Формирование навыка правильного чтения у учащихся
методическая разработка по чтению по теме

 

ПРИЁМЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navyka_pravilnogo_chteniya__1111.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка правильного чтения

у  учащихся

Учитель: Мартьянова Т.Г.

МОУ «Романовская общеобразовательная школа»

ПРИЁМЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

  1. Предварительное послоговое чтение  сложных слов.

        - Прочитай по слогам, затем целым словом.

 (спос.плавному чтению)

Пе-ре-ло-жи-ла   - переложила

По-про-щал-ся  - попрощался

По-гля-ды-вал – поглядывал

2. Читай плавно целыми словами (способствует и правильности и беглому чтению)

 -Прибавляй по букве, учись читать слово.

Колдовать-заколдовать-заколдованная

Криво-кривилась-скривилась

Голод-голодал-проголодался

3. Объяснение лексического значения слова

перед чтением / во время чтения (на доске)

      - Прочитайте целым словом,

-Объясните значение слов (м.б. используя контекст)

-Подберите близкие по значению

Яростно  жалобно   неподалёку       поспешно

 

Предварительное чтение про себя с нахождением трудных слов

  –Прочитайте, отметьте трудные / непонятные слова

  1. Редактирование.

Исправление ошибок в ходе чтения /после чтения.

-Я читаю с ошибкой /дети

-Найдите ошибки, исправьте их, прочитайте правильно.

1 кл.  В слове, в предложении

(выписать на доску/ карточка/ на слух, а чтобы исправить надо найти его в тексте)

2 кл.- предложение.

3-4 кл- отрывок с ошибкой.

5.   Игра «Кто лучше справился»  (без ошибок).

Чтение одного отрывка несколько раз.

6. «Читай внимательно»

Одно слово из текста, другое похожее предлагается для чтения в паре с ним

(Это предотвращает ошибки в искажении звуко-буквенного состава слов

Мыл-мил-мал-мял-мел

Кинула-кивнула

Предложила-переложила

Не садиться-не сидится

«Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.

  1. Прочитайте скороговорку, обращая внимание только на подчеркнутые буквы:

КУНОПИРЛ    АИКПАНРТОВ   ВЧЫПЯСЧЕТЬГР    РОАЛОПВЫАТ

  1. Упражнение в орфоэпическом чтении.

-Читай сначала так, как пишем, потом так, как говорим

-Прочитай не так, как написано, а так, как мы говорим.

Ученица, садиться, чтоб, к доске, перо, много, четыре,  в классе, сидится.

Орёл, овечка, когти, поджаренного, спасибо, пожалуйста.

  1. Читай слитно.

Старик-отшельник

Красавица-жена

  1. Работа с карандашом.

-Отметь слово, которое нужно выделить голосом

- Отметь трудное слово

-Подчеркни опорные слова

-Перечитай и отметь карандашом всё , что сказано о зайце…

- Какими словами поэт оживляет цветы.(олицетворение)

-Найди слова, указывающие на настроение(глаза смеялись,с досадой вздохнула)…

       –Как поэт называет черёмуху?    ( Работа над эпитетами.)

  1. Работа над звукописью (ассонанси, аллитерация)

-Перечитай стихотворение.

Обрати внимание, подчеркни, какие звуки здесь часто повторяются.

12. Исправьте ошибки в тексте

Карточки с ошибками.

-Прочитайте фразы, исправьте ошибки.

  1. Восстановите текст.

Карточка…

-Какие слова пропущены, найдите в тексте

«Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне...ный, сне...овой, сне...т.

14.  Прочитай скороговорку быстро и без ошибок.

15. Работа с корректурными пробами.

-Зачеркните все буквы К, буквы Е обведите в кружок, а буквы Н в квадрат

 

16. Прочитайте чистоговорки

Тра-тра-тра-веселится детвора

Ать-ать-ать- в играх надо уступать

Бро-бро-бро-делай людям  лишь добро

Гру=ГРУ-гру-мы закончили игру

  1. Найдите среди слов те, которые не встречались в стихотворении.

 

  1. Найди слово внутри слова.

-Какие слова спрятались  внутри слова.

19. Чтение скороговорок-перевёртышей

Икчущ у яушеч у анитеш.

Акнёноров аноров алинороворп

20.  Найдите в тексте все слова с приставкой   за            

21.  Буксир

Чтение  цепочкой не до конца слов.

21. Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.

СОК

ЛЕЩ

МАШИНА

ИГРА

НОЖНИЦЫ

РУЧКА (1 класс)

Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.

Например, учитель произносит слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка;   -  или учитель читает предложения: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ; - или учитель читает стихотворение:

Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать?
Бумагу,
ручку, карандаш
И общую тетрадь!
(из стихотворения С.В. Михалкова “Мой секрет”) (1 класс)

22. «Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.

23. «Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

Данные игры и задания способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию темпа последнего, развитию умения прогнозировать слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"

Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов  "         ...

Формирование навыка правильного списывания

В статье рассматривается важность такого вида работы как списывание. даны рекомендации по формированию навыка списывания , алгоритм списывания для учащихся....

Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Пути формирования навыков правильного чтения.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...

Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников

В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников...