Урок литературного чтения по УМК "Гармония" "И слово наше в сердце отзовется"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Берест Елена Алексеевна

Урок по литературному чтению по рассказу Б. Емельянова « Мамины руки» по УМК «Гармония» Тип урока:     Урок нового знания.
Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
Задачи урока:
1.    Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
2.    Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

3.    Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа,  закрепить навыки разных видов чтения, продолжить  работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую  информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения,  давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, сканер, принтер, презентация, дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc327.5 КБ
Office presentation icon i_slovo_nashe_v_serdce_otzovetsya.ppt2.45 МБ
Файл loveyou.mid26.89 КБ
Файл samoanaliz_uroka_liter_chteniya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г.БЛАГОДАРНОГО

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 И слово наше в сердце отзовется

( по рассказу Б. Емельянова « Мамины руки»)

урок  литературного  чтения

по УМК «Гармония»

проведен с учащимися  3 класса

на районном конкурсе

 в номинации «Учитель года»

учителем начальных классов

Мельниковой Еленой Алексеевной

2011г.

Тип урока:     Урок нового знания.

Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Задачи урока:

  1. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
  2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
  1. Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа,  закрепить навыки разных видов чтения, продолжить  работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую  информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения,  давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, сканер, принтер, презентация, дидактический материал.

Ход урока.

  1. Организация урока. Мотивация учащихся. (Слайд 1)

- Начнём  урок литературного чтения, улыбнемся,  ведь мы все друзья!

- А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

- Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой)

(Слайд2)

Осмысливать задания;

Выслушивать мысли каждого;

Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

Не  перебивать друг друга;

Соблюдать правило поднятой руки.

  1. Прогнозирование темы урока (работа в парах) (Слайд3)

- На слайде фразы. В левом столбике начало, а в правом продолжение. Соберите  так, чтобы получились пословицы.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Материнская ласка конца не знает.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Как вы понимаете смысл 3 пословицы?

- Так  о ком пойдет речь на уроке? Конечно, о маме.

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.

а) Вступительная беседа.

 Звучит музыка « Аве Мария», учитель читает слова.   (Слайд4)  с музыкой и изображение женщины и ребенка.

- Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов.

…Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите  мамин голос. Он живет в самих вас, такой знакомый, родной.

- Как вас ласково называет мама?

- А бывает так, что вы огорчаете маму, даже, если этого не хотели?

-  Мы сегодня выясним, героиня одного рассказа обрадовала или огорчила маму?

  1. Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки».
  1. Игра «Собери название»  ( Слайд 6)

- Название нашего рассказа написанно на снежинках, но ветерок перемешал все слоги.  Помогите собрать название. Поработаем в парах.

МАНЫМИ   КИРУ (слоги  на снежинках)

- Догадались, как называется рассказ?

б) Составление предвидения.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Верны ли ваши предположения, узнаем, прочитав рассказ.

- А автор этого произведения  Борис Александрович Емельянов. (Слайд  7)

- Расскажет о нем Софья.

в) Рассказ 1 ученика об авторе, показ портрета.

         Борис  Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал.  Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.

         Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его.  Вот некоторые его книги:  «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме».

                                 

- А вы помогаете маме дома?

 - Покажем, как вы это делаете.

Физминутка.

Дружно маме помогаем –                       Двери настежь открываем,

Пыль повсюду вытираем.                      Маму крепко обнимаем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

г) Словарная работа.

- Сразу видно, что вы с мамой дружно живете или можно сказать ладно.

- А как вы понимаете выражение

«никакого сладу  нет»? (Слайд 8)

«за языком поглядывай»

сноровиста?

- А вот какое  определение этому слову дается в толковом словаре. (Показываю словарь.)

Слайд   -  1 ученик читает всем вслух.

д) Выразительное чтение рассказа учителем.

е) Беседа по первым впечатлениям о прочитанном.

- А теперь настало время почитать рассказ.

- Откройте учебники на с. 40.

- Оправдались ли наши предположения, о чем шла речь в рассказе?

- Кто действующие лица? Какой мы ее видим в начале рассказа?

Дыхательная гимнастика.

- Давайте представим себя на месте капризной Маши. Какой звук издает плачущий человек? Покажем как она это делала. Набрали воздуха в легкие и на выдохе произносим «ы-ы-ы-ы» пока не выдохнем все. При этом руки поднесли к глазам. 1 раз.

ж) Повторное чтение. 

- Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем еще раз.

- Читаем по предложениям «цепочкой».

- А теперь «жужжащее чтение».

- Встаньте и дочитайте текст про себя.

з) Анализ произведения.

- Огорчили или обрадовали маму слова Маши?

- Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте.

-Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала.)

-А что сказала ей бабушка? Прочитайте.

-Какой совет бабушка дала Маше?

 ( Словом можно  обидеть, ранить.)

-Чему учит этот рассказ?

и) Радиоспектакль. (Работа в паре)

- Каким стало настроение Маши, когда она поняла свою ошибку?

- Сейчас мы будем артистами и голосом покажем настроение Маши.

- Разыграем диалог девочки и мамы, когда та вернулась из ванны.

- Где начало? Окончание? Слова автора будем зачитывать?

  1. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

-Ребята, а только ли маме необходимо говорить добрые, безобидные слова?

( Нет, всем окружающим.)

-То, что произошло с Машей, могло случиться с каждым из вас.

- Достойно выйти из сложной ситуации должен уметь каждый. Мы попробуем сейчас сделать это.

-Для этого вам необходимо объединиться в группы, обсудить ситуацию и найти правильное решение.

 Решение ситуаций.

Слайд 9

  1. Прозвенел звонок на урок, и Сережа спешит в класс. В коридоре он наскочил на девочку.

Что бы вы сделали на месте Сережи?

Слайд 10

  1. Мама попросила Катю вымыть посуду. Катя увлеклась чтением книги и забыла о посуде. Мама вернулась с работы, увидела, что ее поручение не выполнено.

Что делать Кате?

- Что помогло героям выйти из трудной ситуации?

( Прежде, чем сказать, надо хорошо подумать.) 

- Не забывайте, ребята, слово наше в сердце отзовется.

  1.  Итог урока.

Творческая работа.

- Подвести итог нашей работе поможет синквейн.

 ( Слайд  15)

1 строчка- основное слово     - Что это будет за слово?

2- два прилагательных к нему

3- три глагола

4- фраза из четырех слов, выражающих отношение к этим словам

5- слово, выражающее отношение к предмету.

- Поработаем в группах.

- А вот какой синквейн получился у меня:

Слайд  . Синквэйн

Мама

Ласковая, добрая

Помогает, любит, заботится

Не оставит в беде

Счастье

- Мама – это всегда для нас счастье!

  1. Домашнее задание.

- Дома нарисуйте иллюстрацию к рассказу или вспомните похожую ситуацию из своей жизни, из которой вы вышли достойно.

  1. Рефлексия.( Слайд16  )

- А теперь посмотрите на слайд и закончите фразу:

- Теперь я знаю…

- Было интересно…

- Хочу узнать больше…

                                                         Слайд 17

 - Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми. Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Как известно, анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. Без самоанализа невозможно:

построить целостную систему обучения;

повысить мастерство, развить творческие способности;

обобщить передовой педагогический опыт;

сократить затраты времени на техническую работу;

обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Поэтому я  выбрала комплексный тип анализа урока, который – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока, в себя он будет включать одновременно дидактический, психологический, воспитательный, методический и организационный виды анализа урока.

Я проводила урок литературного чтения  в 3 классе. Если говорить о классе, в котором был проведен урок, то можно сказать, что это класс обычный, но неоднородный, так как в нем можно выделить несколько групп учащихся обладающих разным багажом знаний, что сказывалось на их работе во время урока.  В целом класс коммуникабелен, дети открыто шли на контакт со мною, психологическая обстановка на уроке сложилась благоприятная и мне комфортно было с ними работать.

Тема урока была «И слово наше в сердце отзовется» (по рассказу Б. Емельянова «Мамины руки»).

Она сформулирована в соответствии с программой О. В. Кубасовой «Литературное чтение».

Данный урок является вторым уроком в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Материал несложный и обычно вызывает живой интерес у учащихся, т.к. он связан с повседневной жизнью и имеет большое практическое значение, актуальность темы продиктована еще и тем, что, дети, порою не задумываются, как бывает тяжело маме, вместо того, чтобы прийти на помощь маме, нечаянно могут обидеть ее словами.

Образовательной целью своего урока я ставила познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа.

Развивающей целью урока было содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;  составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

Тип урока – изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Структуру своего урока я выстроила в соответствии с целью учебного занятия. Я выделила следующие этапы урока:

  1. Организация класса.
  2. Прогнозирование темы урока.
  3. Первичное восприятие и осознание нового материала.

     4.  Знакомство с текстом Б.Емельянова « Мамины руки».

     5.  Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

     6.  Творческая работа.

     7.  Домашнее задание.

     8.  Итог урока.

     9.  Рефлексия.

   Считаю, что их было достаточно для достижения цели.

   Содержание материала темы, по моему мнению, отвечает поставленным целям урока.

Этапы урока

В целях погружения учащихся в тему урока, включения их образного мышления, я начала урок, используя мотивационный момент: вспоминая правила сотрудничества, так как на протяжении урока дети будут работать, взаимодействуя друг с другом.

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Собирая пословицы, дети уже могут прогнозировать тему урока. Одновременно они работают в паре, проявляя навыки сотрудничества.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет

ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, это  использование приема  «яркое пятно», осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я применила ролевую игру «радиоспектакль». Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе их субъективного опыта, заставляла детей критически мыслить, создавала проблемные ситуации. Детям дана была возможность стать на место героев и принять нужное решение. Одновременно дети работу вели в группах, что развивало в них коммуникативные качества: уметь договариваться и высказывать свою точку зрения. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

Для эмоционального восприятия материала , воспитания духовных ценностей,  я использовала слайды, демонстрационный материал, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме «Отношения к маме». Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. В урок я включила физминутку и дыхательную гимнастику.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является;

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к

изучаемому материалу. Поэтому целесообразным посчитала использовать на этом этапе прием «Написание синквейна».

Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. Видно из урока, что дети справились с этим заданием, а значит усвоили главную цель: сделать изучаемый рассказ личностно – значимым для детей. Я разбудила в детях мир их переживаний.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником,  способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

          Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.