Доклад по теме: «Игровые моменты на уроках»
статья по теме

Герман Светлана Александровна

 

                                                       Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный  поток представлений,  понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.”

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_igrovye_momenty_na_urokah_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:








Доклад по теме:

«Игровые моменты на уроках»


Подготовила учитель начальных классов:

Герман Светлана Александровна



 











                

ГБС(К)ОУ школа-интернат станицы Калининской        

                   2012-2013 учебный год

                                                       Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный

 поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.”


Сухомлинский В.А.


Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Исторический опыт свидетельствует о том, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёбы не бывает, а вот сделать её радостной мы обязаны.

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.

Работая 3-й год учителем начальных классов, убедилась, что всегда можно найти способ перехитрить даже упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного для нас в данный момент.

Но ведь «удобный» ребёнок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, - это ведь не всегда счастливый ребёнок, так как он порой прячет своё «я» под маской.

Работа с малышами заставила меня глубже изучать психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно в 6-7 лет) слабые, особенно если учение не захватывает. Значит надо вводить игры, игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Поэтому я решила, что именно игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал и в своей работе стала использовать именно данный способ.

Использование в учебно-воспитательном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебно-воспитательном процессе является применение игровых технологий.

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.  

Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.

Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий, где тренируются, например, в устном счёте, решают задачи, сравнивают множества, учатся беглому чтению и так далее.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

Каждый учитель, работающий в традиционном ключе или придерживающийся инновационных методов обучения, мечтает о высшем результате – полноценном применении тех знаний, которые так долго и тщательно мы стараемся донести до своих учеников. Контрольные и самостоятельные работы, срезы знаний, диктанты – это привычные всем виды работ, где ребёнок должен сосредоточиться и показать всё, чему мы его научили. Наряду с этими видами работ в своей работе часто использую:

- уроки-путешествия;

- занимательные задачки;

- игры со сказочными персонажами;

- дидактические игры;

- интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес»  и т.д.).  

Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.

     Игра «Кто как кричт ». «Кошка» - ребята говорят «мяу» и потягиваются, выгибая спинку. «Собака» ребята говорят «ав- ав- ав» и бегут. «Мишка» ребята говорят «у — у — у» переваливаются с ноги на ногу. «Гусь» - дети кричат: «га — га — га» и машут руками. Игра «Кто знает, дальше считает». Показываю палочки или цифру и спрашиваю: «Сколько?» - ребенок говорит ответ. После этого считаем дальше по цепочке, продолжая друг за другом. Игра: «Угадай число». Показываю цифры, а дети называют их. Эту игру можно усложнить, называю цифры за экраном, а дети угадывают. Игра: «Угадай, сколько в другой руке?». Показываю игрушки (мелкие) - спрашиваю: «Сколько?» Дети считают и говорят. Прячу руки, затем показываю одну руку — в ней несколько игрушек. Спрашиваю «Сколько игрушек в другой руке?» Дети угадывают. Этот игровой момент готовит детей к нахождению неизвестного. Игра «Много-мало» Показываю предметы, сравниваем их. Дети дают отчет. Игра «Что нам почта принесла?» В конверты разложен разный счетный материал: елочки, грибы, яблоки, груши и т.д. Дети получают конверт, считают предметы и говорят «У меня 5 грибов и 1 яблока». «У меня 7 домов и 4 елки» и т.д. Игра: «Что я делаю»? Дети встают в круг. Все дети что-нибудь изображают по очереди, водящий отгадывает. Таким образом можно сделать вывод, что каждая игра носит обучающий, развивающий, воспитательный характер: развивает мышление, разговорную речь, закрепляет знания, повышает активность.



«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:

  1. какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
  1. на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
  2. должна ли она длиться весь урок,
  3. какой необходим при этом иллюстрированный материал,
  4. каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.

На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.

В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.

Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
  2. Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
  3. Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
  1. Игра «Звук заблудился»
  2. Игра «Кто больше»
  1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале , в середине, в конце слова.
  2. Назовите имена , клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
  3. Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
  4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
  5. Подберите  слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
  1. Игра «Сочиним сказку»
  2. Игра «Кто в домике будет жить?»

На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.

  1. Цветочный магазин.

Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.

  1. Договори слово, определи количество слогов.

Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).

  1. Стук да стук, найди слово, милый друг.

Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.

Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.

  1. Строим пирамиду.

На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.

На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет  картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.

  1.   Украсим ёлку.

На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.

  1.   Догадайся сам.

На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.

  1.   Кто составит больше слов.

На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке

СИ                СА                НЫ                О

С                У                НА                Н

НИ                СЫ                                СО

Разбросала  эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.


  1.   Игровой сюжет «Лесная школа»

Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.

Некоторые задания:

  1. Какие буквы живут на первом этаже?
  2. Какие звуки они обозначают?
  3. Чем похожи жильцы нижнего этажа?
  4. Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
  5. Какие буквы растут на грибах слева от дома?
  6. Почему эти грибы растут под синим облаком?
  7. Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
  8. Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
  1.   «Твёрдый – мягкий»

Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).

Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.

 Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.

Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.

Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.

Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.

Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.

Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.

Моя задача состоит в том,  чтобы научить детей играть активно, самостоятельно, с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть будут приобретать качества, необходимые им в жизни. Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

На любом уроке дети устают, отвлекаются, всё равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Вот тут-то бы и сменить вид работы, провести игру, физкультминутку, а мы: «Слушай! Не вертись! Не считай ворон! Лентяй! и т.д. Да при этом ещё прибавляем: «Вечно ты…», «Ты вообще…», «Ты всегда…».

Нет, наши ученики всегда и во всём хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. Нет, не они виноваты, а мы: не успели, не смогли, не научили, не заинтересовали, а потому, простим им сегодня все промахи.

  В своей работе стараюсь найти «золотую середину»: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать; облегчая учение, - дети постоянно будут искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудностей.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно уже пора сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения),  то уж во всяком случае на интересные уроки.

        Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, верю в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые моменты на уроках чтения

Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток....

ТЕМА: « ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» (Из опыта работы).

Методическая разработка по теме : "Игровые моменты на уроках",  направленная в помощь учителям начальных классов. Данное пособие содержит в себе теоретический материал о роли игры на уроках, а та...

«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах".

Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах"....

Игровые моменты для уроков изобразительного искусства в 1 классе по темам: «Разноцветные краски», «Узоры на крыльях»

Игровые  моменты  для  уроков изобразительного искусства в 1 классе по  темам: «Разноцветные краски», «Узоры на крыльях»  с  казанием УУД, формируемыхв процессе пров...

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

Доклад на тему: «Игровые приёмы на уроках ритмики»

Положительное влияние музыки на психофизические самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях русских ученых. Се...