Разработки уроков 2-3 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Якунина Людмила Васильевна

Уроки по литературному чтению для учащихся 2-3 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2-3_klass.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект урока по литературному чтению.

  1. Учебно-методический комплект.

а) Рисунки к русским народным сказкам.

б) Дидактический материал для каждого ученика.

в) Тексты сказки «Каша из топора».

г) Мультимедиа оборудование.

  1. Класс- 2.
  2. Тема- Русская народная сказка «Каша из топора»
  3. ПР - предметные и мета предметные  УУД, на  формирование  которых направлена работа на данном уроке:

а ) Развивать навыки беглого осознанного чтения, творческие способности, речевые умения.

б) Развивать память, внимание, наблюдательность к слову.

в) Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству

г) Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении знаний, вызвать желание добиваться результата самостоятельной работой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Психологический настрой

Обращение к детям с  призывом создания хорошего настроения

Улыбнулись друг другу. Пожелали доброго настроения

Доброжелательное отношение друг к другу.

  1. Речевая разминка

Произносит новую скороговорку: «На рынке Кирилл крынку и кружку купил.»

Проговаривают несколько раз. Желающие демонстрируют свои успехи. Кто быстрее?

 Желание работать над техникой чтения

  1. Определение темы урока.

На доске:

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

Читает текст.

Спрашивает: « О чём пойдёт речь на уроке?»

Дети определяют тему урока.

  1. Проверка дом. Задания.

  1. Какие сказки вы сегодня принесли?

Рассказ учащихся о своей сказке по памятке ,3чел

Памятка:

1.Назови сказку и её автора.

2.Кто в сказке действует? Какие это герои?

3.Какие события описываются в сказке?

4.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

5.Что из этой сказки вам запомнилось больше всего

Развитие монологической речи

5. Постановка целей урока.

Мы продолжим работу над сказками.

Скажите, ребята, чему должны мы научиться на уроке?

Вспомнить  русские народные сказки, быть внимательными к слову, выразительно читать, вырабатывать внимание, терпение, трудолюбие, умение работать с текстом, уметь выделять главную мысль и т. Д.

Формирование умения планировать

учебные действия и

способы их достижения

6.Знакомство со сказкой «Каша из топора»

Читает учитель.

Следят по тексту.

Формирование позитивного отношения к правильной устной речи .

7. Словарная работа.

на побывку - в отпуск,

изба - дом,

служивый - солдат,

вдоволь - много,

топорище - ручка для топора,

чулан - кладовка,

сдобрил- добавил,

сирота - бедный, одинокий.

Умение работать со словарём

8. Вопросы по сказке

Кто главные герои этой сказки?

Что можете сказать о старухе?

А что можно сказать о солдате?

Какая пословица

подходит к этой сказке?

( на экране)

Друзья познаются в беде.

За добро добром платят.

Семь  раз отмерь- один раз отрежь.

Смётка дороже богатства.

Доброе братство дороже богатства.

Что в сказке

вымысел, а что могло случиться в жизни? (В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными).

Какие бытовые сказки мы читали на уроках?

Выбирают из предложенных определений: добрая, жадная, весёлая, умная

О солдате: находчивый, добрый, смелый, смекалистый, рассеянный

Выразительно читают.

Объясняют значение пословиц.

Формирование нравственных представлений

Умение обосновывать нравственную оценку

Умение классифицировать.

9. Чтение по ролям.

Предлагает сильным ученикам

Читают по ролям

(3- 4 состава)

Дают оценку: у кого получилось лучше передать настроение героев.

Умение находить слова  героев и автора, определять интонацию, выражающую характер и настроение героев.

10.Дом. задание:

по желанию:

попробовать сочинить свою сказку любую по виду.

Нарисовать рисунок к сказке: «Каша из топора»

Чтение по ролям- всем.

Развитие творческих способностей.

11. Подведение итогов.

Какие бывают сказки?

В чём их отличие?

Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает).

Какие бывают сказки?

В чём их отличие?

Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое всегда побеждает).

Они учат добру, которое всегда побеждает.

Умение сравнивать, сопоставлять

12.Мультимедийный показ рисунков.

13.Работа по дидактическим карточкам.

По детским рисункам определить название сказки и ее вид.

Объедините слова, чтобы получились названия сказок.

По рисункам, выполненным ранее, определяют название сказки и ее вид.

Работают в парах.

Устанавливать аналогию

Умения, характеризующие достижения результата

14 Рефлексия

Предлагает  поделиться  своим мнением о целях урока: Что удалось? Над чем надо поработать самостоятельно?

Оценить свой успех, понять причины неудачи. Обозначить своё настроение и определить свои достижения

Цветом обозначают настроение.

 В кирпичном замке закрашивают один кирпичик- высота по своим ощущениям.

Формирование

умения оценивать свои учебные действия. Понимать причины успеха/неуспеха.

15.Итог урока

Благодарит за подготовку домашнего задания и работу  на уроке.

Урок внеклассного чтения "Волшебные сказки" во 2-м классе

Цели:

1.формировать и развивать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;

2.учить анализировать художественное произведение (волшебную сказку) в литературоведческом аспекте, отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

3.воспитывать у детей жизненно необходимые качества: усидчивости, работоспособности, внимательности,  сотрудничество.

4.дать возможность выразить эмоциональные переживания, опираясь на собственный читательский опыт.

Методы обучения и воспитания: беседа, работа с книгой, практические (дидактические игры), наглядный, стимулирования - поощрение (одобрение, ободрение, похвала, благодарность).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: игра-соревнование.

Оборудование: шкатулка, иллюстрации к сказкам, рисунки с изображением персонажей сказок, цитаты из сказок«волшебные» предметы из сказок, книги со сказками,

оборудование мультимедиа.

1.Организационный момент.

Дети разделены на группы, занимают места.

2.Целеполагание.

- Что вы видите на столе? (Шкатулка.)

- В этом небольшом сундучке в старину хранили то, чем дорожили: письма, драгоценности. Шкатулки составляли семейную ценность.

- Как вы думаете, зачем сегодня она здесь? С чем это связано? (Тайна. Загадка. Волшебство)

- Какие сказки вы сегодня принесли? (Волшебные.)

- Почему эти сказки называются волшебными? ( Действуют волшебники, происходят чудеса и превращения.)

- Правильно, ребята! Эти сказки волшебно - фантастические. Персонажи наделены волшебными способностями или существуют волшебные предметы, помогающие делать добро или зло.

-Сегодня мы будем говорить о русских волшебных  сказках. Урок необычный. Работа предстоит в команде. За правильное выполнение задания получит команда жетон. Кто наберёт больше - тот и победитель.

3. «Волшебная» шкатулка.-1 Работа над волшебными персонажами сказок.

- учитель вынимает из шкатулки персонажи сказок. Дети называют литературных героев и  сказки, в которых они встречаются.

(Баба – Яга, Царевна, Иван – дурак, Иван – царевич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Золушка, Конь)

- Какой герой лишний? Почему? (Золушка. Её нет в русских народных сказках)

- Какие из них отрицательные? (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.)

- Охарактеризуйте их. (Жестокие, неблагодарные, лживые, коварные)

- Какие из них положительные? (Царевна, Иван – дурак, Иван – царевич, Конь)

- Охарактеризуйте Царевну. (Красивая, умная, добрая)

- Охарактеризуйте Ивана – дурака. (Простодушный, бесхитростный, добрый, доверчивый, трудолюбивый, честный)

- Чем отличается от него Иван – царевич? (Красивый, смелый, сильный)

- А конь в сказках положительный или отрицательный герой? (Герой – помощник)

- В какой из сказок Баба – Яга была помощницей? (Кощей Бессмертный, Царевна – лягушка). За каждый правильный ответ команда получала жетон.

4 Работа с дидактическим материалом.

- У вас на столах перевернуты карточки, на них записаны предложения, характеризующие героев сказок. Каждая команда подбирает выражение, относящееся определённому герою.

      1 группа ищет для Ивана – дурака. (Лежит на печи, да ест калачи.)

      2 группа для Царевны. (Ни в сказке сказать, ни пером описать. Во лбу светел месяц, во лбу часты звезды.)

     3 группа для Бабы – Яги. (…В ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает)

- А остальные отрывки к каким персонажам относятся? (к избушке -Избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом; к коню – хвостом след устилает, горы и долы промеж ног пускает; Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой. )

5.Работа с волшебными предметами .

- Из шкатулки вынимаются предметы: стрела, яйцо, блюдце и яблоко.

( дети отвечают, кому из персонажей принадлежат, какова их роль)

На слайде перечень предметов. Определите, все ли волшебные.

Скатерть – самобранка, гусли – самогуды, дубина – самобойка, шапка – невидимка, живая вода, мертвая вода. (Клеенка – самомойка, трубка – губка, кепка – бескозырка)

- Какую помощь они оказывают и в каких сказках? (Ответы детей)

6.Беседа о структуре волшебной сказки.

- На уроках литературного чтения мы говорили, чем отличается волшебная сказка от других сказок. Вспомните чем? (Присутствие особых элементов: зачина, концовки.)

7. Работа с текстами.

    1 – найти в сказках каждому столу 2 разных зачина;

    2 – найти в сказках каждому столу 2 разных концовки.

8. Физминутка.

9. Игра “Знатоки сказок”.

А) демонстрация иллюстраций к сказкам, дети  определяют по ним название волшебных сказок.

- есть ли сказки лишние и почему? (Есть лишние сказки : о животных)

 -пересказ одной из сказок.

Б) на обратной стороне карточки название сказки.  Одна команда рассказывает эпизод – героический поступок персонажа из сказки, а другие должны отгадать, о какой сказке идет речь, кто герой.

“Сивка – бурка”, “Иван – крестьянский сын и чудо – юдо”, “Иван – царевич и серый волк”.

 Кому в сказках достается волшебная удача? (Самым добрым, честным, упорным, смелым людям, добывают они ее себе неустанным трудом и старанием.)

13. Подведение итогов. Подсчёт жетонов. Объявление команды- победителя. Поощрение.

- Кому в сказках достается волшебная удача? (Самым добрым, честным, упорным, смелым людям, добывают они ее себе неустанным трудом и старанием.)

14. Домашнее задание.

- Ребята, Золушка пришла к вам сегодня не случайно. Она очень торопится попасть к вам на следующий урок. Живет она в волшебной сказке Ш. Перро- прочтите сказку дома.

15.Рефлексия. Дети делятся своими ощущениями. На столе рисунок кирпичного замка. Каждый ученик закрашивает « свой» кирпичик и ставит  свой инициал, цвет выбирает по настроению.