Рабочая программа по литературному чтению.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu..doc137 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/Шопп Л.Д./

                         ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Тополинская СОШ

_____________/Тарская О.В./

                            ФИО

«__»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Тополинская СОШ

_____________/Тарасова Н.Г./

                           ФИО

Приказ № ___ от «__»____201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шопп Ларисы Дмитриевны, высшая категория

по  литературному чтению, первая ступень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20___ г.

                                                                   2011 - 2012  учебный год

                         

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса МОУ Тополинская средняя общеобразовательная школа разработана и составлена на основе примерной программы «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2004

 начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (М., 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (М., 2004). Рабочая программа адаптирована к материально-технической базе школы, к УМК и контингенту учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год.

На огородах Бабы Яги – 9ч

Пещера Эхо – 6ч

На пути в волшебный лес – 2ч

Клумба с колокольчиками – 3ч

В лесной школе – 4ч

Музей Бабы Яги. Тайна особого зрения – 4ч

На выставке рисунков Юрия Васнецова -4ч

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

  1. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
  2. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа. Для этого надо:
  1. познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой.
  2. на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
  3. создать условия для понимания того, в чем заключается отличие правды реальной жизни от художественной правды.
  1. Учить младших школьников различать жанры – сначала жанры фольклора, потом – жанры литературы.
  2. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы.

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения: знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства

художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Содержание учебного материала.

Литературное чтение 1 класс.

32 ч за год.

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении трудных слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и, в связи с этим, давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трём его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего всё началось; б) главная часть: что произошло с героями; в) заключение: чем всё завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература  Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

         Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка».

Русские писатели и поэты:

М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А.Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Береза»;

Д. Биссет «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка».

                Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

Общее представление:

  1. о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка;
  2. об отличии фольклорного текста от литературного;
  3. об отличии поэтического текста от прозаического;
  4. о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  5. о том, что такое рифма.

      Знать:

  1. наизусть 3 – 4 стихотворения разных авторов;
  2. содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  1. читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и «про себя»; темп чтения 30 – 35 слов в минуту вслух; 40 – 45 слов в минуту «про себя»;
  2. понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  3. находить средства художественной выразительности в тексе;
  4. отличать монолог от диалога;
  5. задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Класс

Учебная программа (автор, наименование, год издания, издательство)

УМК

Название

Автор

1

«Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2004

 начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (М., 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (М., 2004).

Литературное чтение. учебник. – М.: Академкнига / Учебник,2006;

учебник. Хрестоматия.

тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. - М.: Академкнига / Учебник,2006;

методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник,2006;

Чуракова, Н. А.  

Чуракова, Н. А.  

Малаховская, О. В.

- Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В.

№п/п

урока

к/р

к/з

Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1

На огородах

Бабы Яги

9

1

1.1

Волшебные предметы и помощники

1

Учебно – познаватель-ная

2

3

1.2-1.3

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака»

1

Учебно – познаватель-ная

4

1.4

Секреты считалок

1

Учебно – познаватель-ная

5

1.5

Древние считалки

1

Учебно – познаватель-ная

6

1.6

Тайны загадок

1

Учебно – познаватель-ная

7

1.7

Как устроена загадка

1

творческая

8

1.8

Заклички: обращение к природе

1

Учебно – познаватель-ная

9

1.9

Трудности скороговорок

1

Учебно – познаватель-ная

2

Пещера Эхо

6

10

2.1

Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо»

1

Учебно – познаватель-ная

11

2.2

Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

1

Учебно – познаватель-ная

12

13

2.3-2.4

Рифма и смысл.

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

1

1

Учебно – познаватель-ная

14

15

2.5-2.6

Шуточные стихи. И. Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз

1

Учебно – познаватель-ная

3

На пути в волшебный лес

2

16

17

3.1-3.2

Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»

1

1

Учебно – познаватель-ная

4

Клумба с колокольчиками

3

18

4.1

Звучащие стихи. Е. Благинина. А. Усачев. Джеймс Ривз

1

Учебно – познаватель-ная

19

20

4.2-4.3

Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко»

2

5

В лесной школе

4

21

5.1

Считалка, скороговорка или дразнилка?

1

Учебно – познаватель-ная

22

5.2

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б. Заходер

1

Учебно – познаватель-ная

23

5.3

Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин. Э. Успенский

1

Учебно – познаватель-ная

24

5.4

Фантазия в литературе. Б. Заходер

1

Учебно – познаватель-ная

6

Музей Бабы Яги. Тайна особого зрения

4

25

26

6.1-6.2

Особый взгляд на мир. И. Токмакова. С. Козлов

2

Учебно – познаватель-ная

27

28

6.3-6.4

Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка»

2

Учебно – познаватель-ная

7

На выставке рисунков Юрия Васнецова

4

29

7.1

Прибаутка и небылица

1

Учебно – познаватель-ная

30

7.2

Дразнилка, прибаутка или небылица

1

Учебно – познаватель-ная

31

7.3

Искусство иллюстрации. Что видит художник

1

Учебно – познаватель-ная

32

7.4

Рифмующиеся слова и изображения

1

Учебно – познаватель-ная

Итого:

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...