Конспекты уроков
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения,

проведенного в 3 классе

Тема « Душа народа в его творчестве»  

Учитель : Данилова Н.А.

ГОУ СОШ № 933

 Мобилизация

Актуализация и постановка проблемы

Учитель  

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою душа

И небо чистым быть.

Творить в душе, творить для все!

И  все собрать на век.

Дарить тепло , дарить любовь

Может – добрый человек.

 Учитель  помогает детям надеть головные уборы и дает стихи   скоморохам

Учитель ( петрушка)

- Добро пожаловать гости дорогие!

Давно уж вас я поджидаю,

Без Вас речей не начинаю.

Учитель:  Догадываетесь ли вы , где мы с вами очутились?( шопотом) Скажу вам маленький секрет . Говорить надо было все громко, весело и четко.  Не бояться публики передать свой задор другим.

Скоморохи

  1. Выходи народ честной, будем веселиться
  2. Будем песни петь
  3. Будем шутки шутить

Петрушка А потом калачи есть и спать  на печь ложиться.

 Учитель :Так начиналась на Руси ярмарка. Сколько здесь было радости,  удали молодецкой, веселья, пиршества. На ярмарке можно было поразвлечься, отдохнуть, повеселиться, пообщаться, купить  различный товар ( украшения, посуду, вещи, животных). С ярмарки уходили с хорошим настроением и с покупками.  ( показать ) Давайте попробуем перенестись в то далекое время и проникнуться атмосферой праздника, радости. Но есть одно условие – делать все надо от души…..

Учитель: Прочитайте стихи –зазывалки.

Почему их так называли?

Кто кого зазывал?

 Дети:

  1. Подходи не скупись ,покупай товар.

Открывай кошель, доставай монету и мне отдавай.

 Мой товар хорош, для тебя пригож.

  1. Кому пирожки?

Горячие пирожки!

С пылу с жару-

Пятачок за пару.

Учитель : Так обычно зазывали торговцы покупателей.  При этом они были веселы и добродушны. Играла музыка повсюду, было весело и забавно.

- Удалось ли ребятам передать характер ярмарки ?

( если нет, то попробовать ещё раз)

 Учитель : Песнями небылицами потешали народ. Почему их так называли - Небылица, небывальщина ?   Слушаю такие песни небывальщины народ смеялся от души и не обижались , если в чем –то узнавали себя. . Давайте попробуем  и  передадим настроение этих песенок –потешек- небылиц.

Дети читают самостоятельно эти песни ( дети подумайте кто из вас будет читать, а кто ответит на вопрос .- Что в этой песенки является вымыслом?)

Петрушка :Я Петрушка, приехал из Пресни  послушайте мои песни .

1 стол .

Рано утром , вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На заборе чепуха

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье .

Учитель : Что в этой песни придумано, является выдумкой ?

2 стол .

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке.

И давай дубасить коня на мужике.

Учитель : Что в этой песни придумано, является выдумкой ?

3 стол

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Учитель : Что в этой песни придумано, является выдумкой ?

Учитель: Весело. И главное здесь не в словах, а в том чтобы

( обратиться к детям)ОТ  ДУШИ ШЛО.

Петрушка : Петрушка . Девицы красавицы и добры молодцы, выходи хороводы водить , шутки шутить и песни петь.

Учитель : Как красивы и напевны народные песни. Сколько в них тепла, доброты.  ( Напеть)В песню  вкладывали всю душу, поэтому  и в наши дни мы слушаем их( к детям) с удовольствие. Я открою вам еще один секрет ( шопотом) У злого , завистливого человека , песня не получалась .

Дети прочитайте про себя текст русской народной песни ( Во поле березка стояла )

 Спасибо, гости дорогие за вашу  песню.

Дети читают слова песни.

 Учитель: Слова этой русской народной песни мы все  знаем.

Дети сейчас мы будем водить хоровод.   Давно доказано, что когда люди дерутся за руки и встают в круг, они передают свою добрую энергетику  друг другу.

Дети водят хоровод и поют  1 куплет  с  припевом.( в центре круга стоит светильник цветок)

 Учитель :  Получилось ли у вас почувствовать доброту , которой пропитана эта песня? Этой песни уже много лет, но доброты в ней меньше не становится, а становится больше.  

В душе у каждого из нас расцветают удивительные цветы и мир становится ( к детям) добрее.

Пословицы.

Добро сеять добро и пожинать.

С песней душа растет .( как вы это понимаете)

 Учитель : Всякой матери своё дитя мило будет . Вечером, в свободное от работы время мамы и бабушки  рассказывали своим дитяткам сказки и пели колыбельные песни.

Вот так звучат колыбельные песни в наше время…..Слушают

Я раньше, колыбельные песни, были вот какими…

Поет учитель

Баю – баюшки- баю,

Тебе песенки пою.

Спи дитя моё усни,

Сладкий сон к себе зови.

Сашу буйну голову,

Я к подушечке клоню.

Глазки крепко закрывай,

Побыстрее засыпай.

Учитель : Давайте попробуем спеть все вместе.

Молодцы дети .

 А сейчас попробуйте ещё раз послушать и почувствовать самих себя и ответить на вопрос . если вы отвечаете да, то ставите +, если нет , то -.

Соприкоснувшись с творчеством русского народа , хочется ли вам

Дарить друг другу радость ?

 Понимать друг друга?

Сопереживать   друг другу?

Петь?

Танцевать?

Любить тех, кто любит вас?

Я люблю Вас   мама, папа?

 

 Учитель.  На Руси был один очень хороший обычай- Встречать гостей  и провожать  гостей с пирогами и бубликами .

Петрушка

Вы работали ногами

Было трудно говорить

Так что надо пирогами

Вас в дорогу одарить .

( Вешаю на шею связку с баранками .)

На этом наш урок подошел к  концу. Вашу работу нельзя соизмерить отметкой  .( взять в руки цветок). Если в ваших сердцах каждый день будут расцветать цветы, мир станет добрее и лучше. В ваших  руках – ваше будущее .

Читайте сказки, пойте песни, водите хороводы и живите счастливо .

 

Слайд

( тема урока )

Музыка Радости

( слайд)

Слайд Ярмарка это и слайды о русских развлечениях

Слайд скоморошина 45 сек

Картины  природы

Слайд с пословицами

Музыкальный эпизод  колыбельной песни.

Слайд



Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 933                                                                                             ноябрь 2009год

Урок литературного чтения в 4 классе «Б» УМК « Гармония»

Учитель высшей квалификационной категории Данилова Н А.

Тема урока : Творческое наследие великого баснописца И.А. Крылова.  

Цель урока : учить видеть и чувствовать за строками  произведения  глубокий нравственный  смысл басен И. Крылова

Задачи урока :

- создавать условия для  понимания художественного слова И.А. Крылова  

-создавать условия для освоения учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении И Крылова , развитие положительных  качеств личности;

-способствовать возникновению потребности в общении с миром художественной литературы, как источником  самовоспитания;

 -  развивать речь учащихся через становление правильного литературного языка и умение выражать свои мысли и чувства в устной речи .

-Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам человека.

План урока

Организационный момент  

Приветствие . Проверка готовности  к занятию.

Мотивация   учащихся . 

Постановка проблемы

-Иван Андреевич  Крылов –великий русский баснописец, сделавший басню не только остросатирическим произведением, но поднявший её на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны и высокохудожественны , но И  …..( я не случайно не закончила предложение. Пусть оно останется недосказанным. В конце урока мы вернемся  к нему и попытаемся его закончить ) СЛАЙД 1

-Я не случайно принесла на урок этот предмет( зеркало).  

Действия учителя: несколько человек должны поочередно увидеть свое отражение и сделать вывод( в зеркало мы смотримся для того чтобы эмоционально поднять свое настояние, а так же чтобы  увидеть себя со сторону  и исправить  какие-то недочеты. )

Басня и зеркало. Между этими двумя предметами есть какая-то взаимосвязь. Какая?

Действия детей:  высказывание версий….

Способна ли басня, так же как и зеркало,  показать человеческие недостатки или пороки.? ( Приложение 2)

-Какие же мы знаем пороки – недостатки ?

Действие детей:  самостоятельная работа с раздаточным материалом. ( Приложение 2)

Действие учителя: проверка задания. ( правильный ответ:

Хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество,

упрямство, нерешительность, легкомыслие)

Активизация знаний, выдвижение гипотез и построение проекта .

Сообщение темы урока

Реализация построенного проекта   3-4 минуты

Физпауза ( 30 сек)

Первичное чтение 3 минуты+  4минуты = 7мин

( сравнение своих выводов  с  эталоном и проектными идеями)

5 минут

7 минут

Рефлексия урока 2 минуты

Физпауза

Самостоятельная работа ( внутренняя рефлексия) 2 минуты

Итог урока и релаксация

3 минуты

О своем творчестве Иван Крылов сказал:

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать»(  словарная работа пощипать- показать, обличить) ( Приложение 1)

1 гипотеза ( предположение)поучительные уроки и жизненно-важные выводы можно извлекать только из отрицательных  ситуаций.  

                                                                                           ( Приложение 2)

В. Жуковский о творчестве баснописца сказал следующие:

« Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют свою силу и свежесть, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают»

                                                                                      ( Приложение 1)

2 гипотеза ( хорошо если дети выдвинут ее сами)- идеи художественного замысла актуальны и в наше время.

                                                                                      ( Приложение2)

…Крылов! Это имя нам дорого с детства:

И знает Крылова Любой человек_

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит всем из века в век….( Приложение 1)

3 гипотеза – произведения  Ивана Крылова поучительны как для детей ,так и для взрослых.( Приложение2)

- Догадываетесь ли вы,  о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке ? (  Творческое наследие великого баснописца И.А. Крылова.)  ( Приложение 1)

Можем мы уже сейчас, не знакомясь с произведением ,  утвердить или опровергнуть гипотезы?

_Действия детей :  Дети должны доказать  ложность  1 гипотезы( опора на жизненный опыт )

 — недостаток нравственный, духовный

ФАЙЛ ( музыка, создающая настроение на урок) Я очень хочу чтобы воспоминание от нашего общения осталось в наших сердцах навсегда, поэтому оставляю на доске смайлик радости .

Театрализация стихотворения С. Маршака « Урок вежливости» (кукла перчатка)

Медведя лет пяти –шести                 ( 30 секунд)

Учили как себя вести:

- В гостях, медведь , нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Послушен будь , и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старость уважай.

Медведя лет пяти –шести                

Учили как себя вести:

Но, видно воспитатели

Напрасно время тратили…

Вопросы учителя: Как хотелось маме , чтобы ее малыш был воспитан и вежлив.

- Получилось  ли у мамы воспитать своего сына?

-Каким мама хотела видеть своего медвежонка? ФАЙЛ  ( воспитанным, вежливым, послушным, внимательным ). Значит каждому из нас приятно, когда рядом с них находятся воспитанные, внимательные и вежливые люди.

Учитель: В.А. Осеева также как и С .Я. Маршак хотела  чтобы дети ,читая произведения учились на них быть (  обращаюсь к файлу презентации) ВСЕ ВМЕСТЕ …хорошими…, воспитанными …, добрыми). .

ФАЙЛ  -ФОТО  В. ОСЕЕВОЙ , ГОДЫ ЖИЗНИ И  ОБЛОЖКИ ИЗДАННЫХ  КНИГ .

Учитель .У  В. Осеевой было издано более 60 книг. На нашей выставке представлены некоторые из них. Я советую вам прочитать и другие произведения этого автора . Их вы можете взять в своей школьной библиотеке

Учитель   В. Осеева написала для вас  и это произведение ( Работа с содержанием книги)

-Как называется раздел?

-….произведение?

- О каком положительном качестве расскажет нам В.А.  ?

- О вежливости есть очень много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них . Каждый из на сегодня должен ответить себе на вопрос - Действительно ли это так?

ФАЙЛ ( дети читают)

-Вежливость открывает все двери.

-Доброе слово лечит , а злое калечит.

- Добрые слова , не разделимы с добрыми поступками.

Учитель    Достаточно ли название текста, чтобы сказать о чем будет его содержание ?( нет)- Что нужно для этого сделать?( прочитать, понять , осмыслить ) .  Просмотрите текст глазами. Автор использует много коротких предложений с интонацией восклицания, много диалогической речи. Давайте выборочно познакомимся с некоторыми более яркими по содержанию отрывками.  Возьмите задание на зеленых листочках  и приготовьте выразительное чтение

 (После прочтения каждого отрывка учитель спрашивет. )

-Вежлив ли был Павлик?   Испытывает ли собеседник радость, общаясь с мальчиком? )

ФАЙЛЫ ( ПО ОДНОМУ НА ЭКРАНЕ) и после работы с отрывком появляется смайлик .

  1. Ещё бы!- сердито буркнул Павлик.- Я скоро совсем убегу из дому.

  1. – Убегу! Из-за этой Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки.- Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает. А у самой сколько!

  1. -Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

  1. – Никто меня не жалеет!- крикнул Павлик. -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: « Возьми лучше, все равно я от тебя  не отстану, вёсла утащу , сам в лодку залезу! Павлик стукнул кулаком по скамейке.

  1. …глянул ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена , дай мне одну краску… пожалуйста…

  1. ….заглянул в глаза и прошептал:

–Дай мне кусочек пирожка, …пожалуйста…

       8. …Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

-Возьми меня, пожалуйста.

9. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил его волосы.

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Первую часть текста читает учитель . ( В середине текста звучит фрагмент тревожной музыки)

 -Понравился ли вам мальчик?  - Хотели ли бы общаться с таким ребенком? – А помочь ему?– Кто  дал ему  добрый совет? – Какое настроение было у Павлика , когда он встретил старичка?- Почему у него было такое настроение? Характер музыки соответствовал настроению мальчика?

-Что произойдет дальше. ….

Вторую часть читают дети . Звучит в середине чтения спокойная музыка .

Учитель . – А такой Павлик вам нравится. _ Появилось ли желание с ним общаться?. Значит _ ДРУЖИТЬ , ХОЧЕТСЯ С ЛЮДЬМИ ВОСПИТАННЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ДОБРЫМИ.

-Почему сцена за столом была украшена спокойной но характеру музыкой? ( в семье восстановился мир и понимание. Всем хорошо , все довольны и счастливы)

(Выборочная работа с текстом) Работа  минигруппах. На ваших столах лежат задания на листах голубого цвета . Прочитайте эту пословицу , объясните её и попробуйте  в тексте  найти отрывок, который раскроет ее  смысловое содержание.  

Вежливость открывает все двери (   1-3минигруппа)

-Доброе слово лечит , а злое калечит .( 4-7  минигруппа)

- Добрые слова , не разделимы с добрыми поступками. ( 8-11  минигруппа).

Учитель – Догадались ли какое  волшебное слово, помогло Павлику? -  Слово ли было волшебным или …..  чувства ,которые вложил в него мальчик. ?

Повернитесь   друг против друга и возьмитесь за руки.   Попробуем прочувствовать внутреннее состояние  героя  и передать его через выражение  лица. .( Большая пауза. Дети, все  вместе, говорят волшебное слово )

Лена          1. Не дает краску Павлику               -2. С радостью делится красками 

Бабушка   1. Прогнала тряпкой                     -  2. Дала самый лучший пирожок

Брат          1. Не услышал, не взял с собой     -2. Засмеялся и взял с радостью.

У. Изменило ли волшебное слово настроение  героев? А существуют ли ещё волшебные слова, которые могут это делать?

У. Значит ,волшебные слова могут творить настоящие….ЧУДЕСА и , если ты считаешь себя культурным, надо …. Умело  пользоваться ими.

Тест

1.Какие из эти слов являются волшебными?

- дай мне

-спасибо

-извините

2.   Знал ли Павлик о  волшебных свойствах   этих слов  до встречи со старичком?

А).  Не знал.

Б).  Знал.

В). Знал , но не умел их применять в жизни.

1.   Главная  мысль произведения В. Осеевой:

А).   Культурное общение способствует правильным взаимоотношениям между людьми;

Б). Невежество порождает боязнь и уважение;

В).  Ребенок не может быть вежливым.

Учитель собирает тесты .

 ( Дети становятся в круг берутся за руки )

Волшебную свечку зажжем,

Итог  урока подведём.

Послушаем мы всех ребят, они сердцами говорят .

Какими быть , как правильно себя вести,

Чтоб умными и добрыми расти.

У. Какие  нравственные качества личности должен иметь каждый хороший человек, то есть мы с вами ? Дети передают свечку и называют эти качества ( доброта, вежливость, понимание, внимание, чувство долга, сочувствие, сопереживание, любовь  и т.д.)

Спасибо всем нам за урок.

Урок волшебный нам помог.

Оценивание  работы детей.

 

Знакомство  с произведениями , подтверждение гипотез и поиск решения проблемы

Словарная работа и первичное знакомство с произведением

Поиск решений

Знакомство с басней « Лебедь, Щука и Рак»

- Как называется произведение?

-Жанр произведения?

-Что такое басня? )короткий иносказательный рассказ ,содержащий нравоучение)( Приложение 1)

- Отличие басен Эзопа  от басен Крылова?

- Кто еще из авторов писал прозаические басни?  Стихотворные басни?

-Назовите характерную черту любой басни ? ( мораль- нравоучение, наставление, которое заключено в нескольких строкам, в начале или в конце произведения) ( Приложение 1)

- Какое свойство басен именуется аллегорией? (Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе ( словарь Ожегова)  ( Приложение 1)

 Словарная работа ( работа со словарем Ожегова и с иллюстрацией) Согласие , мука , поклажа, воз , впряглись                               СЛАЙД

Согласие - Единомыслие, общность точек зрения

Поклажа - Уложенные для перевозки вещи, груз, багаж

Воз -  повозка или сани с кладью

Мука - Сильное физическое или нравственное страдание

Чтение произведения учителем ….

- Почему герои не смогли свезти воз с места? Найдите в тексте подтверждение  . Прочитайте вторую строку басни. Как вы это понимаете?.  Найдите и прочитайте отрывок басни , в котором описывается действие производимое героями.

Работа с раздаточным материалом: Найти пороки людей скрытые за образами героев.

Лебедь-легкомыслие, может и тщеславие

Рак- трусость , нерешительность

Щука –упрямство …

Вспомните слова Крылова « Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Предположите , что мог  увидеть Крылов ,что бы у него возникла потребность души написать эту басню?( предположение детей)

Прочитайте басню выразительно и постарайтесь найти нравоучение, мораль басни …(  чтение и высказывание детей)

Понравилась ли вам эта басня? Интересна ли она  взрослым ( Как об этом узнать?- спросить)

Встречали ли вы похожие в жизни события? ( высказывание детей)

Бывают ли в нашем классе подобные ситуации?

Какую басню посоветуете прочитать людям ,не умеющим согласованно действовать.?

Значит наше второе предположение( Дети зачитывают его) …. Истинно или ложно?( истинно)

Подберите пословицы наиболее точно раскрывающие  идейное содержание басни :

Какие труды, такие и плоды.

Уменье и труд все перетрут.

Истинное сокровище для людей – умение сообща  трудиться. ( Эзоп)

 - Какой поучительный урок ? ( Приложение 4)

 

Физическая пауза

Классическая музыка ( танцевальные непринужденные движения детей)

 

Словарная работа

Активизация познавательного процесса

Поиск решений

- Кто главные герои  произведения?

Можем ли мы предположить ,что между этими персонажами , будет больше общего, по сравнению с предыдущей басней?( Да)

Словарная работа ( молва, коль, ) СЛАЙД

Подберите синонимы к этим словам

Молва - Слухи, толки, 

Коль- если ( устаревшее слово).

Как называют человека , который  распространяет слухи ( сплетник)

Вопрос №1. Выслушайте данную басню и попытайтесь ответить на вопрос.

Чтение произведения учителем  и ответ на вопрос .

-Почему крыса решила, что кошка сильнее льва?  ( Выслушивание предположений)( Она её боялась)

Какие человеческие пороки скрыты за образами Крысы и Мыши ?

Крыса – трусость

Мышь- сплетница .

Найдите мораль- нравоучение басни ( Дети зачитывают) Как вы это понимаете?

Вторичное знакомство с текстом ( читают дети)1-2 раза.

Встречали ли подобные ситуации в жизни?

-Какой урок извлекли вы из этой басни? ( Приложение 4)

- Есть ли у вас знакомые , которым было бы полезно прочитать эту басню? Это взрослые или дети?

Работа с гипотезами

Гипотеза  №2  -истинность предположения

Гипотеза  № 3 – истинность предположения.

Приготовьте чтение по ролям( самостоятельное чтение и работа с текстом) Чтение басни по ролям .

 Работа с пословицами .- Какая пословица наиболее точно отражает содержание басни?                                           СЛАЙД

У страха глаза велики.

Пуганая ворона и куста боится.

Трусливому зайке и пенек - волк.

Трусость живет в сердце .

 Какая строка басни стала поговоркой ?

« Сильнее кошки зверя нет» . Так говорят о ответ на чьи-то страхи, когда напрасно бояться того, кто в действительности вполне безобиден. ( Лев не будет бояться кошки, так  как кошка для него безопасна. )           Слайд                                      

Итог урока (    рефлексия)

-Давайте все  же вернемся к проблеме сегодняшнего урока

Способна ли басня, так же как и зеркало,  показать человеческие недостатки или пороки? ( высказывания детей)

Мы сегодня провели очень большую работу. Мы работали как «Лебедь, Щука и Рак»?(  высказывания детей).

Большое ли наследие оставил нам Крылов?

Будут ли его басни  жить всегда?

В своих баснях Крылов пытался показать человеческие пороки скрытые за образами …животных, вещей, растений. А также, и это самое главное, увидеть эти недостатки в себе и …… попытаться их исправить .

Оценивание работы детей  , выставление отметок.

Самостоятельная работа ( внутренняя рефлексия )

Работа с раздаточным материалом   ( Приложение 4,5)

Домашнее задание

Выучить понравившуюся басню наизусть . Переложить   басню в прозаический эзоповский стиль.



Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения

Модель « Гармония»

Тема урока : В. А. Осеева « Волшебное слово »

Цели урока :

1.Показать значение культурного общения, как фактора способствующего развитию правильных взаимоотношений между людьми;

Задачи урока :

- создавать условия для  понимания художественного слова В. Осеевой  ,

-создавать условия для освоения учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении В. Осевой , развитие положительных  качеств личности;

-способствовать возникновению потребности в общении с миром художественной литературы, как источником  самовоспитания;

 -  развивать речь учащихся через становление правильного литературного языка и умение выражать свои мысли и чувства в устной речи  и невербально .

План урока

1.Организационный момент  30сек

2.Этап .

 Мотивация   учащихся . 

3 минуты

3. Активизация знаний учащихся . 1 минута

4. Построение проекта знакомства с новым произведением.2  минуты

Реализация построенного проекта   3-4 минуты

Физпауза ( 30 сек)

Первичное чтение 3 минуты+  4минуты = 7мин

( сравнение своих выводов  с  эталоном и проектными идеями)

5 минут

7 минут

Рефлексия урока 2 минуты

Физпауза

Самостоятельная работа ( внутренняя рефлексия) 2 минуты

Итог урока и релаксация

3 минуты

Приветствие . Проверка готовности  к занятию

ФАЙЛ ( музыка, создающая настроение на урок) Я очень хочу чтобы воспоминание от нашего общения осталось в наших сердцах навсегда, поэтому оставляю на доске смайлик радости .

Театрализация стихотворения С. Маршака « Урок вежливости» (кукла перчатка)

Медведя лет пяти –шести                 ( 30 секунд)

Учили как себя вести:

- В гостях, медведь , нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Послушен будь , и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старость уважай.

Медведя лет пяти –шести                

Учили как себя вести:

Но, видно воспитатели

Напрасно время тратили…

Вопросы учителя: Как хотелось маме , чтобы ее малыш был воспитан и вежлив.

- Получилось  ли у мамы воспитать своего сына?

-Каким мама хотела видеть своего медвежонка? ФАЙЛ  ( воспитанным, вежливым, послушным, внимательным ). Значит каждому из нас приятно, когда рядом с них находятся воспитанные, внимательные и вежливые люди.

Учитель: В.А. Осеева также как и С .Я. Маршак хотела  чтобы дети ,читая произведения учились на них быть (  обращаюсь к файлу презентации) ВСЕ ВМЕСТЕ …хорошими…, воспитанными …, добрыми). .

ФАЙЛ  -ФОТО  В. ОСЕЕВОЙ , ГОДЫ ЖИЗНИ И  ОБЛОЖКИ ИЗДАННЫХ  КНИГ .

Учитель .У  В. Осеевой было издано более 60 книг. На нашей выставке представлены некоторые из них. Я советую вам прочитать и другие произведения этого автора . Их вы можете взять в своей школьной библиотеке

Учитель   В. Осеева написала для вас  и это произведение ( Работа с содержанием книги)

-Как называется раздел?

-….произведение?

- О каком положительном качестве расскажет нам В.А.  ?

- О вежливости есть очень много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них . Каждый из на сегодня должен ответить себе на вопрос - Действительно ли это так?

ФАЙЛ ( дети читают)

-Вежливость открывает все двери.

-Доброе слово лечит , а злое калечит.

- Добрые слова , не разделимы с добрыми поступками.

Учитель    Достаточно ли название текста, чтобы сказать о чем будет его содержание ?( нет)- Что нужно для этого сделать?( прочитать, понять , осмыслить ) .  Просмотрите текст глазами. Автор использует много коротких предложений с интонацией восклицания, много диалогической речи. Давайте выборочно познакомимся с некоторыми более яркими по содержанию отрывками.  Возьмите задание на зеленых листочках  и приготовьте выразительное чтение

 (После прочтения каждого отрывка учитель спрашивет. )

-Вежлив ли был Павлик?   Испытывает ли собеседник радость, общаясь с мальчиком? )

ФАЙЛЫ ( ПО ОДНОМУ НА ЭКРАНЕ) и после работы с отрывком появляется смайлик .

  1. Ещё бы!- сердито буркнул Павлик.- Я скоро совсем убегу из дому.

  1. – Убегу! Из-за этой Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки.- Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает. А у самой сколько!

  1. -Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

  1. – Никто меня не жалеет!- крикнул Павлик. -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: « Возьми лучше, все равно я от тебя  не отстану, вёсла утащу , сам в лодку залезу! Павлик стукнул кулаком по скамейке.

  1. …глянул ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена , дай мне одну краску… пожалуйста…

  1. ….заглянул в глаза и прошептал:

–Дай мне кусочек пирожка, …пожалуйста…

       8. …Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

-Возьми меня, пожалуйста.

9. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил его волосы.

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Первую часть текста читает учитель . ( В середине текста звучит фрагмент тревожной музыки)

 -Понравился ли вам мальчик?  - Хотели ли бы общаться с таким ребенком? – А помочь ему?– Кто  дал ему  добрый совет? – Какое настроение было у Павлика , когда он встретил старичка?- Почему у него было такое настроение? Характер музыки соответствовал настроению мальчика?

-Что произойдет дальше. ….

Вторую часть читают дети . Звучит в середине чтения спокойная музыка .

Учитель . – А такой Павлик вам нравится. _ Появилось ли желание с ним общаться?. Значит _ ДРУЖИТЬ , ХОЧЕТСЯ С ЛЮДЬМИ ВОСПИТАННЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ДОБРЫМИ.

-Почему сцена за столом была украшена спокойной но характеру музыкой? ( в семье восстановился мир и понимание. Всем хорошо , все довольны и счастливы)

(Выборочная работа с текстом) Работа  минигруппах. На ваших столах лежат задания на листах голубого цвета . Прочитайте эту пословицу , объясните её и попробуйте  в тексте  найти отрывок, который раскроет ее  смысловое содержание.  

Вежливость открывает все двери (   1-3минигруппа)

-Доброе слово лечит , а злое калечит .( 4-7  минигруппа)

- Добрые слова , не разделимы с добрыми поступками. ( 8-11  минигруппа).

Учитель – Догадались ли какое  волшебное слово, помогло Павлику? -  Слово ли было волшебным или …..  чувства ,которые вложил в него мальчик. ?

Повернитесь   друг против друга и возьмитесь за руки.   Попробуем прочувствовать внутреннее состояние  героя  и передать его через выражение  лица. .( Большая пауза. Дети, все  вместе, говорят волшебное слово )

Лена          1. Не дает краску Павлику               -2. С радостью делится красками 

Бабушка   1. Прогнала тряпкой                     -  2. Дала самый лучший пирожок

Брат          1. Не услышал, не взял с собой     -2. Засмеялся и взял с радостью.

У. Изменило ли волшебное слово настроение  героев? А существуют ли ещё волшебные слова, которые могут это делать?

У. Значит ,волшебные слова могут творить настоящие….ЧУДЕСА и , если ты считаешь себя культурным, надо …. Умело  пользоваться ими.

Тест

1.Какие из эти слов являются волшебными?

- дай мне

-спасибо

-извините

2.   Знал ли Павлик о  волшебных свойствах   этих слов  до встречи со старичком?

А).  Не знал.

Б).  Знал.

В). Знал , но не умел их применять в жизни.

1.   Главная  мысль произведения В. Осеевой:

А).   Культурное общение способствует правильным взаимоотношениям между людьми;

Б). Невежество порождает боязнь и уважение;

В).  Ребенок не может быть вежливым.

Учитель собирает тесты .

 ( Дети становятся в круг берутся за руки )

Волшебную свечку зажжем,

Итог  урока подведём.

Послушаем мы всех ребят, они сердцами говорят .

Какими быть , как правильно себя вести,

Чтоб умными и добрыми расти.

У. Какие  нравственные качества личности должен иметь каждый хороший человек, то есть мы с вами ? Дети передают свечку и называют эти качества ( доброта, вежливость, понимание, внимание, чувство долга, сочувствие, сопереживание, любовь  и т.д.)

Спасибо всем нам за урок.

Урок волшебный нам помог.

Оценивание  работы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...