенциала.

Развитие ребёнка происходит постоянно. Оно не знает каникул и выходных. Дети развиваются в каждый момент  их жизни, мысля, действуя, переживая различные события. Одним из главнейших событий в жизни ребёнка является его приход в школу. Человек приходит в первый класс со своим характером, со своими потребностями. У ребёнка всё впервые и всё оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор поступков, линии поведения. Школа, новые требования, общение со сверстниками  являются стрессовыми ситуациями, в которых ребёнок часто теряется, не знает, как себя вести. Часто это ведёт к неординарному поведению, становится проблемой для него самого, родителей, учителей. Кто знает, к чему это может привести через несколько лет, если не обратить на это внимания…

В детстве всё оставляет след. К.Д. Ушинский в своё время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет  направление своего роста. Так и ребёнок. Любой факт, любая мелочь влияют на формирование личности маленького человека. Будущее неразрывно связано с настоящим.

Дети – это Начало. Начало взглядов, чувств,  потребностей, отношений, мировоззрений.

Как же помочь ребёнку? Как сделать так, чтобы каждый стал полноценным человеком? Путь к истине не прост и не лёгок. Пройти его должен каждый самостоятельно. Пройти, открывая для себя вечные истины добра, справедливости, правды, человечности, гуманности. Открытие себя – это в то же время  и открытие других. Только тот, кто ощущает себя Человеком, способен увидеть, что рядом с ним другой Человек.

У каждого педагога свои методы, свои секреты. В процессе духовно-нравственного воспитания личности каждый использует то, что ему ближе. Я использую волшебную силу художественного слова. Оно помогает ребёнку войти в мир через раскрепощение, раскрытие души, обретение новых представлений, новых, более высоких потребностей.

Задача приобщения детей к слову состоит не столько в том, чтобы дать художественное образование детям (для этого в школе есть специалисты), сколько в том, чтобы пробудить интерес, развить тонкость ощущений, воображение, зрительную и логическую память, фантазию, так необходимые в творчестве.

Главная цель педагога художественного слова – удовлетворение творческих потребностей. Потребность познать себя и других, общение – тоже творческая потребность. Ибо общение – это творение отношений, угадывание взаимных движений души. Понятие творческой потребности включает в себя и потребность в сотрудничестве и сотворчестве. Потребность в шутке, юморе, радости, т.к. дети – самые настоящие творцы радости. Сюда можно отнести и потребность в строгости. Дети, противящиеся самому понятию дисциплина, требуют строгое, требовательное и очень серьёзное отношение к делу, которое мы делаем совместно. Такая строгость нисколько не противоречит  потребности в радости, озорстве. Роль взрослого в этом творческом процессе трудно переоценить. Она – решающая. В занятиях студии художественного слова с младшими школьниками возникает возможность положить начало удовлетворению ещё одной очень важной потребности детства – потребности в игре. Нет нужды доказывать, что игра – главная детская потребность. Как отмечал К.И. Чуковский, в процессе игры дети предаются добровольному самообману. Чем больше ребёнок верит созданной им иллюзии, тем интереснее для него игра, тем больше удовольствия получает он от неё. В таком случае ребёнок целиком  располагает своими представлениями. Все остальные потребности – в познании, приобретении навыков общении – ребёнок приобретает через игру, играя, познаёт мир. Игра в студии художественного слова – это игра театральная. Дети и театр очень близки друг другу. И детям, и театру свойственно стремление к фантазиям и, конечно, к игре. Поэтому мы играем в магазин, цирк, подводное царство, неизвестную планету. Особенно нравится ребятам играть, изображая зверей и птиц. Вот грациозная кошечка с загадочным взглядом. Вот задиристый маленький щенок. Трогательный оленёнок. Важный глуповатый петух.

Такие занятия очень интересны. На них раскрываются новые неожиданные грани способностей детей, их таланта. В игре дети чувствуют себя свободно, с каждым разом проявляя всё больше наблюдательности, чувства юмора. Игра позволяет обнаружить скрытые способности ребёнка.

Играя, важно не заиграться, соблюсти чувство меры. Игра не должна стать самоцелью. Навык в определённый момент должен соединиться с игрой. Игра должна как бы двигаться вместе с детьми, следовать за их ростом и развитием, а в чём-то и опережать его. Мы хорошо знаем, что дети любят чувствовать себя взрослыми, стремятся казаться взрослее, чем они есть на самом деле. Это совершенно естественное желание воспринимается часто как недостаток. Но стремление взрослеть – непобедимое стремление, которое вызвано ростом всех духовных и физических сил ребёнка. Потребность в росте может быть удовлетворена постановкой перед детьми новых постепенно усложняющихся задач, в том числе и игровых. Порой бывает очень непросто скорректировать эти задачи на занятиях. Студия даёт почти неограниченные возможности для этого.

Нельзя спешить. Нельзя вводить детей в мир прекрасного слова наспех, между прочим, без соответствующей подготовки души.

Вот пьеса Маршака. Стройность, ясность форм и линий, близкая к простоте. Она во всём – в точности мысли, содержания. Мысли, которые рождаются в его простых стихах, мудры. Усвоив их, можно многое понять в жизни. В то же время мир этот ярок, красочен, радостен и лиричен. Маршак понятен, но не примитивен. Этим он очень похож на детей.

Как же сделать красоту художественного слова  достоянием детской души? Как перевести с языка литературы, драматургии на язык нравственных представлений, потребностей, поступков?

Первый путь – информативный. Ознакомление детей с произведениями искусства: прочитать, рассказать, показать. Это, безусловно,  полезно. Но и чтение чтению рознь. Знакомство ребёнка с детской книгой не происходит вне культуры народа, вне культуры семьи. Всё влияет на его выбор, восприятие, впечатление. Именно окружающие ребёнка люди помогают ему разобраться в прочитанном, понять, что хорошо, а что плохо, что прекрасно, а что безобразно. Люди – носители культуры. Сказка становится для ребёнка сказкой, песня – песней тогда, когда они рассказаны, спеты живым и добрым человеком. К сожалению,  это всё больше и больше забывается в наш компьютерный век с его виртуальной реальностью. Слово «беседа» часто заменяется термином «информация». Культура стала технологичной. Для чего бабушкина сказка, если есть аудиокассета или диск? Там неживые голоса красиво расскажут старую  сказку. Происходит разрыв технологии и нравственности. И тогда получается, что прекрасно информированный человек, ознакомленный с Моцартом, Ван-Дейком, Шекспиром, может быть совершенно безнравственным, глухим к человечности, гуманности, красоте.

Народная педагогика, опыт народа учат нас приобщать своих детей к технологии и культуре, к труду и красоте одновременно, в неразрывности. Это педагогика сопереживания, сострадания, сочувствия, сотворчества. В каждом из этих слов присутствуют как минимум двое – переживающий и сопереживающий, чувствующий и сочувствующий, понимающий и помогающий понять, педагог и ученик, ребёнок и взрослый. Тогда нить  не рвётся. Одно дело – учить живым живое, и совсем другое – с экрана телевизора. Сотрудничество. Сотворчество. Эти всем известные слова снова  входят в общественное сознание. Это не просто слова – это основные принципы, фундаментальные основы воспитания.

Занятия по художественному слову строятся таким образом, чтобы вызвать детей на сотрудничество, затронуть их душу.

2

Много лет назад, ещё учась в институте, я прочитала небольшую брошюру из серии «Педагогический факультет». Евгений Юрьевич Сазонов рассказывал о принципах работы в Ленинградском Театре юношеского творчества, где гармонично сочетаются высокое творчество и труд, где учат тому,    что театр  - это не только  и не столько успех и аплодисменты, сколько труд всех и каждого, что истинный художник скромен и трудолюбив, что настоящий человек внимателен к другим и требователен к себе. Там речь шла о работе с детьми, начиная с одиннадцати лет. Меня эта тема тогда очень заинтересовала, а через несколько лет я вновь к ней возвратилась. Но почему не начать раньше? Ведь логичнее не исправлять, а формировать нравственные представления человека. Сама  же работа с детьми театральной деятельностью, художественным словом  очень близка мне по состоянию души. Уча детей с самого первого дня их прихода в школу, видя каждый день их проблемы, мне захотелось  попробовать создать с ними студию художественного слова и сотрудничать непрерывно в течение всего обучения в начальной школе, формируя личность каждого, создавая дружный детский коллектив, чуткий к любым проблемам современной жизни.

Так возникла  студия «Чародеи». Важно, что все дети, посещающие студию, являются учениками одного класса. Хорошо ли это? Наверное,  спорный вопрос, но для детей и для меня это очень удобно, потому что дети, приходя в школу, общаются, в основном с учителем и ребятами своего класса. Уже с пятого класса круг общения заметно расширяется, но основные взаимосвязи всё равно остаются в узком кругу класса. Именно поэтому мне представляется наиболее важным сформировать отношения сотрудничества, сопереживания, соучастия среди детей внутри класса. На этих занятиях они лучше узнают друг друга, что очень помогает им при общении между собой не только в школе, но и во внеурочное время.

Занимаются дети в студии после уроков группами по 13-15 человек несколько раз в неделю. Это не уроки с учителем во главе, а сотрудничество педагога и детей, где учитель совсем по иному общается с детьми, сокращая дистанцию, развивая управляемое внимание. Именно оно позволяет сосредоточиться и умом, и душой, вглядываясь в окружающий мир, в природу, в человека.

 После вводных занятий, артикуляционной гимнастики, работы над дикцией и дыханием, постановки и проигрывания небольших этюдов и сценок, когда дети уже немного освоились, преодолели барьер скованности выступления, начинается, пожалуй, самый интересный, трудный, длинный, но очень увлекательный этап работы над репертуаром.

Сценарий, обычно, бывает готов ещё до начала учебного года. При выборе произведения нужно исходить и от возраста детей, и от количества ролей, потому что в наших спектаклях принимают участие все до одного ребёнка, занимающихся в студии. Считаю совершенно невозможным, чтобы кто-то не участвовал в спектакле и сидел в зале, в то время как его товарищи выступают на сцене. Это ситуация, которая перечёркивает всю работу с ребёнком. Поэтому роль должна быть у каждого обязательно.   При написании сценария  выбранного произведения  учитывается всё до малейшей детали: количество ролей, которое при необходимости можно сократить или добавить; возможности актового зала; приблизительная длительность  спектакля;   разработка  необходимых   декораций,   костюмов и т.д.

Итак, сценарий есть, и приходит время первой читки спектакля. Читаю всегда сама, не торопясь, с тем выражением и интонацией, которая мне кажется наиболее верной. Сколько бы ни длилась читка, дети всегда слушают чрезвычайно внимательно, не обращая внимания на звонки, шум за дверью, как бы окунаясь в атмосферу произведения. На следующем занятии происходит обсуждение произведения, персонажей. Тут часто разгораются споры, взгляды  расходятся, часто не совпадая и с моим мнением. Каждый видит что-то своё. В конце занятия каждый понимает, на какую бы роль он хотел бы попробовать свои силы. На главные роли назначаю не я, а сами ребята. Надо выдержать конкурс и обсуждение, в конце которого голосованием определяется победитель роли. На некоторые роли бывает конкурс до десяти человек на место. Все знают, что шанс есть у каждого и на ребят обычно не обижаются. Дома  и в студии они подолгу примериваются к роли, используя и мою помощь. Я могу принять участие в обсуждении и в голосовании только тогда, когда ситуация спорная. Сперва, было страшно, что дети сами не смогут определить и почувствовать, кто лучше подходит на роль, но это ошибочное мнение. Оказалось, что чувствуют они роль ничуть не хуже взрослых, непроизвольно угадывая и мой выбор. А на руководителе лежит роль по окончательному распределению ролей. Это очень ответственное дело. Надо, чтобы никто не был обижен. Чтобы каждому досталась роль интересная и по силам. А самое, пожалуй, главное, роль должна помочь развитию у ребёнка души и ума. Ибо в течение всей последующей работы над ролью ребёнок её не просто играет, а проживает.

Работа над ролью – долгий труд. Я не тороплю детей, пытаюсь помочь разобраться в поступках героя. Почему он сделал так, а не иначе? Почему принял именно это решение? Некоторые спросят, смогут ли 7 – 9 –летние дети разобраться в сложном  персонаже? Да, могут, надо им только помочь это сделать. Отвечая на такие вопросы, ребята постепенно вырабатывают и свою позицию. Они не только играют героя, но и высказывают  своё  отношение к нему. Это трудно, т.к. нужно научиться чувствовать и понимать другого, уметь поставить себя на место другого человека. Порой работа над образом помогает корректировать некоторые психологические трудности.

Работая над ролью, ребята учатся также чисто и правильно говорить, двигаться, общаться. Здорово, когда на занятиях ребята испытывают чувство радости от первых удач, от преодоления собственных границ. Происходит совершенствование через художественный образ, через прекрасное.

В нашем репертуаре произведения русских и зарубежных авторов, народные сказки.

Каждый год в школе в течение недели – праздник студии. Проходят спектакли, которые собирают в зале и детей из ближайших детских садов, и учащихся из начальной и средней школы, и учителей, и детей из соседних школ, и просто жителей района. Это давно уже не просто любительские школьные спектакли. Начиная с первого класса ребята становятся всё больше уверенней в себе, начинают импровизировать на сцене, целиком отдавая себя роли. Им не страшны любые публичные выступления. Они легко могут отстаивать свою точку, не боясь быть непонятыми. Я считаю, что это им в жизни очень пригодится. Правильность того, что я делаю, подтверждается временем. Очень часто ребята - выпускники приходят и выражают благодарность за яркие моменты их школьной жизни, за воспитание уверенности в себе.

Принимают участие в работе и родители, заражаясь идеей спектакля и вдохновением детей. Пожалуй, без их помощи воплотить задуманное было бы невозможно. Они помогают делать костюмы, декорации, дежурят на сцене во время спектакля, исполняя роль монтировщиков сцены, осветителей и т.д. В итоге формируется не только духовно-обогащённый детский коллектив, но и коллектив родителей – единомышленников. Всё это именно благодаря сотрудничеству между педагогом, детьми, родителями, благодаря художественному слову. И каждый раз в финале спектакля, когда ВСЕ маленькие актёры стоят на сцене под оглушительные аплодисменты и крики «молодцы», я не могу сдержать слёз радости за своих детей.

Колпакова Наталия Александровна

учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

ГБОУ  Школа №1929 ЮАО г. Москвы

Контактные телефоны:

Р.т.     341-59-96

Д.т.    654-80-85

М.т.   8-926-111-56-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...