Конспект урока "Люблю всё живое. Нравственный смысл произведений. В.Лунгин "Никого не обижай". Е.Благинина "Котёнок".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Смирнова Оксана Олеговна

Урок литературного чтения, 1 класс, УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1_klass_lyublyu_vsyo_zhivoe.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения    1 класс.    УМК «Перспектива»

Учитель: Смирнова О.О.

Тема. Люблю всё живое. Нравственный смысл произведений . В.Лунгин. Никого не обижай. Е.Благинина. Котёнок.

Тип урока: Поиск и открытие нового способа действия.

Цель урока: Создать условия для формирования нравственных ценностей учащихся; способствовать развитию умения находить слова, характеризующие героя; развивать навыки выразительного чтения целыми словами.

Формирование УУД:

Личностные: осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приёмами понимания прочитанного; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование:

  • Учебник
  • Компьютерная презентация
  • Аудиозапись

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающие аспекты урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

- Отгадайте загадку:

Чтобы в классе было тихо,

 Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает… (листок)

Настраиваются на выполнение работы.

Создание доброжелательного микроклимата.

Снятие эмоционального напряжения учащихся.

2. Актуализация знаний

Выдвигает проблему. Читает вслух загадки о природе. Показывает отгадки на слайдах. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит учащихся к тому, чтобы они определили тему и цели урока.

- Отгадайте загадки:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.  (Дерево)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал

И развеял этот шар.  (Одуванчик)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

- Как можно назвать ежа, бабочку, дерево, одуванчик?

- Подумайте, какая это природа: живая или неживая?

- Какие объекты живой природы вы знаете?

- Предположите, тему нашего урока.

Отгадывают загадки. Приводят свои примеры. Делают выводы. Называют объекты живой природы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя (растения и животные, живая)

Выдвигают свои версии.

Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через использование наглядности и беседу.

Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту.

3. Изучение нового материала

-Прочитайте название раздела учебника.

Слайд 1

- С какими понятиями нам предстоит познакомиться в этом разделе учебника?

Предлагает прочитать диалог Ани и Вани по ролям (с.4) и ответить на вопросы:

- Что вы узнали из реплики Ани?

- Что вы узнали из реплики Вани?

-Что мы с вами уже делаем, чтобы заботиться в природе?

Побуждает к высказыванию своего мнения:

- Как вы понимаете слова учительницы: «Природу может спасти только наша с вами любовь?»

Предлагает самостоятельно прочитать слова профессора Самоварова (с.4)

- Что такое Красная книга?

Демонстрирует Красную книгу.  Слайд 2.

- Почему животные, растения погибают от равнодушного отношения к ним людей?

- Каких животных, занесённых в Красную книгу вы знаете?

Слайд 3.

Предлагает прочитать стихотворение В.Лунина «Никого не обижай», анализирует стихотворение.

- Какие строчки повторяются в этом стихотворении?

- Как вы думаете, почему?

Предлагает прочитать стихотворение самостоятельно.

- Кого автор просит не обижать?

- Каким словом он называет их всех?

- Почему их нельзя обижать?

Организует выразительное чтение стихотворения вслух.

- Как звучит это стихотворение? (как просьба, призыв)

- Подтвердите словами из текста.

Предлагает прослушать аудиозапись стихотворения Е.Благининой «Котёнок» ( с.6) и ответить на вопросы:

Слайд 4

- На сколько частей можно разделить это стихотворение? (на две)

- О чём рассказывает нам автор в первой и второй частях?

Организует выборочное чтение:

- Найдите и прочитайте строчки, которые показывают, каким девочка впервые увидела котёнка.

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?

- Какие версии выдвигает автор о том, почему мяукал котёнок?

- Что, по вашему мнению, выражало его мяуканье?

- Найдите и прочитайте строчка, которые показывают, каким котёнок стал потом. Почему?

- Почему после слова «досыта» стоит многоточие?

- Как можно продолжить предложение?

- Можно ли сказать, что любовь помогла котёнку обрести такой вид?

Читают название раздела, находят нужную информацию  – часть 2, с.4. «Люблю всё живое». Определяют тему произведений – объекты живой природы.

Учащиеся рассказывают о ситуациях из собственного опыта (например, акция по сбору батареек).

Самостоятельно работают с учебником, отвечают на вопросы учителя, рассматривают Красную книгу.

Хорошо читающий ученик читает вслух стихотворение.

Прослушивают стихотворение в расслабленной позе (кладут голову на руки), отвечают на вопросы.

Находят информацию в учебнике.

Отвечают на вопросы (сочувствие, тоска, жалость)

Высказывают свои предположения.

Смена видов деятельности.

Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту.

Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту.

Смена видов деятельности.

Снятие нервного напряжения учащихся с помощью релаксационной паузы.

Смена видов деятельности, разнообразие деятельности.

Созданий ситуаций успеха, обращение к личному опыту.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И слегка вперёд прогнулись.

Сжались быстро, как пружинки.

Сели, выпрямили спинки.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Организация двигательной активности учащихся – снятие мышечного напряжения.

4. Первичное закрепление и осмысление изученного

Организует самостоятельное чтение в парах стихотворения И.Токмаковой «Лягушки».  (с.7) В случае необходимости оказывает учащимся помощь.

Слайд 5

- Перечитайте стихотворение и найдите слова, которые передают кваканье лягушек.

- Какой знак стоит в конце реплик лягушек? Почему?

Работа в парах

- Разыграйте диалог со своим товарищем.

Взаимодействуют в парах.

По желанию показывают инсценировку у доски.

Создание комфортных психологических условий через организацию парной работы учащихся.

6. Рефлексия деятельности

Выявляет, как учащиеся усвоили учебный материал. Обучает приёмам самооценки.

-Какие произведения сегодня вам больше запомнились и понравились?

- Почему эти произведения можно включить в раздел «Люблю всё живое?

Слайд 6

- Расскажите, какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

- Отметьте смайликом свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение. Анализируют конечный результат своей работы. Осуществляют самооценку.

Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Урок литературного чтения в 1 классе Поучительный смысл произведения В.Осеевой «Сыновья».

Разработка урока литературного чтения системы Занкова. (В.А.Лазарева, 1 класс, 4 четверть)...

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Конспект урока литературного  чтения для 1 класса по теме "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка".  Урок разработан для обучения по программе "Школа России"  и со...

Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.

Классный час на духовно-нравственноме воспитание детей с групповой работой....

Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.

Классный час на духовно-нравственноме воспитание детей с групповой работой....

Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.

Урок литературного чтения направлен на осознание детьми нравственного смысла рассказа А.А.Платонова "Ещё мама"....

Нравственный смысл сказки С.М. Гашина «Лягушка-Путешественница» конспект

УМК Школа России, класс 3Тема: Нравственный смысл сказки С.М. Гашина «Лягушка-Путешественница»  Цель: раскрыть нравственный смысл сказки С.М. Гашина «Лягушка-Путешественница&raq...