Литературное чтение. 3класс (система Л.В.Занкова)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Зинова Елена Анатольевна

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Японские хокку. Дан самоанализ урока, приложена технологическая карта урока. Есть приложение. Немного о технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Японские хокку

Тема: Японские хокку.

Цели и задачи: 

Цель учителя: Создать условия для обнаружения и понимания в поэтических текстах сложного мира авторских чувств.

Цель учащихся: Увидеть и постараться понять сложный мир впечатлений, чувств, переживаний автора.

1.Познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы;

2.Формировать понятие «японские хокку»,дать представление о способах их построения,  тематике, истории возникновения и развития;

3.Наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа;

4. Развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся;

5. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию;

6. Пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, анализировать, побуждая к самостоятельному творчеству;

7. Формировать умения работать с поэтическими произведениями;

обогащать и расширять словарный запас учащихся;

8. Воспитывать культуру общения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3класс (1-4), автор Н.А.Чуракова, Свиридова В.Ю., тетради по литературе, словарь, тексты хокку, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, образец оригами, тексты хокку для индивидуальной и парной работы.

Словарь урока: Хокку(хайку), икебана(икэбана),танка, Япония, миниатюра, Мацуо Басё, Кобаяси Исса, литературные тропы, иероглифы, звуковые образы, зрительные образы, живопись, оригами

Девиз: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств,
   впечатлений и переживаний.
Форма проведения: урок-исследование.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

(звучит спокойная музыка)

а) Дорогие ребята. Сегодня у нас гости, они пришли к нам на урок литературы. Давайте пригласим их с собой в увлекательное путешествие в Мир литературы. Сегодня мы посещаем сады поэзии.

И вновь открываем нашу мастерскую стихосложения. В работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

б) Скороговорка (изученная на прошлом уроке)

Произнести с разной интонацией

в) «Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума». (Хилон)

– Как вы понимаете это? (высказывания детей)

2. Работа в парах.

а) (учитель выразительно читает стихотворение “Поэзия)

Мир был бы без тебя пещерой, что темна,
О солнце, не имеющей понятья.
Иль небом, где звезда не светит ни одна,
Любовью, не слыхавшей про объятья.
Мир был бы морем, но без синевы.
Без этой вечно блещущей прохлады,
Иль садом без травы и синевы,
Без пенья соловья или цикады.
Деревья стали б голы и черны,
Сплошной ноябрь: ни лет, ни зим, ни вёсен.
А люди б стали дики и бедны.
А песни… Песен не было бы вовсе.

Это написал замечательный дагестанский поэт Расул Гамзатов

- Сейчас мы найдём самого догадливого из вас.

– Скажите, пожалуйста, без чего бы мир стал тёмной пещерой, небом без звёзд, морем без синевы.

– Без чего люди б стали дики и бедны, а песен не было бы вовсе?

(В парах обсуждается вопрос учителя, дети высказывают свои мнения.)

– Стихотворение, которое я прочитала, так и называется “Поэзия”.

Гамзатов считает, что мир без поэзии стал бы пустым, серым и скучным, а люди бедными и дикими.

– А вы согласны с утверждением Гамзатова? Попробуйте обосновать это.

б) Конструирование понятия “ПОЭЗИЯ” 

– Что же такое “поэзия”?

(Дети обсуждают этот вопрос в группах, высказывают своё мнение)

– Попробуем сами сконструировать это понятие.

ПРЕКРАСНОЕ

СТИХИ ПОЭТОВ

  ДАР

ИЗЯЩЕСТВО  В ПИСЬМЕННОСТИ   

ПОЭЗИЯ

  ВОЗНОСИТЬСЯ   ВООБРАЖЕНИЕМ

        ТВОРЧЕСТВО

ПИСАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ

МЕРНАЯ РЕЧЬ

– А теперь заглянем в толковый словарь В.И. Даля и прочитаем толкование этого слова.

“ПОЭЗИЯ” – изящество в письменности; всё художественное; духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью. Поэзией, отвлечённо, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, само творчество. Способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты, наконец, зовут поэзией самая сочинения, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства.

ПОЭТ” – человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и представлять её словами, творить изящество”
В.И. Даль

– Прочитайте эпиграф к уроку.

(Это слова из “Маленького принца” А. де Сент-Экзюпери)

 Учитель: – Вы уверены, что вы сможете прикоснуться к чувствам, впечатлениям и переживаниям поэтов?

( Если будем внимательно читать, то сможем это сделать)

Учитель: - Да, потому что “стихи не пишутся – случаются, как чувства или же закат” – говорил А.Вознесенский.

(Нужно вслушиваться и всматриваться, как в стихотворении “К Родине” Н.Рыленкова:

“Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Здесь можно увидеть, здесь нужно всмотреться…”)

Учитель: – Позвольте напомнить вам:

“Зорко одно лишь сердце,
Самого главного глазами не увидишь”.

(Это слова Лиса, он научил Маленького принца дружить)

Учитель: 

– Когда у человека появляется потребность говорить стихами?

(когда душа человека переполняется разными чувствами: восхищения, весёлости, торжества, грусти и печали, таинственности, любования и т.д.)

 – Что же вы хотите найти в стихах поэтов (фиксирую на доске) –

Выражение

чувств

жизненных переживаний

самых ярких впечатлений

– Сейчас мы найдём самого внимательного из вас. Назовите, пожалуйста, девиз нашей мастерской стихосложения?

 (ДЕВИЗ: И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…)

– Мне бы очень хотелось, чтобы большинство из вас в конце нашего занятия мог о себе сказать такими словами.

3. Актуализация знаний.

Учитель читает хокку:

Уродливый ворон –

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

(Прикрепляет красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске)

Учитель: Что скажете? Красиво?

(вы красиво прочитали стихотворение; а я думаю, что это необычное стихотворение. Это хокку. Это можно доказать в нем совсем нет рифмующихся слов; в этом стихотворении только три строки, а это доказательство того, что это хокку).

Учитель: Молодцы дети! Правильно подметили. Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение (высказывания детей)

- Назовите тему сегодняшнего урока? Что мы будем исследовать в нашей мастерской?

(мы будем исследовать поэзию, конкретно говорить о хокку)

4. Сообщение темы и цели урока. 

а)- Правильно. Но я хочу еще добавить - японские хокку. Позже вы узнаете, почему это так важно. Хокку или хайку. Как вам нравится. Родина – Япония. Дата рождения – Средние века. Открыв один раз сборник хокку, вы навсегда останетесь пленником японской поэзии. В чем же тайна этого необычного жанра?

-Сегодня в нашей мастерской мы будем исследовать и раскрывать эту тайну. - Давайте продолжим разговор о хокку. Кто мне в этом поможет?

(дети читают хокку)

Учитель: Спасибо! Ребята, а хотите послушать хокку на японском языке?

(Катя и Анна читают хокку на японском)

Учитель: Замечательно звучит!

-Девочки, а как в переводе это будет звучать?

-Спасибо! Очень красиво! Прекрасные стихи и вы их замечательно прочитали!

- А что мы уже знаем о хокку?

(хокку-это стихи, хоть и без рифмы; у всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать; в хокку говорится о людях и о природе; это авторские стихи; в Интернете хокку по-другому называются хайку; хокку - это жанр японской поэзии)

-Спасибо. Очень ценное дополнение!

(хокку произошли от танка, но только они короче; эти стихи сочиняют японские поэты, мы уже читали хокку Иссы, а ещё Бусона)

-А кто автор сегодняшних хокку? Если затрудняетесь, то посмотрите в учебнике.

б) Чтение в учебнике.

 (авторов зовут Кобаяси Исса и Мацуо Басё)

чтение текстов в учебнике

-Отлично! Оказывается, вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело!

-Прочитайте хокку, записанное на доске белым мелом. Узнаете? Да, это трехстишие, которое я прочла вам в начале нашего урока.

Уродливый ворон-

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

-Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(ворон - некрасивая птица, и он не может быть прекрасным; в природе нет некрасивых животных или птиц, и ворон тоже красив, но по-своему; снег был первый, значит он пушистый и чистый, а так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен; я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов – белого и черного, мы уже изучали, что это классическое сочетание)

- Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение! Используются ли автором литературные тропы?

(обычно в стихах часто встречаются сравнения, эпитеты, метафоры, а тут их нет)

-Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта, он творит чудо: он будит фантазию читателя. Искусство писать хокку - это умение сказать многое в немногих словах!

(как у художника, получается картинка-миниатюра)

- Очень метко! Правильно, настоящая миниатюра. Но в литературе это называется рисование зрительного образа.

в) - А сейчас поиграем «Повторяй друг за другом»

(миниатюра, живопись, литературные тропы, метафора, гипербола и т.д.)

- Прочтите хокку, написанное на доске розовым мелом.

-Анна, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.

Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же ...

- В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему?

(наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда-нибудь кончается; автор думает и о том, что много времени впереди)

-Ребята, есть ли в хокку недоговоренность?

(прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь)

Японцы полагали, что поэзию придумал бог, а прозу изобрел человек. До наших дней сохранилась древняя традиция: сам император устраивает поэтические турниры. Придворные делятся на две команды, император называет тему состязания. Одна команда начинает, другая должна дать достойный ответ.

Из-за краткости хокку каждое слово в нем особенно значимо. Японские стихи всегда оставляют чувство недосказанности и требуют от читателя ответной игры воображения. Для жителей Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины – точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: (на доске)  «Пустые  места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть»

 Считалось, что в пробелах между словами заключено не меньше смысла, чем в самих словах. Этим японская поэзия очень похожа на живопись того времени. Недаром поэты часто были и художниками. Они считали, что рисовать надо только часть того, что видит художник, оставляя место для белого пятна, которое обладает не меньшим значением, чем само изображение.

-Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает?

(думаю, что да, ведь кто-то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился и радуется; каждый может думать, о чем захочет, это его право; мы даже можем спорить)

- Правильно. Мы можем по-своему воспринимать стихи автора. Можем спорить, отстаивать свою точку зрения, и даже философствовать! Но поводом к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь быстротечна, как рябь на воде, ведь жизнь – росинка ... Но прислушайтесь к голосу поэта, сколько незабываемого горя в этом «и все же...» Очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой тебе человек!

Исса писал не только на высокие философские темы. Собственная жизнь, судьба отразилась в творчестве поэта. Исса родился в крестьянской семье. Отец мечтал о том, чтобы сын стал преуспевающим торговцем. Для этого он отправляет его учиться в город. Но Исса стал поэтом, ходил по селениям, зарабатывал на жизнь сочинением хайку. В 50 лет Исса женился. Любимая жена, 5 детей. Счастье было быстротечным. Исса теряет всех близких. Может быть, поэтому он грустит даже в солнечную пору цветения:

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни ...

Даже тогда ...

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка ...

Он женится еще два раза, и единственный ребенок, продолживший его род, родится уже после смерти поэта.


Японское искусство красноречиво на языке недомолвок. Недосказанность или югэн, это один из его принципов. Красота в глубине вещей. Сумей ее заметить, а для этого нужен тонкий вкус.

- Как вы думаете, почему такой жанр как хокку, зародился именно в Японии.

(японцы очень наблюдательны и любопытны, они все замечают; они любят все маленькое: деревья, камни, икебану)

(они бережно относятся ко всему, даже к словам, есть люди, которые не ценят слова, бросаются ими, а японцы нет)

-Спасибо дети! Думаю, пришла пора поговорить о родине хокку – Японии.

(дома дети готовили материал об этой стране)

-По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать вас всех не хватит времени. Поэтому я предлагаю провести блиц-опрос. Вы должны выбрать из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали!

  1. Япония – страна восходящего солнца. Она расположена на Востоке.
  2. Она расположена на островах.
  3. Этих островов около четырех тысяч. Столица – Токио.
  4. Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басё, и он жил в 17 веке.
  5. Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать.
  6. До 6 лет им все разрешают, но потом воспитывают очень строго.
  7. В Японии существует обычай любоваться цветущей сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.
  8. В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурок, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят в мусорный контейнер.
  9. Японцы видят красоту и в самых обычных вещах.
  10. Все девочки учатся искусству составления букетов.
  11. В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев.
  12. В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее.
  13. Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький.
  14. Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.
  15. Японцы – вежливый народ. А дети уважают своих учителей.

- Молодцы! Вы многое узнали об этой интереснейшей стране. А сейчас я вам предлагаю еще раз посмотреть на хокку, записанные на доске. Найдите трехстишие, которое полностью является развернутой метафорой

(«Наша жизнь – росинка ...»)

- А теперь хокку, которое отличается от остальных, даже если оно не прочитано.

(я думаю это трехстишие, у которого есть название)

-Верно! Оказывается у некоторых стихов – миниатюр даже есть названия.

В хижине, крытой тростником

Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролет.

Басё

На непревзойденную высоту поднял жанр великий японский поэт Мацуо Басё. Его стихи знает наизусть каждый японец.

Басё родился в семье небогатого самурая. Родные поэта были образованными людьми, и сам Басё уже в детстве начал писать стихи. Необычен его жизненный путь. Он принял постриг, но настоящим монахом не стал. Басё поселился в маленьком домике. Эта хижина воспета в его стихах. Случилось несчастье – сгорела хижина Басё. И он начал многолетнее странствие по Японии. Он был мудрым учителем. Один из его учеников – Сико. Помните:

О, кленовые листья.

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

Ф  и  з  м  и  н  у  т  к  а

5. Работа в мастерской стихосложения продолжается…

(запись на доске)

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела ...

О, с какой неохотой!

Басё

1 группа. Если бы ты был ХУДОЖНИКОМ…

Какие картины ты бы написал к этому стиху?

2 группа. Если бы ты был МУЗЫКАНТОМ…

Какую бы ты написал музыку для этого стиха?

3 группа. Если бы ты был СКУЛЬПТОРОМ…

Какому бы ты слову или словосочетанию поставил памятник и за что?

-А чем танка отличается от хокку?

(в танка 5 строчек, а в хокку только три; танка старше, чем хокку)

- Вы правы. Но я еще хочу дать вам формулы построения танка и хокку.

5+7+5+7+7 и 5+7+5. 

 Какая из них соответствует построению хокку?

(верно, вторая)

- Хотите доказать, что хокку соответствуют этой формуле?

6. Практическая работа.

Дети работают в парах. У них на партах по три текста. Они считают строки, делят слова на слоги и делают выводы. У каждого ребенка по нескольку текстов, но только один подходит к формуле 5+7+5, например:

Ветвь цветущая - 5

Скрыла от очей моих – 7

Ясную луну – 5

- Некоторые хокку не имеют такого четкого построения. Как вы думаете, почему? В чем причина такого несоответствия?

(В хокку должно быть 17 слогов, должен присутствовать особый ритм 5-7-5) .

Все хокку переведены, переводчик должен донести авторскую мысль и в тоже время сохранить строгую форму. Не всегда это удается, и в этом случае он жертвует формой. Иногда и авторы отступали от классической формулы. Особенно поэты-авангардисты. Например, Басё.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

а)- Что нового вы узнали о японских хокку?

- А сейчас я предлагаю вам попробовать самим написать хокку. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из вариантов.

Вариант 1: Утро зимнего дня ...

Вариант 2: Время бежит ...

Вариант 3: Роса ...

После выполнения задания дети читают свои стихи.

- Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада! Но наша поэтическая мастерская не закрывается, впереди нас ждет еще много открытий. 

- Хорошие слова сказала Вера Маркова (один из лучших переводчиков хокку в России) запись на доске:

“Читая стихи (яп.) следует помнить одно: все они коротки, но в каждом из них поэт искал путь от сердца к сердцу”.

б) рефлексия.

(на фоне музыки)

ПРИРОДА одаривает нас своей красотой и простотой. И всё зависит от самого человека: сумеет ли он принять этот дар, не растерять его, сохранить и поделиться с другими.

– Кто из вас может сказать, что видит прекрасное вокруг себя?

– Преумножает то прекрасное, что сотворила природа?

– Кто из вас уже может поделиться этим видением с другими? Каким образом?

– Кто из вас может сказать: “И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…”?

- Хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама! Что означает – спасибо за помощь! Домашнее задание выберите для себя сами.

8. Домашнее задание

Вариант 1: Работать с материалом учебника

Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы

Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.

- ВСЕМ СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы.

Готовясь к данному уроку, я столкнулась с рядом проблем. Одна из них заключается в отсутствии системности введения теоретического материала по основам стиховедения. Другая проблема в том, что нет преемственности в данном вопросе между начальной и средней школой. Отдельные вопросы по теории стихосложения рассматриваются в 6 классе. Недостаточная разработанность вопроса о восприятии учащимися теории литературы, а значит, и теории стиха – ещё одна методическая проблема. И как прямое следствие всего сказанного – “поэтическая глухота” учащихся.

Часто учащиеся не слышат ритм стиха, не чувствуют природы произведения, невыразительно читают стихи. Поэтому раздел “Мастерская стихосложения” – очень нужный, важный, трудный, но необходимый для учащихся.

Уроки поэзии нужны детям, чтобы пробудить и взрастить в ребёнке чувство прекрасного и радости бытия, подготовить детей к встрече с творчеством великих поэтов, научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат видеть отличия между обычной разговорной речью, эпосом и поэтической речью.

Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром.

Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать в детях эмоциональную восприимчивость. Ведь понимание стихов – есть тоже вдохновенная догадка, которая даёт возможность прикоснуться к поэтическим образам.

Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое.

Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

О технологии обучения.

Этот проект урока разработан и дан в системе развивающего обучения, нравственно - личностно ориентирован. В нём велик удельный вес стимулятивно-мотивационных форм и методов.

Отбор поэтических произведений произведён тщательно и целенаправленно. Все они соответствуют возрастным особенностям учащихся, отличаются качествами, необходимыми для формирования творческой личности, богатством языкового материала, совершенствуют культуру речи, расширяют словарный запас детей и обогащают его.

Одним из важнейших принципов работы является активное сотворчество учащихся. Класс разделён на группы по уровню их литературного и языкового развития, задания дифференцированы.

Выступая в роли активных соавторов (по словам В.А. Сухомлинского) “ребёнок, переживший первое чувство творения красоты, приобретает новое видение мира”.

Работа над стихом стимулирует:

  1. развитие мышления;
  2. обогащает и совершенствует речь;
  3. развивает воображение;
  4. рождает вдохновение.

Считаю, что урок прошёл на эмоциональном, интеллектуальном подъёме. На уроке царила атмосфера сотрудничества и сотоварищества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы:

  1. исследования;
  2. эвристической беседы;
  3. творческих заданий.

Речь учителя информативна, эмоционально нагружена, чётко определены проблемные ситуации, эмоциональные кульминации.

В течение всего урока звучали вопросы и задания, которые побуждали, организовывали, будили, стимулировали мысль учеников.

На уроке организован самостоятельный поиск учащихся; звучали выводы. Каждый ребёнок думает, впитывая поэзию, слова, ибо “в слове скрыта самая великая энергия, известная на земле, – энергия человеческого духа”. (Ф. Абрамов)

Все подобные поэтические уроки вызывают у детей желание вновь переживать, чувствовать, слышать и слушать поэтическое слово.

  1. Работа на уроках стихосложения, начатая на начальном этапе, позволяет организовать межпредметную связь;
  1. помогает узнать потенциальные возможности учащихся;
  2. многие работы ребят используются учителями начальных классов на уроках окружающего мира, природоведения ( режим дня, экология) , истории ( родной город, памятные места), чтения ( небылицы, загадки), изо ( фантазии, настроение) , физической культуры ( физ.минутки) ;
  3. выстроенная планомерная работа является главным направлением формирования личности ребёнка, активно проявляющего себя во всех сферах жизни.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс

Тема урока

Японские хокку

Планируемые результаты (цели и задачи)

Цель учителя: Создать условия для обнаружения и понимания в поэтических текстах сложного мира авторских чувств.

Цель учащихся: Увидеть и постараться понять сложный мир впечатлений, чувств, переживаний автора.

1.Познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы;

2.Формировать понятие «японские хокку»,дать представление о способах их построения,  тематике, истории возникновения и развития;

3.Наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа;

5. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию;

6. Воспитывать культуру общения.

Личностная значимость изучаемого для школьника

развитие памяти, внимания, умения рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, анализировать, развитие способности к самостоятельному творчеству, умения работать с поэтическими произведениями;

обогащение и расширение словарного запаса учащихся; развитие навыка выразительного чтения и свободного высказывания,

Методы обучения

-проблемный

-поисковый

-исследовательский

- технология сотрудничества (работа в парах)

Формы организации учебной деятельности

первый урок

План урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

2. Работа в парах

а) конструирование понятия «поэзия»

3. Актуализация знаний

4. Минута отдыха

5. Сообщение темы и цели урока

а) работа по учебнику

б) игра «Повторяй друг за другом»

в) сообщения детей

г) физминутка

6. Работа в мастерской стихосложения продолжается...

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8.Домашнее задание

Приемы деятельности учителя

организация работы по самостоятельному открытию учащимися знаний

Познавательные задания

получение новой информации по новой теме

Организация деятельности учащихся

самостоятельная работа, групповая работа, фронтальная работа

Развитие умений учащихся

слышать ритм стиха, чувствовать природу произведения, выразительно читать стихи, понимать поэтическую речь, воспитывать в детях эмоциональную восприимчивость.

Основные понятия и термины урока

хокку(хайку), икебана(икэбана),танка, Япония, миниатюра, Мацуо Басё, Кобаяси Исса, литературные тропы, иероглифы, звуковые образы, зрительные образы, живопись, оригами

Источники информации

учебник «Литературное чтение» 3класс автор Н.А.Чуракова, Свиридова В.Ю., тетради по литературе, словарь, тексты хокку, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, образец оригами, тексты хокку для индивидуальной и парной работы.

Домашнее задание

Вариант 1: Работать с материалом учебника

Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы

Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

             

             

                   

Скажи мне, для чего,

О ворон, в шумный город

Отсюда ты летишь?

Сидзукаса я

Ива – ни симииру

Сэми – но – коэ.

(Тишина кругом.

Проникает в сердце скал

Легкий звон цикад.)

Карээда ни

Карасу но томаритару я

Аки но курэ.

 (На голой ветке

ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.)

Едва-едва я добрел,

Измученный, до ночлега ...

И вдруг – глициний цветы!

Басё

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела ...

О, с какой неохотой!

Басё

От людских голосов

Пугливо вздрагивают по вечерам

Красавицы вишни.

Исса

Камнем бросьте в меня.

Ветку цветущей сливы

Я сейчас обломил.

Кикаку

Первый снег.

Я бы насыпал его на поднос,

Всё бы глядел да глядел.

Кикаку

О, кленовые листья.

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

Сико

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке –

Это её душа.

Басё

Все волнения, всю печаль

Своего смятенного сердца

Гибкой иве отдай.

Басё

Крестьянин в поле.

И дорогу мне указал

Сорванной редькой.

Исса

Клюв свой раскрыв,

Запеть не успел крапивник.

Кончился день.

Исса

Дружно слетелись

К спящему комары.

Время обеда.

Исса

В хижине, крытой тростником

Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролет.

Басё

Бросил на миг

Обмолачивать рис крестьянин,

Глядит на луну.

Басё

В пути я занемог,

И всё бежит, кружит мой сон

По выжженным лугам.

Басё

Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и всё же ...

Кобаяси Исса

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни ...

Даже тогда ...

Исса

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка ...

Исса

Снова весна.

Приходит новая глупость

Старой на смену.

Исса

Прохладный ветер,

Пригнувшись к земле, изловчился

Достать и меня.

Исса

Тсс ... Хоть на миг

Замолчите, сверчки луговые.

Начинается дождь.

Исса

Жемчужиной светлой

Новый год засиял и для этой

Маленькой вошки.

Исса

Кровельщик.

Зад ему обвевает

Весенний ветер.

Исса

Ветвь цветущая

Скрыла от очей моих

Ясную луну

Танка – японское пятистишие, имеющее не только характерный ритм (обычно цезура после третьего стиха), но и характерное содержание как правило философского, эстетического характера. Основные мотивы танка – темы любви и природы, мотив бренности человеческой жизни. На уровне поэтики характерна аллегоричность, игра на ассоциациях, использование готовых образов. Часто это поэтический экспромт, сложенный по конкретному поводу. Приведём для примера классическую  японскую танка:

Словно где-то

Тонко плачет

Цикада.

Как грустно

У меня на душе.