Методическая разработка урока "Звуки д, д'. Буква Д.
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Нестерова Ольга Сергеевна

Урок обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100"  "Звуки д, д'. Буква Д построен в форме путешествия в сказочный лес. На уроке применяются разнообразные виды учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_nesterova.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 

                  Методическая разработка урока

Предмет: Обучение грамоте.

Форма проведения урока: Урок - путешествие

Класс: 1

Программа: «Школа 2100»

Учитель: Нестерова Ольга Сергеевна

Тема: Звуки д, д'. Буква Д.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  познакомить с новой буквой.

Задачи урока: познакомиться со звуками [д], [д'] и буквой, которая их обозначает, учить читать слоги, слова с новой буквой;

- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;

- воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: дидактический материал (звуковые модели слов).

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес-

Чудеса посмотреть.

Актуализация знаний.

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в  лес. Для чего можно пойти в лес?

- Мы пойдем с вами в  сказочный лес. Как вы думаете, зачем мы пойдем в сказочный лес? Все ли буквы мы изучили? Отправляемся за новой буквой и звуками  и возьмем с собой  корзинки.

- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка).

- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?

- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв  изучили, давайте  соберем  их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)

- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки  называются согласными?

- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)

Итак, в добрый путь! (музыка)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки побежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.

        Открытие новых знаний.

- Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок  Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.  

Вас приветствует Лещий. Он нас просит сделать звукобуквенный анализ слова дом.

- Назовите первый звук в слове дом. Дайте  характеристику звуку.

Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски)

- Сколько слогов в слове? (1, почему)

- Будем ли в слове ставить знак ударения?

- А у  лесовичка Димы есть друг  Домовенок Кузя.  Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.

- Произнесите слово Дима и потяните 1 звук.

- Что общего в звуках д, д'. (согласные, звонкие) – Чем отличаются? (д' – мягкий)

Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски, остальные работают с дидактическим материалом). Проверка.

- Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Покажите на схеме.

- Давайте знакомые звуки обозначим буквами. (ученик работает у доски)

- Какие звуки мы не обозначили? (д,д')

- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.  (работа у доски)

-Почему слово с заглавной буквы?

 Звуки д, д обозначаются буквой Д. ( показ буквы). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в  алфавите стоит буква Д  на 5 месте. А почему букв две?

- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик)

- На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.

Д–этодомик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.

Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Построим букву из карандашей.

- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.

- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?

Лесовичок приготовил для нас игру «Поймай звук». СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, мед, подушка, дождик.

Чтение слогов и слов с новой буквой. 

Домовенок  Кузя  предлагает нам прочитать  слоги  с новой буквой.  

- Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.

Дядюшка  Ау,  предлагает нам  прочитать слова с новой буквой.  (дама, дума, душа, дышит)

- Что обозначает слово душа? А кто такая дама?

- Какое слово может быть «лишнее»? Почему?  (дышит – обозначает действие, совершаемое каким-либо предметом, орфограмма -ши-).

- Найдите схему к каждому слову, для этого соедините линией слово с соответствующей схемой.

У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревья ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым  лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого откроем азбуку на стр. 94 и прочитаем 2 столбик слов.

- Подумайте, как можно назвать эти пары слов? Докажите. Назовите корень 1 пары слов (дом).

- Назовите корень 2 пары слов (дол).  (Долина - пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности).  Молодцы, вот и выросло в лесу еще два деревца.

- Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика.

-Назовите слова с корнем дым. – Подберите родственное слово (труба дымовая). Прочитайте слова с корнем дыр. Молодцы, мы еще помогли лесовичку вырастить деревца.

- А желаете еще вырастить деревце. Прочитайте 4 столбик слов и найдите слово, состоящее из корня. Назовите.  Будут ли слова этого столбика родственными. Почему?

- Какие мы молодцы, сколько деревьев  вырастили,  помогли лесовичку. Лесовичок предлагает нам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

А потом вприсядку,

 И опять  вприсядку,

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

Чтение текстов.

У лесовичка  есть  друг.  Отгадайте кто это?

Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной?

Жил в дупле пустом.

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил –

Дырку в дубе он пробил? (дятел)

- Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.  

 - Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает  хорошо читающим  детям  на стр. 95 прочитать текст «Дымок».

-   Остальные  дети читают текст с картинками на стр. 94.

- Что это за дерево? Дуб – лиственное крупное дерево с плотной древесиной.  

 - Какие слова выделены? (предлоги). - Для чего нужны предлоги?

Вопросы для тех кто читал текст «Дымок».Что произошло с дымком? (растаял). Почему? (горячий, очень торопливый, не захотел слушать трубу, труба не успела предупредить,).

Итог урока.

Нам пора возвращаться.  (музыка)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки побежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы дома.

– Какую букву мы принесли из сказочного леса?

- Расскажите, что вы узнали про эту букву.

Рефлексия урока.

- Я предлагаю вам дорисовать схему – человечка. Дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки. Этот звуковичок  остается у вас в награду за хорошую работу.

Использованные источники и литература:

  1. Программа «Чтение и начальное литературное образование». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - М «БАЛАСС», 2009 г.
  2. Учебник Букварь. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - М «БАЛАСС», 2009 г.
  3. Ожегов С. «Толковый словарь русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Согласные звуки [т] [т’], буква Тт"

Методическая разработка урока обучения чтения в 1 классе по программе ПНШ "Согласные звуки [т] [т’], буква Тт". Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей э...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 5:"Письмо строчных букв "у ц щ", заглавных "Ц Щ".

Цели урока:-письмо букв 3-й группы т.е. букв включающих петли и уже хнакомые элементы букв  и ш у ц щ.- выявить общность движения руки при письме этих букв и разницу в исполнении петель....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 9: "Письмо строчных букв "а д ".

Сообщение темы и цели урока:- письмо букв включающих овалы и их соединений- подготовиьельные упражнения для кисти и пальцев руки: обведение росчерков в прописи....

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Буква Х,звук [х],[х"]

Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Методическая разработка урока "Звук ы, буква ы ".

Урок обучения грамоте с анимированной презентацией. 1 класс...