Методическая разработка урока по обучению грамоте "Буква Х,звук [х],[х"]
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Редькина  Елена Сергеевна

Цели:

1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].

2. Развивать фонематический слух учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx201.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х"

Цели:

1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].

2. Развивать фонематический слух учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: свеча, колосья пшеницы, хлебные изделия, “золотой” мешочек, рисунок хлебного поля (на доске), конверты со звуками, звуки-шапочки, рушник, каравай, магнитофон.

Ход урока

Приветствие. ( Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).

Ходит солнышко по небу,
Поднимаясь в ранний час,
Чтобы путь продлить свой длинный
По полям и по лесам.
Мы ж, ребята, ежедневно,
При
ходя учиться в класс
Обязательно к успеху,
К новым знаниям придём.

II. Ритмическая часть.

(Стук в дверь).

Учитель:

- Кто же это может быть?

Входит девочка - Хаврошечка.

Хаврошечка: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаврошечка. Я пришла к Вам из сказки. Хочу пригласить Вас на хлебное поле.

1.) Учитель:

- Мы идём на прогулку и поём песню. (Учащиеся выстраиваются в большой круг. Поют песню, двигаются по кругу. Песня сопровождается показом).

Песня “Хлебное зёрнышко”. (Сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

1.

Хлебное поле большое, как море,-
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, в почётном дозоре,
Каждое зёрнышко мы бережём.

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко -
Капля золотая, капля золотая
В море урожая.

2.

Зернышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко -
Капля золотая, капля золотая
В море урожая.

Хаврошечка: - Ребята, какое у нас с вами большое хлебное поле. А как мы посадим хлебные зёрнышки? (Ученики показывают движениями).

2.) Скороговорка. (Посадим зёрнышки).

Хлеб ржаной, батон и булки 
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

(Ученики повторяют скороговорку 3 раза. Первый раз медленно, второй раз быстрее, третий раз очень быстро. При этом хлопают в ладоши и притопывают ногой).

Хаврошечка:

- Как много у нас зёрнышек, посадим их в землю. (Ученики присели). Из зёрнышек вырастет колосок, он потянется к солнышку (встаём, поднимаем руки вверх). Колоски переплетаются (руками показываем букву Х). Зёрнышки соберем, их надо перемолоть в муку. Испечём из муки каравай.

Идём по нашему полю (по кругу), повторяем стихотворение, выделяя хлебные слова

(слова, которые начинаются с буквы Х). Слова выделяем голосом и хлопком.

3.) Стихотворение с рецитацией.

Каравай земли и неба 
На твоём столе –
Ничего сильнее 
хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля, 
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка 
хранится 
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок, 
Словно родины бессмертный
Хлебный колосок.

Учитель:

- Хлебные колоски, которые остались на поле, зимой укрыло одеяло. Какое оно?

Дети:

- Снежное.

4.) Игры:

а) Хаврошечка:

- Ребята, давайте поиграем в игру: “Зёрнышки-снежинки”. Я буду называть слоги с твёрдым согласным звуком [х] (это зёрнышки), а вы с мягким согласным звуком [х’] (это снежинки).

- ха-хя

- хы-хи

- хо-хе

- ху-хю

- хэ-хе

б) Эти слоги можно произнести в чистоговорке. Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.

- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи

- ха – ха – ха - очень вкусная уха

-хо – хо – хо – я услышал эхо

- ху – ху – ху - сидит птица наверху

- ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух.

в) Хаврошечка:

- Я принесла “золотой” мешочек, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. ( Два ученика образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)

Ай, лю - ли, ай, лю - ли
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше
Получилась красота,
Получились непростые,
Хлебные ворота.
Проходите, кто хотите, 
И слова вы проносите.

Хаврошечка:

- Надо достать из “золотого” мешочка хлебное изделие, назвать его и составить с ним словосочетание. ( В мешочек можно положить хлеб, батон, булочку, печенье, пирожное, пирожок, ватрушку, пряник, вафли, бублик, сушку). (Дети составляют словосочетания, проходят через ворота по букве Х (буква написана на полу мелом), садятся на своё место, повторяют словосочетания).

Все слова сказали дружно,

Ворота закрыть нам нужно.

III . Основная часть урока.

Учитель:

- Какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([х]). Хотите послушать сказку? Её рассказала мне Хаврошечка. Называется она “Хлебное зёрнышко”.

Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка в гости к нам явись.
Свечка зажигается,
Сказка начинается.

(Учитель накидывает на плечи платок, зажигает свечку и начинает рассказывать сказку).

1). Сказка.

Заболела однажды Хаврошечка, ничего не ела и почти не спала. Врач никак не мог определить причину болезни. Он приходил к девочке, давал разные лекарства, но всё это не помогало. “Попробуйте приготовить для Хаврошечка что-то необычное и питательное, чтобы у неё проснулся аппетит, и тогда она поправится”, - сказал доктор маме. Мама не знала, что хочет Хаврошечка. Она открыла шкаф с разными продуктами и вдруг заметила маленькое хлебное зёрнышко. Мама взяла зернышко, оно пошевелилось и стало горячим. “Испеки из меня лепёшку”, - вдруг сказало зёрнышко. “Как же из такого маленького зёрнышка можно испечь целую лепёшку?”.

- Я зёрнышко непростое. Во мне скрыта великая тайна жизни. Я могу помочь тому, кто даже в самый тяжёлый момент не перестаёт надеяться и верить. “Хорошо”, - сказала мама. Она положила хлебное зёрнышко в воду, оно проросло, затем посадила в горшок, и через некоторое время стал расти колосок. Он подарил маме горсточку хлебных зёрен. Вдруг ей показалось, что зёрнышки в её ладони были горячими, как маленькие сердечки. Мама испекла лепёшку и принесла Хаврошечке. Девочка съела кусочек лепешки, щечки её порозовели, и она улыбнулась. Так, благодаря маленькомухлебному зёрнышку Хаврошечка поправилась. И сегодня она пришла к нам в гости.

Сказка затихает,
Свечка потухает.

(Рассказывая сказку, учитель показывает зёрнышко, колоски, лепёшку).

Вопросы:

  • Понравилась сказка?
  • Какие чувства возникли, когда слушали сказку?
  • Как звали девочку в сказке?
  • Какой звук живёт в начале этого слова?
  • В каких словах услышали этот звук?

2). Знакомство с буквой. Проживание буквы.

Учитель:

- Звуки [х],[х’] обозначаются буквой Х.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Дети повторяют сказку “Хлебное зёрнышко”.)

3.) Физкультминутка.

Учитель: - Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).

Хлебушко, хлебушко,
Мы тебя любим,
Ты, словно солнышко
Нужен всем людям.

4). Игра “Живые звуки”.

Учитель:

- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).

Наши звуки встали в ряд
И сейчас заговорят.

(Выходит каждый звук и рассказывает о себе).

Учитель:

- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?

- Какой слог ударный?

- Какой звук ударный?

Всё сказали, не забыли
И на место поспешили.

Учитель:

- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).

IV. Закрепление материала.

1) Выкладывание буквы Х зёрнышками.

Учитель:- У вас на столах зёрнышки, которые собрала мама Хаврошечки. Давайте выложим букву Х из пшеничных зёрнышек.

2) Письмо буквы Х.

А теперь пора в тетрадь 
Букву Ха нам написать.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, 
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).

Учитель:

- Вот сплелись два колоска,
Получилась буква Ха.

(Пишем букву Х волшебными колосками (ручками). Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).

Написали аккуратно,
Всем в тетрадь смотреть приятно.

(Хаврошечка проходит и смотрит, как дети прописали букву).

3). Чтение слов.

а) Учитель: Буква Х очень хитрая, она спрятала слово в слове. Найдите слова, которые спрятались.

Смех - мех лопух – пух

Хлопушка – пушка

б) Любит буква Х хвастаться: “Я самая хорошая, я хочу всегда быть первой. Подкралась она к словам и решила схитрить.

САЛАТ-ХАЛАТ

Было вкусное слово салат,
Превратилось оно вдруг в 
халат.

ГОЛОД – ХОЛОД

Было грустное слово голод,
Оказалось вдруг зимнее 
холод.

ГЛЕБ – ХЛЕБ

Гулял по полю мальчик Глеб,
Глеб исчез, остался 
хлеб.

4) Чтение предложений.

Учитель:

- Много слов знает буква Х. Какое самое любимое её слово? (Хлеб). Тот, кто ест хлеб из пекарни буквы Х, он хорошеет, и его всегда хвалят.

Буква Х знает много пословиц.

Какая пословица спряталась среди слов?

ХЛЕБ -

ПОЛЕ

ВСЕМУ

ЗЁРНЫШКО

КОЛОСКИ

ГОЛОВА

Хлеб - всему голова.

- Как понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы Вы знаете?

  • Много снега – много хлеба.
  • Плох обед – коли хлеба нет.
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Каждая крошка в ладошку.
  • Беречь хлеб – значит беречь жизнь.
  • Хлеб бросать – силу терять.

5) Рассказ о хлебе.

Хаврошечка:

- Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство.

Когда я выздоровела, пришла к хлебному полю, поклонилась и сказала: “Спасибо, вам, колоски”. Собрала я зёрнышки, и мы с мамой испекли из зёрнышек каравай в пекарне буквы Х.

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумянился слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шел он к нам издалека.

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!
(В. Бакалдин).

Хаврошечка:

- Я хочу угостить Вас хлебными изделиями. У Вас было хорошо, а мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!

V. Итог урока.

- Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали?

- Что понравилось, запомнилось?

- Как звали нашу гостью?

- Какую букву она принесла? А какая это буква? ( Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).

Учитель:

- Мы сегодня сделали доброе дело, вырастили хлебные зёрнышки. Пусть живут с Вами всегда добрые дела.

Прощание.

Пусть живут здесь вместе с нами
Только добрые дела.
А плохие пусть уходят, 
Мы их гоним со двора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).

Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе

Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...

Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.

Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....

Методическая разработка урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В,А, Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по обучение грамоте в 1 классе «Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»

Методическая разработка урока по литературному чтению  (обучение грамоте) в 1 классе«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»...