Формирование навыка правильного списывания
статья по русскому языку по теме

Красюк Надежда Васильевна

В статье рассматривается важность такого вида работы как списывание. даны рекомендации по формированию навыка списывания , алгоритм списывания для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКА

 ПРАВИЛЬНОГО  СПИСЫВАНИЯ»

Красюк Надежда Васильевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 96 г.Краснодар

Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописях». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т. п. Способ списывания при этом остаётся вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами и даже целыми предложениями.

Если понаблюдать за учениками, когда они списывают, то можно заметить, что одни ребята чаще, а другие – реже смотрят в текст за время записи одного небольшого предложения. Причём тот, кто чаще сверялся с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрел в текст реже. Но и те, кто списывал одними и теми же единицами, делают это по-разному: одни с ошибками, другие – без ошибок.

В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями».

Различают два вида списывания: простое и осложнённое. В первом случае перед учеником одна задача – воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложнённое списывание, т. к. в противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.

Для обеспечения безошибочного воспроизведения текста, а также для превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию необходим алгоритм списывания.

Алгоритм списывания, составленный с учётом всех названных требований, вначале детально развёртывается в обучении. После того, как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на его первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.

В классе алгоритм списывания составляется детьми коллективно и размещается рядом с доской. Кроме того, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании.

Памятка включает в себя следующие действия:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте (предложении).

4. Прочитай предложение так, как оно записано (как будешь себе диктовать во время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7. Проверь написанное:

  а)  читай то, что писал, отмечая дужками слоги;

  б)  подчеркни орфограммы в написанном;

  в)  сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Следует отметить, что учитель не использует в своей работе термин «орфограмма»; а заменяет его оборотами, понятными детям, например, «трудные для написания места», «опасные места».

Если обучение организуется по предложенному алгоритму, происходит не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделение орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Остановимся более подробно на содержании и методике освоения каждого действия алгоритма.

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирования текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3 – 5 слов), в качестве смыслового куска выступает целое предложение. Чтение на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии – «читаем так, как надо говорить».

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. Повторяя предложение, не глядя в него, ребёнок развивает память, учится запоминать осмысленно.

3. Выделить орфограммы в тексте.

Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщённое представление ребёнка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин орфограмма).

Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию, необходимо как можно раньше познакомить учеников с наиболее общими признаками орфограмм.

Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами, может таблица, которая наряду с правилами списывания надолго поселится в классе.



КАКИЕ     БУКВЫ     НЕЛЬЗЯ       ПИСАТЬ      НА      СЛУХ

Безударные  гласные

(кроме У  и  Ы  на конце слова)

Гласные под ударением после шипящих

Согласные парные по глухости – звонкости:

а) на конце слова

б) перед другими согласными (кроме Р,Л,М,Н,Й,В)

Согласные парные по мягкости – твёрдости:

Перед мягкими согласными

4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать себе во время письма).

Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется смысловыми кусками, то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

Выполняя этот пункт плана, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его произнесении.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо проследить, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма. Шумок, возникающий при этом в классе, - естественное свидетельство того, что запись происходит при проговаривании. Важно, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память.

7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Но призыв «проверь»  часто остаётся без ответа. Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать как это надо делать. Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы в написанном, мы даём ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

 В III и IV классе (по усмотрению учителя) подчёркивание орфограмм в исходном тексте и  при проверке, убирается. В результате алгоритм списывания существенно сокращается. Он будет уже состоять из четырёх «шагов».

                                         ПАМЯТКА

 1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.

 2. Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

 3. Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.

 4. проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильного чтения у учащихся

ПРИЁМЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ....

Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"

Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов  "         ...

Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Пути формирования навыков правильного чтения.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...

Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников

В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников...