Рабочая программа по чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Тимонина Гульнара Ринатовна

Рабочая программа по чтению,  программа "Начальная школа 21 века" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma.docx69.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по чтению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования  и авторской программы                  

Л.А. Ефросининой (М: Вентана-Граф, 2002).

Программа рассчитана на 102 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина Л.А. Литературное слушание. 4 класс. 2 части. - М: Вентана-Граф, 2008;

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2008;

Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению. - М.: Вентана-Граф, 2008.

В авторскую программу изменения внесены: сокращено количество часов на изучение отдельных тем.

Программный материал за 3 класс детьми усвоен полностью. Качество знаний по предмету составляет %. Но есть дети с низкой мотивацией обучения: Ехалов, Ребзуев. С ними велась индивидуальная работа.

        Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

. Литературное чтение (2 ч в неделю)

Круг чтения

Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, предания, легенды, сказы, мифы. Мифы Древней Греции и Рима. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX - начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк - повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Творческие работы по сопоставлению сюжетов литературных произведений с аналогичными сюжетами произведений живописи, графики, музыки. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх - драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

  • осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;
  • выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;
  • использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи);
  • темп чтения вслух - не менее 90 слов в минуту, про себя - не менее 110 слов в минуту;
  • использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;
  • чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в                4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

  • установление смысловых связей между частями текста;
  • определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;
  • сопоставление поступков героев;
  • понимание и различение значений слов в тексте;
  • нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;
  • выделение в тексте эпитетов, сравнений;
  • составление простого плана к рассказу, сказке;
  • подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;
  • составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);
  • выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;
  • чтение детской периодики;
  • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

Межпредметные связи:

С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, применение лингвистических знаний в устной и письменной речи, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).

С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о содружестве и взаимообогащении музыки и литературы.

С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

С уроками физического воспитания: уметь правильно пользоваться дыханием, голосом, мимикой, жестом, ритмическим движением при чтении вслух и инсценировке литературных произведений.

Требования к уровню подготовки ученика четвертого класса

Называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • детского игрового фольклора (загадки, пословицы, песенки, скороговорки).

Различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
    Устанавливать связи, объяснять:
  • определять тему;
  • развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение ее с заглавием;
  • соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями;
  • устанавливать связи внутри событий.
    Кратко характеризовать, описывать:
  • основную мысль художественного произведения;
  • героев произведения (их поступки и характеры);
  • свое отношение к прочитанному произведению.
    Решать практические задачи:
  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 80 слов в минуту, про себя – 100-120 слов в минуту;
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.

При изучении отдельных тем данного курса запланировано использование  этнокультурного компонента. Дети знакомятся с татарскими народными сказками, стихами и прозаическими произведениями татарских поэтов и прозаиков.

  • В процессе обучения в полном объёме из современных образовательных технологий используется разноуровневое обучение и коллективное система обучения.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

задание

Дата П/Ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Повторение. Произведения фольклора. (1 ч)

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

1

Комбинированный урок

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

Сравнение сказки и былины

Учебная хрестоматия: читать, отвечать на вопросы 2, 3.

Р. т. с. 4 № 2, с. 5 № 3, 4 (по выбору)

1.09

2

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. (9 ч)

Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора. Былины

1

Чтение и анализ нового произведения

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Былина – жанр фольклора

Учебник,
с. 4–7, подробный пересказ отдельных эпизодов.

Р. т. с. 6 № 3

5.09


3

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

1

Чтение и анализ нового произведения

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер

Учебник,
с. 8–10, выразительное чтение.

Р. т. с. 9 № 3 (по выбору)

6.09

4

Библейское предание «Блудный сын»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль

Библия (Великая книга). Сравнение с бытовой сказкой

Учебник,
с. 9–14, выразительное чтение.

Р. т. с. 11 № 2 (по желанию)

8.09

5

Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

1

Чтение и анализ нового произведения

Легенда – жанр фольклора

Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы

Текущий. Выразительное чтение

Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Музей Китеж. Атаман Ермак Тимофеевич

Учебник,

с. 14–15, выразительное чтение.

Р. т. с. 3 № 12.

Учебник,
с. 15–17, выразительное чтение.

Р. т. с. 13 № 2 (по желанию)

12.09

6

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

1

Обобщающий урок

Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора

Уметь работать самостоятельно

Тематический.

Самостоятельная работа

Подготовить выразительное чтение или пересказ любого

произведения фольклора

13.09

7

Мифы народов мира. (5 ч)

Древнегреческий миф «Орион»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие о мифе. Герои мифа

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Особенности древнегреческих мифов

Учебник,
с. 18–19, ответы на вопросы

15.09

8

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

1

Чтение и анализ нового произведения

Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов

Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение

Особенности древнегреческих мифов

Учебник,

с. 20–22, рассказ о жизни Дедала.

Р. т. с. 17 № 2

19.09

9

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

1

Чтение и анализ нового произведения

Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей)

Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды

Текущий. Пересказ

Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение»

Учебник,
с. 23–26, выразительное чтение.

Р. т. с. 18 № 4, с. 19 № 2

20.09

10

Обобщение по разделу «Мифы народов мира»

1

Урок-отчет

Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Тематический. Проверочная работа

Пересказ понравившегося мифа

22.09

11

Книги Древней Руси. (4 ч)

Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

Учебник,

с. 27–29, выразительное чтение, ответы на вопросы № 4, с. 29 № 3, с. 30.

Р. т. с. 23 № 3

26.09

12

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «наставлений Ярослава Мудрого»

Учебник,
с. 30–31, выразительное чтение, ответы на

вопросы с. 31.

Р. т. с. 26 № 2 (по желанию)

27.09

13

Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

1

Урок-отчет

Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения

Тематический. Проверочная работа

29.09

14

Басни. Русские баснописцы.

(6 ч)

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

Комбинированный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма)

Учебник,
с. 33–36, выучить басню наизусть по выбору.

Р. т. с. 28 № 3, 4 (по желанию)

3.10

15

И. И. Хемницер «Друзья»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Текущий, чтение наизусть

Особенности басни: мораль, ирония, аллегория

Учебник, с. 37, выразительное чтение.

Р. т. с. 30 № 2

4.10

16

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий. выразительное чтение

Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова

Учебник,
с. 38–40, выразительное чтение.

Р. т. с. 32 № 3

6.10

17

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

С. В. Михалков «Слово о Крылове»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Квартет.

Учебник,
с. 40–42, выразительное чтение, наизусть по выбору.

Р. т. с. 33 № 3

10.10


        

18–

19

Произведения
В. А. Жуковского.

Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки»

2

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

Баллада – стихотворный рассказ

Учебник,
с. 44–49, выразительное чтение отрывка по выбору.

Р. т. с. 38 № 3, с. 39 № 3,
с. 40 № 2 (по выбору)

11.10

13.10

20

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица»

1

Чтение и анализ нового произведения

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

Учебник,
с. 50–55, выразительное чтение.

Р. т. с. 41 № 4, 5 (по выбору)

17.10

        

21

Произведения А. С. Пушкина.

Повторение изученных произведений А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение
Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

1

Комбинированный урок

Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Текущий. Пересказ по плану

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы

Учебник,
с. 56–57, выучить наизусть.

Р. т. с. 45 № 3

18.10

22

А. С. Пушкин
«И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Чтение наизусть

Определение интонационного рисунка

Учебник,
с. 58–60, выучить наизусть.

Р. т. с. 47 № 3 (по выбору)

20.10

23–

24

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля

2

Комбинированный урок

Сюжет, герои, главная мысль

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Словарь Даля

Учебник,
с. 60–65, выразительное чтение отрывка из сказки.

Р. т. с. 48 № 4 (по выбору)

24.10

25.10

25

Произведения М. Ю. Лермонтова. (6 ч)

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Метафора.

Учебник, с. 66–67, выучить одно стихотворение наизусть по выбору.

Р. т. с. 30 № 2

27.10

26

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихотворений

Учебник,
с. 67–68, наизусть. Р. т. с. 51–52 № 2, 3 (по выбору)

31.10

27-28

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка)

2

Чтение и анализ нового произведения

Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

Текущий. Чтение наизусть

Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов

Учебник,
с. 68–77, выразительное чтение, ответы на вопросы

1.11

14.11


29-31

Произведения П. П. Ершова.

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

3

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

П. П. Ершов (справка об авторе)

Учебник,
с. 78–83, ответы на вопросы, выразительное чтение. Заучивание отрывков наизусть по выбору

15.11

17.11

21.11

32

П. П. Ершов «Кто он?»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Текущий. Чтение наизусть

Чтение наизусть отрывков.

Учебник, с. 83, выразительное чтение, наизусть отрывки (по желанию)

22.11

33-34

Произведения
В. М. Гаршина.

В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды

2

Чтение и анализ нового произведения

Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

Текущий. Выразительное чтение

Рассказывание отдельных эпизодов

Учебник,
с. 84–93, выразительное чтение, рассказывание отдельных эпизодов (по выбору)

24.11

28.11


35

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Учебник,
с. 94–98, пересказ по плану, пересказ по плану от имени лягушки (по выбору)

29.11

1.12

36

Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

1

Обобщающий урок-отзыв

Тематический. Инсценирование отрывка сказки

5.12

37

Произведения русских писателей о детях.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

1

Чтение и анализ нового произведения

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Эпизод

Учебник,
с. 106–115, пересказ эпизода «Спасение души»

6.12

38-39

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

2

Слушание и анализ нового произведения

Образы детей-
героев в произведениях русских писателей

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Учебная хрестоматия,
с. 179–200, выразительное чтение

8.12

12.12

40-41

Произведения зарубежных писателей. (9 ч)

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

2

Чтение и анализ нового произведения

Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

Образ Козетты

Учебник,
с. 124–134, чтение, ответы на вопросы, пересказ по плану

13.12

15.12

42-43

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Текущий. Пересказ

Учебник,
с. 130–150, чтение, ответы на вопросы. Р. т. с. 72 № 4, 5, 6 (по желанию)

19.12

20.12

44

Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»

1

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

Учебник,
с. 151–155, выразительное чтение, ответ на вопрос № 3 (по желанию)

22.12

45

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма. Сравнение

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать

Строфа (двустишие)

Учебник.
с. 155, выучить наизусть

26.12

46

 Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты

1

Комбинированный урок

Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Текущий. Чтение наизусть

Р. т. с. 70 № 2

27.12

47

Произведения
Л. Н. Толстого.

Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

Р. т. с. 4 № 3

29.12


48-51

Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

4

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях)

Учебник,
с. 4–26:

1) читать 1–3 части;

2) читать 2–6 части;

3) рассказ о героях по выбору

12.01-19.01

52

Произведения
А. П. Чехова.

Повторение произведений А. П. Чехова. А. И. Куприн «Воспоминания об А. П. Чехове»

1

Комбинированный

Произведения А. П. Чехова. Герои, поступки

Знать произведения А. П. Чехова, уметь узнавать их по предложенным эпизодам

Р. т. с. 10 № 2 (по желанию)

23.01

53-55

Рассказы о животных. А. П. Чехов «Каштанка»

3

Чтение и анализ нового произведения

Сюжет, описание Каштанки

Уметь анализировать произведение, рассказать о поведении Каштанки

Сравнение рассказа «Каштанка» с рассказами А. И. Куприна, Э. Сетон-Томпсона,

Учебник,
с. 24–38.

1) читать 1–2 главу;

2) читать 3–5 главы;

3) рассказ

24.01-30.01


Джека Лондона

о поведении Каштанки

56

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация)

Уметь слушать и работать с детскими книгами

Текущий. Выразительное чтение

Очерк. Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном

Учебная хрестоматия,
с. 217–235, перечитать

31.01

57

Стихи

А. А. Блока.

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, тон, темп, ритм

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Олицетворение

Учебник,
с. 38–39, выразительное чтение наизусть

2.02

58

А. А. Блок «Рождество»

1

Чтение и анализ нового произведения

Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

Учебник,
с. 39–40, выразительное чтение или наизусть (по выбору)

6.02

59

А. А. Блок «На поле Куликовом»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема произведения

Уметь слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине.

Текущий. Выразительное чтение

Учебная хрестоматия,
с. 200–202, выразительное чтение.

Р. т. с. 17 № 3)

7.02

60

Произведения
А. М. Горького. (3 ч)

А. М. Горький «В людях» (отрывок)

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои произведения, их поступки, характер

Уметь определять позицию автора (рассказчик, рассказчик-герой)

Текущий. Выразительное чтение

Особенность повествования

Учебник,
с. 41–42, ответы на вопросы

9.02

61

А. М. Горький «О сказках» (очерк). «О книгах»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятия: сказ-ка, народная сказка, литературная сказка

Уметь работать над произведением коллективно

Текущий. Творческая работа «Дорогами сказок»

Значение сказки. Очерк

Учебник,
с. 43–44, выразительное чтение

13.02

62

А. М. Горький «Пепе» (Сказки об Италии)

1

Слушание и анализ нового произведения

Любимая книга сказок

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности итальянской сказки

Учебная хрестоматия,
с. 207–213, читать.

Р. т. с. 19 № 2

14.02

63

Стихи
К. Д. Бальмонта.

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
«К зиме»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

Учебник,
с. 45–46, выразительное чтение наизусть (по выбору)

16.02

64

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнение, олицетворение

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Текущий. Выразительное чтение

Метафора, художественный прием

Учебник,
с. 47–48, наизусть по выбору

20.02


65

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сказочные стихи

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

Текущий. Выразительное чтение

Особенность сказочных стихов

Учебник, с 49, выразительное чтение наизусть (по выбору)

21.02

66

Произведения

В. В. Вересаева.

В. В. Вересаева «Легенда»

1

Чтение и анализ

нового произведения

Предание. Легенда, сказание

Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды

Учебник,
с. 50–51, выразительное чтение.

Р. т. с. 23 № 3

23.02

67–

68

В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка

2

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

Учебник,
с. 51–58.

1) ответы на вопросы;

2) пересказ одного эпизода

27.02

28.02

69-70

Стихи
И. А. Бунина. (5 ч)

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

2

Чтение и анализ нового произведения

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине

Учебник,
с. 59–61.

1) выразительное чтение;

2) наизусть одно стихотворение по выбору

1.03

5.03

71

И. А. Бунин «Листопад»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

Учебник,
с. 62–65, выучить наизусть отрывок

6.03

72

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Тематический. Самостоятельная работа

8.03

73

Произведения
С. Я. Маршака.

(6 ч)

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Тематический. Самостоятельное составление словаря

Учебная хрестоматия, с. 235, выразительное чтение

12.03

74-75

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

2

Чтение и анализ нового произведения

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

Картина, реплика, ремарка

Учебник,
с. 69–75, выразительное чтение; с. 75–88, чтение по ролям

13.03

15.03

76

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

1

Чтение и анализ нового произведения

Переводчик. Чтение, беседа

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Учебник, с. 89, наизусть (по желанию)

19.03

77

Произведения
А. П. Платонова.

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя

Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку

Учебник,
с. 90–93, выразительное чтение отрывка

20.03

78

Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

1

Обобщающий урок

Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов

Тематический. Проверочная работа

22.03

79

Стихи
Н. А. Заболоцкого.

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Сравнение стихотворений, строф, тем

Учебник,
с. 94–96, выучить наизусть (по желанию)

2.04

80

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

Учебник,
с. 96–97, выразительное чтение

3.04

81-

83

Произведения о детях войны.

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

3

Чтение и анализ нового произведения

Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к

герою

Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к

герою

Портрет героя. Персонаж

1) Учебник, с. 97103, читать, отвечать на вопрос № 1;

2) учебник,
с. 103
108, читать, отвечать на вопрос № 2;

3) выразительное чтение и пересказ одного эпизода

5.04-10.04

84

Стихи
Н. М. Руб-цова.

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза»

1

Чтение и анализ нового произведения

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Учебник,
с. 109, выразительное чтение наизусть (по желанию)

12.04

85

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

Учебник,
с. 110, выразительно читать.

Р. т. с. 48 № 3 (по желанию)

16.04

86

Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Основная мысль

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение стихотворения

Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка»

(3 кл)

Учебник,
с. 110–111, выразительное

чтение.

Р. т. с. 48 № 3 (по желанию)

17.04


87

Юмористические произведения.

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Учебник,
с. 118–121.

Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору)

19.04

88

Юмористические стихи А. Барто «Леночка с букетом»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь выразительно читать стихотворение

Сравнение произведений А. Л. Барто и Н. Н. Носова

Учебник,
с. 121–122, выразительное чтение или наизусть

23.04

89

В. Драгунский «Тайное становится явным», Ю. Ермолаев «Жарко». Детские газеты и журналы

1

Слушание и работа с детскими

книгами

Юмористические произведения на страницах газет и

журналов

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной

литературой

Текущий.

Выразительное чтение

Р. т. с. 53 № 3.

24.04

90

Произведения
С. В. Михалкова.

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Знакомство с книгой
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Учебник,
с. 112–114, выучить наизусть одно стихотворение по выбору

26.04


91-92

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

2

Чтение и анализ нового произведения

Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

Учебник,
с. 115–116, выучить одну басню наизусть по выбору

30.04

1.05

93

Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Штиль», сказка «Как старик корову продавал»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема и жанр произведений. Основное содержание текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Самостоятельная работа

Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал»

Р. т. с. 57

3.05

94

Очерки.

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,

М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Понятия очерк, герой очерка, тема

очерка

Учебник,
с. 122–124, выразительное

чтение, ответ на вопрос.

Р. т. с. 59 № 3

7.05

95

Н. Шер «Картины сказки».

Ю. Яковлев «Право на жизнь»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

Учебник.
с. 124–129, выразительное чтение.

Р. т. с. 60 № 3, 6 (по желанию)

8.05

96

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Основное содержание изученных произведений

Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание

Тематический.

Самостоятельная работа

10.05

97–

99

Путешествия, приключения,

фантастика.

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

3

Чтение и анализ нового

произведения

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Учебник,
с. 131–136,

читать.

Учебник,
с. 136–142,

читать.

Учебник,
с. 142–144, читать, отвечать на вопросы.

Учебник,

с. 144 № 6 (по выбору)

14.05-17.05

100–

101

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

2

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

Учебник,
с. 145–149, выразительное чтение одног эпизода.

Учебник,
с. 150–155, выразительное чтение.

Р. т. с. 69 № 2 (по желанию)

21.05

22.05

102

Библиотечный урок «В мире книг».
Летнее чтение

1

Библиотечный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»

Задание на лето. Список литературы

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...