рабочая программа спец курса по литературному чтению В мире книг
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Титова Светлана Викторовна

рабочая программа для 4  класса по спецкурсу  В мире книг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprog_spey_kursa_V_mire_knig.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/____________

ФИО

Протокол № ___

 от   «__»___ ______2011___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42   »

_____________/______________/

ФИО

 «__»______2011___г.

«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ № 42  »

_____________/______________/

ФИО

Приказ №___  от «__»_____-2011___г.

Рабочая  программа спецкурса

 «В мире книг»

по предмету «литературное чтение»

учителя 4 «б» класса

Титовой С.В.

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42»

г.Энгельса Саратовской области

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2011_ г.

2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                  

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

      Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

       Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

    Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.

      Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

     Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

      Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Оптимальное повышение техники чтения.
  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  3. Умение работать с книгой.
  4. Умение работать с текстом.
  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

                                  Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
  2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
  3. устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
  4. называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

  1. ставить перед собой цель чтения книги.
  2. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.        Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  2. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  3. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  4. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  5. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

Требования   к    уровню   подготовки

обучающихся

К концу IV года обучения учащиеся должны:

  1. - иметь четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);
  2. - анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;
  3. - осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;
  4. - понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;
  5. - понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;
  6. - видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);
  7. - осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;
  8. - предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;
  9. - осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;
  10. - применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.

Учебно-тематический план.

4 класс

Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

«Лето с героями любимых книг».

1

проект

Презентация читательских дневников

2.

Устный журнал «Твоя книжная полка».

Тема 1. Лад в семье – покой в душе

   А.Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне;

  А.Линдгрен. Пеппи Длинный чулок.

5

Занятие в библиотеке

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

3.

 Не хлебом единым жив человек

 Э.Синклер. Гномобиль;

 Д.Толкин. Хоббит      К.Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко;

  Е.Шварц. Сказка о потерянном времени.

4

 

Творческая работа в группах

4.

Терпенье и труд все перетрут

      С.Маршак. Сказка про двух лодырей;

  Н.Телешов. Крупенечка;

  В.Бианки. Мастер без топора;

   Е.Пермяк. Город Мастеров;

  Г.Х.Андерсен. Дикие лебеди.

«Книжкины именины»

4

Игровая программа

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.

5.

Друга иметь – себя не жалеть

 С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями;

   Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья;

 Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот;

 Г.Х.Андерсен. Русалочка;

 А.Милн. Вини-Пух и все-все-все.

  Ц.Топелиус. Кнут-Музыкант.

4

Беседа, обсуждение

6.

 Люби ближнего и тебя будут любить.

     А.Сент-Экзюпери. Маленький принц.

  О.Уайльд. Счастливый принц.

4

Беседа, обсуждение

7.

 Не все то золото, что блестит .

    О.Уальд. Мальчик-звезда;

    В.Гауф. Карлик-Нос;

  Т.Гофман. Щелкунчик, или Мышиный король;

   С.Моэм. Принцесса Сентябрь.

4

Беседа, обсуждение

9.

Не силой, а умом.

   Л. Кэрролл. Алиса в стране Чудес;

А.С.Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде;    

 С.Минков. Сказка о глупости;

  В.Даль. У тебя у самого свой ум.

4

Беседа, обсуждение

10.

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

1

Литературная игра

Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

11.

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.

В.П. Катаев "Сын полка"        

Е.И. Ильина "Четвертая высота"        

2

Конкурс чтецов

Беседа, обсуждение

Обсуждение

Подготовка и участие в конкурсе чтецов

12.

Читательская конференция «Зачем нужны книги  в компьютерный век?»

1

Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

Итого

34 часа

                                         План проведения недели детской книги(январь)

День недели

Дата

Класс

Мероприятие

Ответственные

понедельник

1 -4

Конкурс рисунков «В стране книг!»

Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД

вторник

1- 4

Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)

Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД,

зав. библиотекой

Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»

среда

1 -4

Конкурс  чтецов «Поэтическая тетрадь»

Классные руководители, дети,

зав. библиотекой

четверг

1

Литературная игра «Планета сказок»

Классные руководители, дети, родители,  воспитатели ГПД,

зав. библиотекой

2

Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»

3 - 4

Литературный турнир «Чемодан приключений»

пятница

1-4

Утренник «Посвящение в читатели»

Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД

зав. библиотекой

суббота

1 -4

Торжественная линейка

Подведение конкурсов, награждение победителей.

Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД,

зав. библиотекой

                                         

Используемая  литература.

  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. -  Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
  9.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  16. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

                                  Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру

Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет  со...

Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру

Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет  со...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.

В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс

составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг».

Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг»....

Рабочая программа кружка по литературному чтению "Учимся любить книгу". 4 класс.

Программа разработана для учащихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 4 класса с целью повышения уровня качества чтения и привития интереса к книгам....