Урок - гостиная "Творчество М.Ю.Лермонтова"
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Макарова Светлана Алексеевна

Урок литературного чтения  по творчеству М.Ю.Лермонтова проведён в форме литературной гостиной, участники которой дети и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gostinaya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Цель: - обобщить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова;

            - отрабатывать навыки беглого , выразительного , орфоэпически правильного чтения ;

            - развивать память, речь;

            - воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений  

              Лермонтова, прививать любовь к Родине.      

Оборудование:  мультимедийная презентация

Тип урока:  обобщающий

Форма проведения:  литературная гостиная( родители и дети)

Подготовка к уроку:  на урок приглашаются родители; учащиеся готовят наизусть стихотворения  М.Ю.Лермонтова

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.

В этом году исполняется 168 лет со дня гибели великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем еще молодым человеком.

И сегодняшний урок мы посвящаем  М.Ю.Лермонтову, который написал около 400 стихотворений , около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

У нас на уроке присутствуют гости – это ваши родители.

Итак, давайте вспомним интересные факты из жизни поэта.

  1. Мультимедийная презентация

Слайд 1.

Учитель: Он не имел ни брата, ни сестры,

                  И тайных мук его никто не ведал.

                  До времени отвыкнув от игры,

                  Он жадному сомненью сердце предал

                  И, перзрев  детства милые дары,

                  Он начал думать, строить мир воздушный,

                  И в нем  терялся мыслию послушной…

Это строки из поэмы М.Ю.Лермонтова «Сашка». Их с полным правом можно отнести и к жизни самого поэта.

Слайд2.

Ученик 1: Родился великий русский поэт в Москве 15 октября 1814 года, но раннее детство провел в имении своей бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны в Тарханах Пензенской губернии. Бабушка заменила ему мать, рано умершую от чахотки.

Слайд 3.

Ученик 2 : Сам М.Ю.Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Он рано начал говорить, а вот ходить стал только к 4 годам.

Слайд 4.

Ученик 3: Получил превосходное домашнее образование: изучал иностранные языки, музицировал, рисовал.

Слайд 5.

Ученик 4: Учился в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил и в университет.

Слайд 6.

Ученик 5: В пансионе он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.

(Стихотворение «Нищий»  читает наизусть  Улыбин Олег)

Слайд 7.

Ученик 6: За годы обучения в пансионе и университете появляются замечательные  ранние стихотворения. Одно из них «Парус». ( читает наизусть Кошель Роман)

Слайд 8.

Учитель: После Москвы поэт переехал вместе с бабушкой в Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Стихи Лермонтова волновали читателей. Царь видел в произведениях поэта призыв к революции. Поэтому отправил Лермонтова  на Кавказ , где шла война с горцами. Царь , посылая под пули, надеялся, что поэт не вернется в столицу.

(Стихотворение «Кавказу» читает  Гунченко  Наталья  Александровна)

Слайд 9.

Учитель: Лермонтов не боялся бросить в лицо царской власти вызывающие слова. Поэтому « по велению царя» его ссылали на Кавказ дважды, туда где шли бои с горцами. Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории Чечни и Дагестана. Рассказывая о сражении у реки Валерик, поэт показывает свои переживания . Горцы, к которым Лермонтов  относился с уважением , и русские солдаты вынуждены убивать друг друга вместо того,  чтобы жить в братстве.

 (Отрывок из стихотворения  «Валерик» читает наизусть  Чернякова Марина Олеговна)

Слайд 10.

Ученик 7: Еще в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой.

( Стихотворение «Осень» читает Балюк Георгий)

Слайд 11.

Учитель: Поэзия Лермонтова нашла отражение в различных видах искусства. На стихи  Лермонтова  композиторы Чайковский, Рахманинов, Лист и др. писали музыку.

Художник И.И.Шишкин написал картину, которая называется «На севере диком стоит одиноко…» На высоком утесе в морозную лунную ночь изображен образ сосны.

( Стихотворение « На севере диком стоит одиноко…» читает наизусть Куприк Виктор)

Слайд 12.

Учитель: Апрель 1840 г. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Растроганный вниманием к себе, Лермонтов , стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, писал стихотворение.

( Стихотворение «Тучи» читает наизусть Яблокова Ольга)

Слайд 13.

Учитель: Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплетом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение « Пророк» - о горестной судьбе поэта, непонятного и гонимого  людьми.

( Стихотворение « Пророк» читает наизусть  Кошель Тамара Владимировна)

Слайд 14.

Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта . 15 июля 1841 года около 5-ти часов вечера  разразилась ужасная буря с молнией и громом. В это самое время , между горами Машукою и Бештау, скончался Лермонтов. Ушел из жизни еще один великий поэт России, которому было всего 27 лет.

Слайд 15.

Много времени прошло с того трагического события. Лермонтов прожил короткую жизнь. Но как много он оставил после себя! О популярности лермонтовских стихов говорит следующая цифра: «Казачья колыбельная песня» была  положена на музыку 31 раз.

( Стихотворение «Казачья колыбельная песня» читает наизусть Проказина Карина)

  1. Итог урока.

Учитель: Короткую жизнь прожил М.Ю.Лермонтов, но его творчеством мы восхищаемся до сих пор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.

УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....

Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

Методическая  разработка урока по программе развивающего  обучения  Л.В.Занкова...

Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....

Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

Музейный урок "Произведение М. Ю Лермонтова "Бородино"

ПРЕСС – РЕЛИЗ О проведении музейного урока «М. Ю. Лермонтов «Бородино» Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закреплени...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Предложение. Урок-закрепление по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"

Третий урок /русский язык/ метапредметного дня по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"....