Игровые моменты на уроках чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_momenty_na_urokah_chteniya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ № 6»
Доклад по теме
«Игровые моменты на уроках чтения в первом классе»
Подготовила Васильева Л. И.
г. Старый Оскол
Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.
«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:
- какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
- на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
- должна ли она длиться весь урок,
- какой необходим при этом иллюстрированный материал,
- каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.
На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.
В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.
Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:
- Игра «Кто внимательный?»
- По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
- Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
- Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
- Игра «Звук заблудился»
- Игра «Кто больше»
- Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале , в середине, в конце слова.
- Назовите имена , клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
- Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
- Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
- Подберите слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
- Игра «Сочиним сказку»
- Игра «Кто в домике будет жить?»
На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.
- Цветочный магазин.
Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.
- Договори слово, определи количество слогов.
Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).
- Стук да стук, найди слово, милый друг.
Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.
Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.
- Строим пирамиду.
На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.
На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.
- Украсим ёлку.
На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.
- Догадайся сам.
На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.
- Кто составит больше слов.
На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке
СИ СА НЫ О
С У НА Н
НИ СЫ СО
Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.
- Игровой сюжет «Лесная школа»
Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.
Некоторые задания:
- Какие буквы живут на первом этаже?
- Какие звуки они обозначают?
- Чем похожи жильцы нижнего этажа?
- Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
- Какие буквы растут на грибах слева от дома?
- Почему эти грибы растут под синим облаком?
- Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
- Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
- «Твёрдый – мягкий»
Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).
Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.
Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.
Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:
СЫН САНКИ КОСЫ
СЫНОК НОСОК СУК
НОСИК НОСИ СОК
САНИ КОСИ СОН
Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.
В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:
- Игра « Живые буквы»
Сначала используются живые буквы (их роль исполняют дети), затем используется таблица.
- Использую пособие «Часовичок носовичок»,
где изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.
- Слоги – слияния помогают нам читать «Капитаны».
На листе бумаги нарисованы морские волны. Расставлены карточки с гласными буквами – «пристани». Учащийся, назначенный капитаном, «плывёт», приставляя к гласным согласную, читает слоги и даёт гудок: КА, КУ, КИ, КО и д.р. Остальные контролируют капитана. Если «гудок» дан неверно, все один раз хлопают в ладоши.
- Игра «Помоги Карлсону приземлится».
На парашютиках слоги. Задания: прочитать слоги с мягкими согласными; дополнить слог до слова.
Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.
Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.
Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.
Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.
Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: « ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» (Из опыта работы).
Методическая разработка по теме : "Игровые моменты на уроках", направленная в помощь учителям начальных классов. Данное пособие содержит в себе теоретический материал о роли игры на уроках, а та...
«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...
"Разитие творческих способностей посредством игровых моментов на уроках"
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл....
Исследовательская работа:"Эффективность игрового момента на уроке английского языка в начальной школе."
Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об...
Игровые моменты на уроках математики
В статье описываются мои личные наработки по элементам игры на уроке математики....
Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах".
Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах"....