Урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Чикоданова Татьяна Ивановна

 

Автор: Чикоданова Татьяна Ивановна
 

учитель начальных классов

МОУ СОШ №3 города Гусиноозерска

Тема: Л. Кассиль «Никто не знает, но помнят все»

Класс:3

УМК:«Школа -2100»

Медиапродукт: презентация,видеоролик

Цель: формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.

Задачи:

Образовательные:

• актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;

• познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля;

 

Развивающие:

• развивать навык беглого, осознового чтения

• развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

• развивать у школьников умение работать с текстом;

Воспитательные:

• способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

 

Дидактический материал и оборудование:

• компьютер, проектор, экран;

• презентация;

• Рассказ Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все»

• таблица «ЗХУ» на каждого ученика;

 

Технология: ТКРМ(технология критического мышления)

 

Методические приемы:

1. интерактивная стратегия (таблица Знаем -Хотим знать –Узнали поиск новой информации)

2. Разбивка на кластеры ( систематизация знаний. Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.)

3. Творческая форма рефлексии –Синквейн ( синтез информации и материала в кратких выражениях)

 

Природосообразная ( по системе А.П.Кушнира)

1 Работа с алгоритмом

2 чтение со звуковым ориентиром

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Мы готовы к уроку?

 

II. Сообщение темы урока

 

1 слайд

Учитель: Сегодня на уроке чтения мы прочитаем рассказ

Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».

 

Приём ТРКМ «Прогнозирование»

 

Учитель: Как вы думаете о чем этот рассказ?

 

Я предлагаю посмотреть вам видеоролик.

 

Просмотр видеоролика

 

Учитель:Какие чувства вы испытали при просмотре?

 

Как вы думаете, о каком историческом событие мы с вами будем говорить?

 

. Кто может сформулировать цель нашего урока

- Сегодня мы с вами будем говорить о Великой Отечественной Войне. О ее героях.

 

III. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

 

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

 

Учитель: Предлагаю вспомнить то, что мы с вами изучали на прошлых уроках

Перед вами на столах лежат таблицы «ЗХУ». с которыми мы уже работали. Скажите пожалуйста, что вы записали в первую колонку, во вторую колонку.

 

Знаю Хочу узнать Узнал

 

 

Учитель: 22 июня 1945 года началась ВОВ. Над советским народом нависла страшная угроза. Решался вопрос о жизни и смерти .Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик ,бросая мирные знятия .военнообязанные граждани шли на призывные пункты,вместе с ними приходили юноши и старики,просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.

 

Приём ТРКМ «Кластер»

 

2 слайд

 

Учитель:Посмотрите, как графически я изобразила кто сражался за победу.

Учитель:Истинно ли высказывание, что только мужчины сражались за победу?

 

ВОВ

мужчины

 

в тылу в партизанских отрядах на фронте

 

 

 

 

 

 

Учитель: Итак, вы согласны со мной?

Почему?

 

Чтобы ответить на вопрос кто же сражался за победу,нужно вспомнить о чем мы читали на прошлых уроках.

(ответы детей)

 

3 слайд

 

ВОВ

дети мужчины женщины

 

в тылу в партизанских отрядах на фронте

 

 

IV. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

 

Учитель: (обобщая ответы детей)

Каждый человек советской страны плечом к плечу встал на защиту нашей Родины.Мужчины сражались с врагом,женщины.старики и дети трудились в тылу: работали на заводах и фабриках.строили оборонительные сооружения,шили одежду для солдат,собирали посылки на фронт.

 

Много героических поступках совершал народ.

 

Одна из героических страниц истрии ВОВ – это битва за Москву.

 

Я предлагаю вспомнить рассказ «два парада», который мы читали на прошлом уроке

 

Представте его по алгоритму

1. Название.

2. Автор.

3. Жанр

4. О чем или о ком говорится?

5. Твое отношение.

 

 

«Два парада» по Е.Осетрову.

 

Дети: читают рассказ «Два парада»

 

Учитель: -Что интересного вы узнали прочитав рассказ «Два парада»

Учитель:

 

-Почему парад 7 ноября 1941 года был особенным?

-А чем знаметелен день 30 апреля 1945 года?

 

Предлагаю отдохнуть

Физминутка: ( упраж. для глаз)

 

Учитель: Так когда состоялся парад Победы в Москве?

 

Учитель: Да.ребята, 24 июня на параде Победы страна чевствовала своих героев.

Скажите. Пожалуйста, скажите всех ли героев мы знаем по именам?

 

Учитель: Ответ мы найдем прочитав рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все»

 

Читать будем со звуковым ориентиром

 

Учитель:

 

Какие чувства вы испытали при чтение этого рассказа?

 

Когда город Москва стал городом- героем?

 

Где находится могила Неизвестного солдата?

 

Посмотрите, пожалуйста как происходит смена караула у могилы Неизвестного солдата

Просмотр видеоролика

 

День и ночь стоят в почетном караули солдаты у вечного огня.

Люди приходят к могиле,чтобы молча постоять и подумать

 

О чем думает женщина,стоя у могилы Неизвестного солдата?(прочитайте)

 

О чем думает солдат? (прочитайте)

 

Как вы думаете, о чем задумываются люди. стоя у могилы неизвестного солдата?

(найдите ответ в тексте)

 

V Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

Учитель:А теперь я попрошу ответить вас на очень важный вопрос

Как мы с вами должны жить, чтобы сохранить мир на земле?

(ответы детей)

 

Что нового вы сегодня узнали?

 

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

 

Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из рассказа. (это будет вашим дом.зад)

 

Работа в группах:

 

Я попрошу вас высказать свои мысли по теме нашего урока написав синквейны

Тема: Война Победа Парад Салют

Солдат Память « Катюша» Москва

 

Молодцы.

Я всех благодарю за эту работу и прошу вас поблагодарить друг друга

 

Обобщение:

 

-Скажите, понравился ли вам урок ?

 

-Что особенно запомнилось?

 

-Что стало неожиданным?

 

-Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?

- что нового вы узнали?

 

VI. Итог урока:

 

Учитель:

Чему вы учились на уроке?

(ответы детей)

 

Учитель: Мы сегодня с вами говорили о ВОВ ,о героическом подвиге Советского народа.Мы живем с вами в мирное время,и чтобы всегда был мир на земле, мы должны помнить своих героев.

 

Самый важный долг – это долг памяти.

Давайте с вами не будем забывать о тех, кто отдал жизнь за наше мирное время.

А урок мне хотелось закончить стихами. которые прочитают Дима и Лера.

 

Видеоролик «День Победы!

Почтим память стоя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....