Привитие детям любви к чтению
методическая разработка по чтению на тему

Данная статья содержит материал по литературному чтению, а также много памяток по работе над текстом для учащихся 1-4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon privitie_detyam_lyubvi_k_chteniyu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Привитие детям любви к чтению

        Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих, «добрую, старую книгу»…

Книга-учитель,

Книга-наставник,

Книга-надёжный товарищ и друг.

Ум - как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить.

         Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не станет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

        Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Быстро обычно читают ученики, которые много читают.  В процессе чтения совершенствуются память и устойчивость внимания.

        Итак, техника чтения- залог успешной учёбы, прочных знаний- достигается в процессе ежедневного чтения.

        Но нельзя забывать, что чтение-процесс творческий и глубоко личностный.

Учёный Н.А.Рыбников представлял акт чтения как сгусток личностных человеческих свойств, качеств и специальных действий и операций:»…восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение букв, знаков; память, поскольку читающий должен помнить прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание; моторика, поскольку сопровождается произнесением про себя или вслух, и т.д.

Он утверждал: »Весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определённо поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или иные моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем правильный конечный результат, т.е. правильное прочтение».

        Чтение для первоклассников -это сложный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требует больших волевых усилий и значительного объёма внимания, его устойчивости.

        В методике принято характеризовать навык чтения, называя его четыре качества. Остановимся на каждом из них.

        Беглость-это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. «Беглое чтение- чтение без затруднений». Это определение заслуживает внимания, т.к. в нём подчёркивается свобода быстрого узнавания букв и воспроизведения их в чтении, в звуковом оформлении.Скорость чтения зависит от многих факторов: поля зрения(объём текста между соседними фиксациями глаз. Взгляд движется по строчкам текста не равномерно, медленно или ускоренно, не ритмично, а скачками. Время движения от одной  точки текста, буквы, части слова, целого слова, группы слов до другой крайне мало- от 0,01 до 0,03 секунды. Совершив очередное – скачок, взгляд как бы приостанавливается. Эти остановки называются фиксациями, числа регрессий(возвратных скачков к ранее уже зафиксированному слову), содержание текста, образа слов(шрифта, чёткости и печати), внимательности, артикуляции, постановки дыхания, интереса к чтению.

        Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.

        Сознательность-понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

        Выразительность-способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Выразительное чтение- это методическое средство, это процесс и результат обучения учащихся  обдумыванию и переживанию нравственно- эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к нему путём слияния техники, логики и эмоционально- образной выразительности в речи при чтении.

В процессе обучения выразительному чтению учителю надо позаботиться о том, чтобы вызвать у детей нужные чувства, затем «выманить» их, т.е. заставить пережить эти чувства, и как следствие- выразить эти чувства в своём чтении.

        Выразительность интересует нас как приём организации многократного, но осмысленно- в полную силу- перечитывания текста для лучшего осмысления и запоминания. Установка на умелое использование выразительного чтения необходима учителю. Завадская Т.Ф. сформулировала основные положения, на которые опирается методика выразительного чтения в начальных классах:

        1.Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушателю, читая текст произведения

        2.У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чём говориться в произведении

        3.Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили.

        Все эти положения я стараюсь использовать на уроках литературного и внеклассного чтения.

        Основным приёмом, обеспечивающим развитие чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Приложения

Как подготовить домашнее задание по чтению

/Памятка/

1.Открой книгу на нужной странице

2.Вспомни, что узнал на уроке

3.Прочитай рассказ, не торопясь, вслух

4.Отметь непонятные слова, постарайся объяснить их

5.Подумай, какая главная мысль этого рассказа

6.Раздели рассказ на части, озаглавь их

7.Составь план

8.Пересскажи по плану

9.Ответь на вопросы и задания учебника

Как выучить стихотворение

/Памятка/

1.Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки

2.Выучи первый отрывок

3.Выучи второй отрывок

4.Повтори первый и второй отрывок вместе

5.Выучи третий отрывок

6.Расскажи наизусть всё стихотворение

7.Повтори стихотворение ещё раз перед сном

8.Утром расскажи его наизусть

Подготовка к уроку внеклассного чтения

/Памятка/

1.Кто автор произведения? Назови произведение

2.Прочитай текст, подчеркни и выясни смысл непонятных слов

Запиши. Прочитай произведение 1- 2 раза

3.Назови героев. Какие чувства они у тебя вызывают? Почему?

4.Обрати внимание на название текста. Почему он так называется?

5.Какова главная мысль текста?

6.Придумай 2-3 вопроса по этому тексту

7.Выполни любое творческое задание одно:

- нарисуй рисунок /эпизод героя/

-подготовь выразительное чтение отрывка, который тебе больше всего понравился

-придумай кроссворд к произведению

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

1.Чтение всего текста (по заданию учителя)

2.Чтение, деление на части. Составление плана

3.Чтение по готовому плану

4.Чтение, после чтение пересказывание

5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома

6.Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу

7.Чтение цепочкой по предложению

8.Чтение цепочкой по абзацу

9.Чтение вполголоса

10.Чтение и нахождение отрывка к рисунку

11.Чтение, ответы на вопросы

12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить  на вопрос

13.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении

14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

15.Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание)

16.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

17.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку

18.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа

19.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки)

20.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни)

21.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно)

22.Чтение, подборка звукового оформления «фильма»

23.Беседа с сопровождением выборочного текста

24.Нахождение в тексте выводов

25.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником

26.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, чем запомнилось

27.Установление путём чтения причинно- следственных связей

28.Чтение названия рассказа (Как ещё можно назвать?)

29.Чтение по ролям

30.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

31.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы

32.»Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

33.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально

34.Нахождение и чтение с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием

35.Конкурсное чтение стихотворений(жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе)

36.Нахождение и чтение образных слов и описаний

37.Нахождение и чтение слов с логическим ударением

38.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно

39.Чтение стихотворения, расстановка пауз

40.Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах

41.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору

42.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём

43.Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем правило

44.Нахождение в рассказе самого длинного слова

45.Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

46.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное+ прилагательное б)существительное+ глагол в)местоимение+ глагол

47.Чтение, пометка непонятных слов

48.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на слоги

49.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным ( они записаны на доске)

50.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет

51.Чтение слов, к которым даны сноски

52.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения

53.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме»Осень», «Зима» и т.д.

54.Комбинированное чтение(учитель-ученик)

55.Использование тестов на уроках

Схема анализа произведения

Тема и проблема

О чём это произведение? Почему оно так называется?  Какие вопросы возникли у вас при чтении этого произведения?

Сюжет

Где происходят события? Когда происходят события? С чего всё началось? Как развивались действия? Какое событие главное? Какой эпизод вас больше всего взволновал? Почему?

Образы

Назовите героев данного произведения? Опишите их. Какие они? Какие поступки они совершили? Почему они так поступили? Кто из героев понравился больше всего? Кто из героев не понравился? Почему?

Композиция

Из скольких частей состоит произведение? Почему? Что главное в каждой части? Как её можно озаглавить? Подробно расскажи о ком или о чём рассказывается в каждой части. Кратко перескажи каждую часть

О языке

Какое настроение у вас вызвало прочитанное произведение? Весёлое или грустное произведение вы прочитали? Какие слова или предложения говорят об этом? Какие выражения особенно помогли представить написанное? Каких слов больше всего в тексте? В каком предложении заключено главное?

О жанре

Что вы читали?( рассказ, сказку, стихотворение)

На какие части и слова обратили внимание? Почему?

Идея

Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему? Какой совет даёт автор, сочинив басню, сказку? Какая главная мысль рассказа(сказки и т.п.)?

Какое желание возникло? Почему?

 

             

   

Список используемой литературы

1.Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче- оол «Как помочь детям, которые не хотят учиться читать»

2.Журналы «Начальная школа», 2009год, №9,10

3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (электронная)

4.Современный урок: начальная школа( предметно- содержательный журнал), №1, 2010 год

5.Л.А.Павлова «Как формировать навык чтения у младших школьников»

6.Н.В.Лободина «Чтение 1-4 классы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Помощь родителей в привитии любви к чтению"

Беседа "Помощь родителей в привитии любви к чтению" может быть использована на родительском собрании в 1-2 классах...

Советы психологов и педагогов родителям о воспитании ребёнка, как правильно делать домашнее задание, о привитии ребёнку любви к чтению. (из моей копилки)

Как воспитать личность , как выучить стихотворение, как решать задачу, как научить ребёнка делать уроки за отведённое время самостоятельно, как привить любовь к чтению с малолетства. Ответы на эти воп...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Привитие детям любви к литературному чтению»

Обобщение опыта учителя начальных классов МБОУ « Центр образования № 2»  Колгановой Л.И. По теме: «Привитие детям любви к литературному чтению»...

Из опыта работы "Привитие любви к чтению в младшем школьном возрасте"

Из опыта работы, раскрываем приемы и способы привития учащимся  интереса к чтению...

Презентация "Привитие любви к чтению"

Презентация "Привитие любви к чтению"...

Советы родителям по воспитанию у детей любви к чтению и книге

Рекомендации родителям по воспитанию у ребёнка потребности в чтении и книге...


 

Комментарии

Пушкова Нина Николаевна

Елена Сергеевна! Ещё раз большое спасибо Вам за отличный материал по литературному чтению. Мне очень нравятся уроки чтения, но дети очень мало стали читать,а очень хочется, чтобы было наоборот.