Открытый урок: «Изобразительность и выразительность в музыке». ( Разработка урока в 3 классе )
презентация к уроку по музыке (3 класс) по теме

Повираева Светлана Евгеньевна
урок=презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку.1.28 МБ
Microsoft Office document icon разработка урока86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Изобразительность и выразительность в музыке» Повираева С . Е. , учитель музыки МОБУ СОШ с.Тирлянский

Слайд 2

Рим Хасанов Башкирский композитор, заслуженный деятель искусств Башкортостана, член Союза композиторов СССР с 1973 года.

Слайд 3

С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою… Расул Гамзатов. Цветы

Слайд 4

МИНИАТЮРА – I. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы (напр. интермедия, скетч, реприза)...

Слайд 5

полевые ; лесные; садовые ; водные . Живые цветы

Слайд 6

В русском языке «цветок» происходит от слова «цвет» Действительно, цветки бывают всех цветов и оттенков.

Слайд 7

Для чего нужны цветы? Для красоты, любоваться. Какую пользу приносят цветы? Цветы могут быть кормом для животных, из цветов получают лекарства…

Слайд 8

Некоторые цветы занесены в Красную книгу.

Слайд 9

Фиалка надрезанная. Жёлтая кувшинка. Лилия саранка (царские кудри). Колокольчик доломитовый. Ирис жёлтый (водяной, болотный) . Подснежники (галантусы)…

Слайд 10

Физкультминутка.

Слайд 11

Цветочки Наши алые цветочки ( Ладони соединить лодочкой перед собой.) Распускают лепесточки, (По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.) Ветерок чуть дышит, ( Подуть на руки "цветки.) Лепестки колышет. ( Подвигать пальцами вперед-назад.) Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. ( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.) Головой качают, ( Покачать ладонями вправо-влево.) Тихо засыпают. ( Положить голову на сложенные ладони.)

Слайд 12

«Песня о волшебном цветке» Есть на свете цветок алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря. Может там, за крутым перевалом, Вспыхнет свежий, как ветра глоток, Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-па-па-пам Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-пам Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-па-па-пам Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-пам

Слайд 13

Читаем вместе. Ни дня без музыки, Ни дня без песен, И жить, друзья, На свете станет интересней!



Предварительный просмотр:

Урок музыки для 3 класса  «Изобразительность и выразительность в  музыке».

Урок музыки в третьем  классе с использованием ИКТ. На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ.

Тема урока:  «Изобразительность и выразительность в музыке  ».

(  Разработка урока в 3 классе  )

Учитель музыки 

 Повираева Светлана Евгеньевна ,

МОБУ СОШ с. Тирлянский

муниципального района

Белорецкий район Республики Башкортостан

Цель: - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры, повысить   эстетические потребности учащихся.

 

Задачи:        

Образовательные:

  • познакомить учащихся с музыкальной миниатюрой «Цветы»

                                                                                                Р. Хасанова

  • научить детей прислушиваться к музыке, её выразительным и изобразительным особенностям, рассуждать о музыке;
  • познакомить с понятием жанр - «миниатюра»;
  • закрепить знания о понятиях «средства музыкальной выразительности»;
  • формировать  устойчивый  интерес  к  музыкальному искусству.

Развивающие:

  • учить осмысленно и осознанно слушать музыку, раскрывать её красоту и глубину содержания;
  • расширить представление детей о  природе;
  • развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
  • формировать чувство прекрасного,  создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
  • развивать у учащихся музыкальную память, тембровый и музыкальный слух, творческое воображение, мышление, образную речь учащихся;
  • развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
  • развивать вокальные навыки при исполнении песен;
  • учить  эмоционально  и  самостоятельно  исполнять  песни, передавая  характер произведения.

Воспитательные:

  • воспитать любовь и интерес к музыкальному искусству;
  • воспитать музыкальный вкус и  культуру учащихся;
  • воспитать бережное отношение к природе;
  • воспитывать эстетический кругозор средствами искусства.

Оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, синтезатор, магнитофон, СD диск «10 миниатюр Р.Хасанова», диск с презентацией.

 

Ход урока

 

  1. Организационная часть урока.

Музыкальное приветствие учителя и учеников.

                                    2.  Вводное слово учителя.

У. – Сегодня наш урок будет необычным. Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою творческую фантазию. Я приглашаю Вас, ребята, побывать сегодня в сокровищнице Волшебницы Музыки! Самое главное на нашем уроке – улыбка и хорошее настроение! Итак, мы отправляемся в путешествие

                                            3. Основная часть урока.

У. - Сегодня на уроке мы будем говорить об изобразительности и выразительности музыки в творчестве композитора Рима Хасанова.

Показ слайда №1 ( Тема урока

«Изобразительность и выразительность в музыке» )

Красивое звукосочетание Рим Хасанов. Давайте повторим неторопливо три раза - Рим Хасанов.

                             Показ слайда №2 (фото Р.Хасанова)

Имя заслуженного деятеля искусств Башкортостана композитора Рима Хасанова известно во всей Республике. Это композитор, который сочинял необыкновенно красивую и удивительную музыку. Много лет звучит его музыка для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство.

В творчестве Рима Хасанова проявляется его яркий мелодический талант, национальный башкирский песенный стиль находит свое развитие в классическом стиле с элементами советской эстрады и джаза. Творения Рима Хасанова стали неотъемлемой частью современного башкирского музыкального искусства.

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с одним из них.

           Не называя произведения, слушаем «Цветы» Р.Хасанова.

У. – что вы можете сказать о музыке, какая она по характеру?  (ответы)

У.- какие ещё средства выразительности  использовал Хасанов? (ответы)

      Темп не быстрый, Регистр – средний и высокий, Мелодия – плавная…

У.- а что вы представили? (ответы)

 У.- попробуйте отгадать, о чем пойдет речь?

Показ слайда № 3 (Стих-фрагмент)

С целым миром спорить я готов,

 Я готов поклясться головою

 В том, что есть глаза у всех цветов,

 И они глядят на нас с тобою…

                                                      Расул Гамзатов.

У.- вот какие слова сказал замечательный поэт Р.Гамзатов.

У. –  о чем этот фрагмент стихотворения? ( О цветах).

У. – они какие?  (живые).

У.- и музыка Рима Хасанова рассказывает о живых цветах, произведение называется «Цветы», это миниатюра из сборника пьес «10 миниатюр для фортепиано».

Показ слайда № 4 (Миниатюра)

У.- что такое миниатюра?

МИНИАТЮРА –

I. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге.

2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры.

3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы

(напр. интермедия, скетч, реприза)...

Показ слайда № 5 (Живые цветы)

                       

У. - Ребята, а где растут цветы?( в поле, в саду, в лесу, на воде).

У. - Совершенно верно.

У. - В русском языке «цветок» происходит от слова «цвет».

А что значит для вас цвет? (краски, оттенки…)

                                    Показ слайда № 6 (В русском языке)

У.- а в какие цвета наряжаются цветы?  (перечисление)

У. - Итак, действительно, цветки бывают всех цветов и оттенков.

Показ слайда № 7  

У. – Ребята, для чего нужны цветы?  (для красоты).

У.- Какую пользу приносят цветы?   (ответы).

У.- какие вы, молодцы!

У.- ребята, а кто знает из вас, что такое «Красная книга»? (ответы).

У.- правильно, там записаны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Показ слайда № 8.

Показ слайда № 9.

У. – какой мы с вами сделаем вывод, что нужно беречь и любить все что нас окружает, бережно относиться ко всему.

                                                Физкультминутка.

                                                 Показ слайда № 10 (физкультминутка)

                                                 Показ слайда № 11

Наши алые цветочки          

(Ладони соединить лодочкой перед собой.)

Распускают лепесточки,            

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)

Ветерок чуть дышит,            

( Подуть на руки "цветки.)

Лепестки колышет.                        

( Подвигать пальцами вперед-назад.)

Наши алые цветочки  

Закрывают лепесточки.          

( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.)

Головой качают,                  

( Покачать ладонями вправо-влево.)

Тихо засыпают.                    

( Положить голову на сложенные ладони.)   Я считаю до десяти  в это время представьте свои любимые цветы и на счет десять  открываем глаза.

 У.- перед вами  лежат чистые листы бумаги и карандаши. Нарисуйте  ваши любимые цветы.

( Звучит повторно «Цветы» Р.Хасанова), дети рисуют,  затем рисунки вывешиваются на доске.

У.- Как красиво и уютно стало у нас, хочется поскорее дождаться лета, и увидеть всю эту красоту наяву. Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в страну Песен. Как вы думаете, о чем мы будем петь? Правильно, про цветы. Но цветок этот будет  необычный, а волшебный.

   Учитель наигрывает фрагмент песни – Чичкова Ю.

                                       «Песня о волшебном цветке»

У. – О чем эта песня? – О мечте.

У. – Верно! Вот куда привела нас песня. А  о чем вы мечтаете? (ответы).

Давайте разучим с вами это вокальное красивое произведение, которое называется  «Песня о волшебном цветке» композитора Ю. Чичкова.

    Учащиеся разучивают исполняют песню Ю. Чичкова

«Песня о волшебном цветке»

Пока звучит фонограмма  песни, детям раздается текст.

 «Песня о волшебном цветке».

                          Слова:      Пляцковский М.

                          Музыка:  Чичков Ю.

Есть на свете цветок алый-алый,

 Яркий, пламенный, будто заря,

 Самый солнечный и небывалый,

 Он мечтою зовётся не зря.

Может там, за крутым перевалом,

 Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-пам

Вспоминая о радостном чуде,

 Вдаль шагая по звонкой росе,

 Тот цветок ищут многие люди,

 Но, конечно, находят не все.

Может там, за крутым перевалом,

 Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-пам

Есть на свете цветок алый-алый,

 Яркий, пламенный, будто заря,

 Самый солнечный и небывалый,

 Он мечтою зовётся не зря.

Может там, за крутым перевалом,

 Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

Может там, за крутым перевалом,

 Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

 Самый сказочный и небывалый,

 Самый волшебный цветок.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-па-па-пам

 Ля-ля-ля-ля-ля-ля

 Па-па-пам

У. – Молодцы! Исполнили  в характере, эмоционально - выразительно.

У. - Сколько удивительного нам подарили сегодня мир музыки и мир природы. И к тому и к другому мы должны относиться бережно, чтобы и дальше нам приносили радость и звуки музыки, и звуки природы.

 

У. – Наше занятие подходит к концу. Но мы с вами не прощаемся с миниатюрой «Цветы». Мы продолжим знакомство с  остальными номерами из этого цикла миниатюр на следующих уроках.

Нас ждёт карусель. Сели ровно и мы отправляемся с песней.

Показ слайда № 12  ( Текст песни - 1 куплет )

                                                     Обобщение.

  • Понравилось вам путешествие ? А чем оно вам понравилось?
  • С каким композитором вы сегодня познакомились?
  • С каким жанром вы познакомились?
  • Как  она называется?
  • Какие цветы изобразил композитор?

                                                       Итог урока.

Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке. Все вы молодцы.

Я думаю, что наш сегодняшний урок надолго останется в вашей памяти.

Показ слайда № 13 ( стихотворные строчки )

А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…

                                             Ни дня без музыки, ни дня без песен,
                                        И жить, друзья, на свете станет интересней!

У. - Поэтому мы, никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем… 

                   До свиданья музыка прозвенел звонок.

                                          Всем спасибо скажем, окончен наш урок!

Выход учащихся из класса.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Конспект урока изобразительного искусства «Выразительность формы предметов» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о декоративном натюрморте; формирование умения учащихся рисовать декоративный натюрморт.Планируемые результаты:     Предметные...

Конспект урока изобразительного искусства "Ритм линий" 2 урок 2 класс

                                                   КОНСПЕ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...