Урок "Я люблю, когда шумят берёзы..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

 

     Интегрированный урок

 

Учебные предмет:  литературное чтение, музыка

 

( комплексный подход к эстетическому восприятию)

Союз, волшебных звуков, чувств и дум…

 

Тема урока   «Я люблю, когда шумят березы…»

4 класс

Система Л.В.Занкова  (урок творчества)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ya_lyublyu_kogda_shumyat_beryozy....zip18.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             г. Снежногорск

МОУ ООШ № 269

                                                                                                               Литвиненко О.П.

     Интегрированный урок

Учебные предмет:  литературное чтение, музыка

( комплексный подход к эстетическому восприятию)

Союз, волшебных звуков, чувств и дум…

Тема урока   «Я люблю, когда шумят березы…»

4 класс

Система Л.В.Занкова  (урок творчества)

Цель урока:

  1. формировать  интерес учащихся к культуре своего народа,

к её древним корням, воспитание на её традициях гражданина и патриота своей Родины;

Задачи:

  1.  развивать интерес  к чтению и потребность  в нём (знакомство с творчеством поэтов и писателей);
  2. способствовать развитию личности ребёнка средствами искусства  

     слова;

  1. развивать наблюдательность и эстетическую отзывчивость на красоту окружающей природы;
  2. развивать умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое;
  3. воспитывать интерес к музыкальному творчеству и фольклору:
  1. создать условия для свободного самовыражения детей, подготовить уч-ся  к написанию сочинения;
  2. воспитывать  исполнительскую и слушательскую  культуру;

Оборудование.

1. Репродукции картин А.И.Куинджи “Берёзовая роща”,   И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”, И.И.Левитана “Берёзовая роща”.

2. Рисунки детей по теме урока.

3. Мультимедийный проектор.

4. Запись музыкальных фрагментов.

5. Печатные варианты текстов.

Ход урока

                                 Эпиграф                                                   «Берёзка, солнце и Россия

                                                                                                   Живут и  вечно будут жить»

                                                                                                                                   Я. Шведов    

  Включается фонограмма  Г. Свиридова «Метель» 

  1. Вступительная часть.  Слайд 1

Эвристическая беседа. Сообщение темы и цели урока.

 -  Какие чувства у вас возникли при прослушивании данного произведения?

 -  Вы, наверное, уже обратили внимание на тему нашего урока?

 - Прочитайте эпиграф.  Слайд 2

  - Как он соотносится с темой нашего урока?  ( О чём пойдёт речь на уроке?)

 Сейчас мы прослушали музыкальное произведение, обратили своё внимание на тему    урока, прочитали эпиграф, а теперь попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

Сегодня мы будем не только говорить о берёзе, но и петь о   дереве, которое особенно дорого сердцу каждого русского человека. Оно настолько привычно, что мы порой и не замечаем его.  Музыка поможет создать нам необходимый настрой.

Песня «Моя Россия» Слова Т.Рядчиковой. в исполнении учащихся.

  1. Берёза в поэзии и в музыке. Слайд 3

У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина. Малая родина – это то место, где человек родился. Поэтому при слове родина перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное.

                  - Что же это «самое дорогое, заветное и родное?»

                 ( широкое поле,  полноводная река, нескончаемая дорога, летящий в небе журавлиный клин, синие дали,  белая, тонкая, зелёная, шумящая листвой    берёза…)

                 - Что скрыто в этих привычных для русской поэзии образах?

                  (ощущение родины, её просторов; в них приметы нашей родины)

             Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси.

 Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи!

- Назовите самую известную русскую народную песню о берёзе?

 Песня «Во поле берёза стояла» в исполнении учащихся.

-В каких музыкальных  произведениях часто возникает образ берёзы?

(В музыке также часто возникает образ березы: в русских народных песнях, в русском романсе, песнях, написанных на стихи российских поэтов. Стихотворение А.К. Толстого «То было раннею весной» положено на музыку Н.А. Римским-Корсаковым и П.И. Чайковским, стихи С.А. Есенина о березах положены на музыку композитором Г. Свиридовым)

 Можно увидеть образ берёзы красками, звуками, запахами, цветами…

       Писатель В.Солоухин утверждал, что берёза достойна своей многоголосой и прочной славы. Слайд 4

- Почему? Как вы думаете?

(вся краса России находится в ней, зелень лугов, белизна заснеженных      полей, мягкость света; при виде берёзы человек испытывает трогательные чувства; это дерево возвышенно- прекрасно и на крупном холме, и в поле, и у палисадника, и на обочине дороги)

Нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, который только, что выпал и ещё непривычен для глаз. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно. Слайд 5

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась.

Слайд 6  В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.

Поэты и художники всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы.

Работа с текстами

Давайте прочитаем тексты, которые лежат перед вами.

Текст 1 Слайд 7

В одном из своих писем А.С.Пушкин писал: «Мы переехали горы и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза. Сердце моё сжалось».

- Почему сжималось сердце А.С.Пушкина при виде берёзы?

Текст 2 Слайд 8

«Только думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд… соловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам  - вот чего жаждет моя душа»

( И.С. Тургенев)

- Почему душа писателя Тургенева жаждала запаха берёзовых почек?

Текст 3 Слайд 9

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

                                 ( Н. Рубцов)

- Почему набегали слёзы на глаза  поэта Н. Рубцова?

Слайд 10  Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И.Глинка возвращался на Родину, то переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке.

  1. Чтение стихотворений учащимися.

      Слайд 11  Писатели, поэты и художники никогда не разделяли понятия «берёза- Родина- любовь»

Стихотворений о березе великое множество.

Во все времена образ березы, ее чистота, свежесть, красота неразрывно связывались с образом девушки, невесты, женщины.

При  воспоминании о дорогих сердцу местах рождались замечательные строки у многих русских поэтов. Послушаем их.

 Ученики  выразительно читают подготовленные стихотворения.

Стихи, посвященные березе, мы найдем у А.С. Пушкина, А.А. Фета, С.А. Есенина, И.Л. Сельвинского, А.А. Прокофьева и т.д.

Слайд 12   В нашем классе есть ребята, которые готовы, поделиться с нами своим творчеством Ученики выразительно читают свои произведения, которые были написаны к этому уроку.

- Чем похожи все эти стихотворения? Чем отличаются?

- Какое из этих произведений понравилось вам больше и почему?

4. Образ берёзы в живописи.

Слайд 13  «В детстве каждый русский человек должен отведать берёзового сока. Он редко бывает сладким, но он всегда свеж. Его надо собирать не в бутылку, а прижать губы к порезу, к белому стволу, и потянуть влагу вместе с крошками безвкусной коры и сухими плёночками бересты. Хоть раз в жизни, чтобы помнить всю жизнь» - писал Владислав Бахревский.

 -Что же должен помнить русский человек всю жизнь?

Слайды   14,15,16,17,18   Образ березы как символ Родины, России постоянно встречается в произведениях многих выдающихся художников: А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Березовая аллея», П.П. Кончаловского «Верхушки берез», П.Д. Корина «Русский пейзаж с березкой» из триптиха, посвященного Куликовской битве, СВ. Герасимова «Лед прошел», «Березы» и другие.

Слайд 19  Посмотрите ещё раз на репродукцию картины Куинджи «Берёзовая роща» и закончите предложение.   «В ходишь в берёзовую рощу и чувствуешь……

Когда ты наедине с прекрасным, оно воспринимается лучше и глубже. Душа светлеет.

 Включается фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы»

  1. Творческая работа учащихся. Слайд 20   

(на столе у учащихся лежат берёзовые листочки, которые вырезаны из цветной бумаги)

Напишите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают,  когда вы смотрите на эту дорогую нашему сердцу берёзу.

Чтение миниатюр учащихся.

(На доске берёза без листьев. После прочтения своих миниатюр, учащиеся прикрепляют к березё свои листочки)

  1.  Рефлексия. Слайд 21 

-Почему именно береза является самым привлекательным деревом для художников и поэтов, и может ли она быть источником вдохновения для современных школьников?

- Я начну, а вы продолжите «Я люблю, когда шумят березы…»

 

Слайд 22 Источники информации (подготовка презентации)

  1. Шаблон презентации «Берёзка» Автор: Федотова Виктория Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Лохово Черемховского р-на Иркутской обл Для оформления шаблона  использовались программа  Adobe Photoshop CS2  и элементы векторного клипарта  http://artwork.in.ua/vector/177-vektor-berjozovaja-kora-i-vetochka-s-listvojj-ot.html 
  2. images.yandex.ru  картинки про берёзу

Источники информации (подготовка к уроку):

  1.  Ситдикова Ф. Берёза – символ России. Сценарий весеннее - летнего праздника. Ж. Воспитание школьников. № 4, 2004.
  2. Береза — символ России :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

festival.1september.ru › articles/577088/   

  1. Минусовки / Любэ / Берёзы  b-track.ru › ?page=song&id=8570
  2. Минусовки / Во поле берёза стояла b-track.ru › ?page=song&id=8570
  3. Русские традиции связанные с берёзой rus-priroda.narod.ru › index12.htm   
  4. Берёза | Образцы России в мире| Россия, достопримечательности... lerotto.com.ua › modules.php…   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Я люблю, когда шумят берёзы..."

     Интегрированный урок   Учебные предмет:  литературное чтение, музыка   ( комплексный подход к эстетическому восприятию) Союз, волшебных звуков, чув...

Первый урок "Люблю тебя,родной Донбасс!"

Разработка 1 урока во 2 классе....

Конспект открытого урока «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ». (Ульяновская область)

Цели:Ø обобщить знания детей о родном крае;Ø развивать чувство гордости за свой “богатый” край;Ø воспитывать чувство любви к своей родинеØ создавать объективную основу для воспитания патриотизма и люб...

Презентация по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок. Люблю природу русскую" (зима)

Презентация составлена по литературному чтению 2 класс по теме " Новогодняя быль. Обобщающий урок"...

Конспект урока «Люблю природу русскую. Весна».

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Литературное чтение 2 класс...