Буквы Ш,ш, звук [ш]
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

 

Предмет:  Обучение грамоте

Учебник   В.Г.Горецкого, УМК «Школа России», 1 класс

Содержание  урока  способствует различению учащимися звука [ш] и буквы ш, формированию фонематического слуха через работу со звуком [ш], развитию связную речь учащихся. Компьютерная презентация позволяет активизировать внимание учащихся, сделать урок более интересным и насыщенным дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Urok_obucheniya_gramote_Bukva_Sh_-.zip2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Обучение грамоте

Учебник   В.Г.Горецкого    (УМК «Школа России»)    1 класс

Автор: учитель начальных классов  МОУ «Начальная школа – детский сад» г-к.Железноводска Латышева Л.В.

Тема: Звук (ш), буквы Ш, ш.

Задачи: способствовать различению звука [ш] и буквы ш; формировать фонематический слух через работу со звуком [ш]; развивать связную речь учащихся.

Оборудование: оборудование для презентации, презентация к уроку, материал для игры «Снежки», веера букв для каждого ученика, оценочные линеечки, листочки для теста,

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее изученного.

1. Итак, урок у нас с вами сегодня необычный. Хотите узнать, что нас на нем ждет? Тогда вам необходимо подняться вот по этой лесенке и двери  на наш урок будут открыты.

                                                                                                Слайд 2

Игра «Какая буква лишняя?»

Работа учащихся с веером букв.

                                                                                                Слайд 3

2. Что за праздник изображен на слайде?

Конечно, все вы с нетерпением ждете этот праздник. А без кого не проходит этот праздник?

Так может нам поторопить их и пойти на встречу Деду Морозу и Снегурочке? Пойдем? Тогда вставайте и в путь!

песня «Вместе весело шагать»

3. На слайде 4 высвечиваются изображения: шуба, шапка, шарф.

- Как можно эти предметы назвать одним словом?

- Что еще общего в произношении этих слов?

III. Постановка цели и темы урока.

- Предлагаю сделать остановку и  разгадать загадку звука Ш. Ну что, приступим?

IV. Работа над новым материалом.

1. Слого-звуковой анализ слов.

Работа по рядам.

1 ряд – шуба

2 ряд – шарф

3 ряд – шапка

Проверка схемы слов на слайде 4.

Вывод: согласный, твердый, глухой.

2. Знакомство с буквой.

-Звук (ш) обозначается буквой Ш,ш                                Слайд 5

Выступление подготовленной ученицы:

        Посмотри на букву Ш –

        Буква очень хороша,

        Потому что из нее

        Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает)

3. Конструирование буквы Ш .

- Я думаю, вам стоит поближе познакомиться с этой буквой.

Работа в парах.

Конструирование из спичек, проволоки, бумаги, при помощи рук, карандашей.

- Вижу, что вы познакомились с буквой Ш.  А с другими буквами вы хорошо знакомы? Вот сейчас я и проверю!

4. Игра «Угадай букву» (письмо на спине)

Отгадывающие показывают букву веером букв.

5. Микроитог.

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Что вы о ней знаете?

6. Чтение слогов.

- Знаю, что Дед Мороз решил подарить вам свои разноцветные снежинки. Но они немного расшалились. Давайте их поймаем, прочитав на них слоги.

                                                                                        Слайд 6

7. Игра «Снежки».

- Мы с вами собрали достаточно снежинок для того, чтобы получились снежки. Поиграем в снежки? Но игра необычная. Вам необходимо собрать снежки со слогами к соответствующей схеме. Командир каждой группы обсуждает с вами собранные вами снежки и подходящие приклеивает в соответствующий снежный ком.

1 ряд  

2 ряд         3 ряд

8. Работа по учебнику.

                                                                                        Слайд 7

1) Работа с иллюстрацией.

А этот слайд  нас отправляет в Азбуку. Стр.141

Рассмотрите рисунок на этом развороте. Назовите только те предметы в названии, которых присутствует звук Ш.

(шатер, чаша, шуты, ковш, шаровары, подушка, волшебник)

Что вы знаете об этом звуке?

2) Работа с текстом.

Чтение текста (птичий базар)

Чтение текста «ручейком».

Работа над содержанием.

- О каком времени года идет речь?

- Куда пошли дети?

- Что они собирали?

Физминутка для глаз.                                                                

Перечитайте еще раз текст и простым карандашом подчеркните  встречающуюся вам букву Ш.

                                                                                        Слайд 9

Проверка.                Пошли                шишки

3) Работа по развитию речи.

-Какие шишки вы знаете?

- Чем отличаются сосновые шишки от еловых?

(объяснение учителя с опорой на иллюстрацию слайда 10)

- А какие еще шишки бывают?

4) Давайте поговорим о слове   шишки

Разделите слово на слоги.

Назовите гласный в первом слоге.

Какую букву вы видите в первом слоге?

Какой звук слышите?

Почему? (обсуждение)

Правило: ШИ пиши с буквой И.

V. Обобщение.

1. Секреты какой буквы мы сегодня узнали?

Что вы знаете об этой букве?

2. Тест.

Детям раздаются листочки бумаги. Проговариваются высказывания. Если согласен с высказыванием ставят знак +, если не согласны с высказыванием ставят знак -.

Буква Ш обозначает гласный звук.

Звук Ш глухой.

Звук Ш всегда мягкий.

Звук Ш согласный.

Звук Ш всегда твердый.

Проверка: слайд 10

3. Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке на оценочной линеечке.

VI. Итог.

- Урок подходит к концу. Вы замечательно работали. Скажите, успели  ли мы встретить Деда Мороза и Снегурочку? Вы расстроились?

Не расстраивайтесь, ведь Новый год еще не наступил.

                                                                                        Слайд 11

-Смотрите, к нам спешит снеговик. Это же личный почтальон Деда Мороза! Значит он помнит о вас! Что же нам прислал Дедушка Мороз?

Достаю новогодний мешок и раздаю учащимся пригласительные билеты на новогодний утренник.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...