Урок литературного чтения 3 класс В.Дуров «Наша Жучка».
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Щербина Ольга Сергеевна

Наброски к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc24 КБ
Microsoft Office document icon nasha_zhuchka.doc223.5 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie_kartochki.doc28 КБ
Microsoft Office document icon tekst.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon uud.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные УУД:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• постановка и формулирование проблемы;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи; совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).

Личностные УДД:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

интерес к чтению; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

- формирование ценностных ориентаций

Регулятивные УУД:

• выбирать средства для организации своего поведения;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

- работа по алгоритму, с памятками, правилами



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс

В.Дуров «Наша Жучка».

Задачи урока:

Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».

Совершенствовать навыки работы с текстом.

Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.

Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их.

Развивать эмоциональную сферу детей.

Расширять словарный запас на основе знакомства со словами, обозначающими чувства.

Познакомить со страницами жизни автора.

Формировать навыки работы в парах и в группах.

1 слайд (загадка)

I. Подготовка первичного восприятия текста

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами прошли новое словарное слово. Что оно обозначает? (объявление о спектакле, концерте, кинофильме. Пришло из французского языка)

2 слайд (афиша)

–  Рассмотрите афишу

Внимание! Внимание!

Последний раз в сезон

Пришли к вам на свидание

Лев, тигр, удав и слон.

Актеров в звериных шкурах

Привез дрессировщик Дуров.

-Сегодня на уроке афиша сообщает о чём?

-Кто такой дрессировщик?

– Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика?

 смелый

слабый

раздражительный

злопамятный        

терпеливый

добрый

вспыльчивый

решительный

спокойный

внимательный

сильный

уверенный

–  Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь –  внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы говорим обо всем этом? Какие у вас есть предположения? (будем знакомиться с произведением, связанным с цирком). Слайд 3

II. Первичное восприятие (читается учителем до сцены «утром»)

Слайд 4

Рассказ о Дурове.

В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный.

Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли. Его воспитывал крёстный.

С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал его в военную гимназию. Там его учили маршировать, стрелять. Но гимназию он не закончил.

Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.

В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей.

Чтение отрывка.  

III. Работа с текстом по стратегии решения проблем «ИДЕАЛ».

Слайд 5

Предлагается школьникам, используя стратегию «ИДЕАЛ», попробовать самостоятельно разрешить данную проблему.

Итак, посредством вовлечения учащихся в проблемную ситуацию, мы реализовали одну из важных задач фазы вызова – пробуждение познавательного интереса, познавательной активности. Теперь приступаем к первому этапу стратегии «ИДЕАЛ», который позволит ребятам самостоятельно актуализировать все необходимые сведения для решения данной проблемы и, сформулировав ее, определить направления на этом пути.

«Интересно, в чем проблема?»

Учитель:

– Ребята, давайте определим ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Для этой цели – вспомним, как это нужно правильно делать (учитель обращает внимание школьников на плакат или надписи на доске). Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной..

После уточнений каждая формулировка должна быть зафиксирована на доске. Это делается для того, чтобы у ребят был впоследствии выбор: на какой остановиться.

Далее – учитель может пойти двумя путями: либо предоставить каждому ребенку возможность самостоятельно выбрать себе формулировку из предложенных его одноклассниками, либо выбрать одну для всех, – которая удовлетворяет большинство. Конечно, организационно легче второй вариант – тем более, он уместнее в случае первого знакомства с этим методом и – для детей начальных классов. Итак, остановившись на одной из формулировок, мы можем перейти ко второму этапу.

«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм» (по А.Осборну). Учитель напоминает правила, которым необходимо строго следовать, если мы хотим набрать как можно больше различных идей, а не тратить время на поиск недостатков – это тоже надо будет сделать, но – потом! Итак, правила следующие:

Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Если кто-то предложит вариант, не укладывающийся в то направление, которое задает формулировка проблемы, то ведущий мягко (лучше невербально) напоминает ее. Более того, ВСЕ варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.

Во время «мозгового штурма» запрещена критика (в плане негативных высказываний). Причем – любая!

Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи.

Обязательно должна быть введена квота, некое ограничение, лимитирующее активность группы. Квота может быть распространена на время (в течение 10 минут предлагаем идеи, а затем – стоп!). Также вы можете выбрать квоту на количество идей (25 вариантов решений, а затем – прекращаем). Есть квота, определяющая общую активность: например, от каждого – по 2 идеи.

Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а посторонние разговоры запрещены.

После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу, обозначенному буквой «Е»

«Есть ли какие-либо хорошие решения?»

Это – этап первичной оценки. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.

 Этап «А».

«А теперь выберем один вариант!»

Вот на этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию. 

После обсуждения некоторых вариантов – сколько позволит время, – переходим к этапу «Л».

«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?».

На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта.

На этом этапе учитель содействует реализации задач фаз реализации смысла и рефлексии. Учащиеся сравнивают свои представления о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ. Далее, создавая план реализации решения, школьники самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами одноклассников.

После обсуждения планов реализации дети обычно хотят услышать правильный ответ. Им очень приятно, если варианты их решений не уступают книжным, а, порой и высвечиваются своей оригинальностью.

Чтение конца произведения.

IV. Проверка восприятия

- Как вы думаете, это быль или выдумки?

(Это рассказ-воспоминание дрессировщика Дурова о своем детстве).

- Почему ребята решили свою злость выместить на собаке, ведь не она же обижала их любимицу?

- Хотел ли кто-нибудь по своей воле выполнить казнь? Почему?

- Легко ли было Володе Дурову это сделать? Почему?

– Почему мальчик плохо спал в ту ночь? Любил ли он ту другую Жучку?

 – Итак, посмотрите, как все перемешалось в рассказе,  ребята любили собаку и ребята же решили повесить; Жучка надзирателя ходила гладкая, значит, он за ней хорошо ухаживал, а другую Жучку кипятком облил; Жучку надзирателя вешали, а она ласкается. В жизни тоже так: не сразу поймешь, кто прав, а кто виноват; что хорошо, а что плохо; какие события и как могут повлиять на судьбу человека.

-КТО научил мальчика Дурова любить животных?

(Надзиратель. Он заставил испытать огромное чувство жалости к собаке и чувство ненависти к человеку, который её изуродовал.

Друзья-гимназисты. Мальчику выпал жребий пройти через задуманное зло и испытать самые разные чувства.

Наша Жучка. Среди ежедневной военной строгости и муштры она была островком радости. Мальчики, общаясь с ней, учились любить живое.

Жучка надзирателя. Она доверяла, не ждала зла, прошла через беду, простила, не помнила зла и подарила новую ласку).

– К какому же выводу мы с вами пришли? (Все, кто были участниками этих событий, помогали Дурову дожить до высокого светлого чувства любви к животным).

– Давайте проследим это (в классе или дома).

2.  Работа в парах: «Доживи до любви»

– Поднимаясь к вершине, запишите все чувства, через которые прошел мальчик

(Жалость, решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости, любовь).

– Как же повлияли все эти события на судьбу В.Л. Дурова? (Он стал дрессировщиком).

– Какой главный закон общения вывел для себя Дуров? (Дрессировать не палкой, а лаской).

– Прочитайте высказывание древнего церковного деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень давно, в 330–379 г.г.: Никто не исцелил зла злом. (Таблица). Как вы понимаете эти слова? (Если отвечать злом на зло, рождается еще более страшное зло).

V. Итог урока.

 

Написать синквейн.

VI.Домашнее задание.

 Прочитать рассказ, написать эссе.



Предварительный просмотр:

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после

обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

 

Содержание карточки:

Прочитай слово:  АФИША

Подбери к нему однокоренные слова.

Запиши их.

Выдели корень.

3.  Работа в парах

– Пока _____ работает, вы будете выполнять самостоятельную работу. Исследуйте текст загадки и по нему ответьте на несколько вопросов.Что такое афиша?

Пригласительный билет

Плакатик

Объявление

Справка         Куда приглашает афиша?

Музей

Цирк

Театр

Филармония

Где расклеиваются афиши?

Тумба

Стена

Забор

Дверь         Кто будет развлекать зрителей?

Жонглеры

Звери

Акробаты

Клоуны

На какого человека похожа афиша своими действиями?

Артист

Директор цирка

Дрессировщик

Глашатай        Каким обещает быть спектакль?

Интересным

Замечательным

Скучным

Давно знакомым

4.  Проверка самостоятельной работы в парах

–  Какие ответы получились?

–  Кто такой глашатай? (В старину: человек, который громко, во весь голос, всенародно объявляет что-то).

5.  Проверка индивидуальной работы

–  Кто согласен с тем, что все записанные слова являются однокоренными?

–  О чем можно сказать афишная? (Тумба)

–  Афишированный? (Спектакль)

–  Итак. Мы отгадали загадку, вы доказали, что умеете работать с её текстом, подбирать однокоренные слова и думать над их смыслом.



Предварительный просмотр:

Наша Жучка.

 Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там, кроме всяких наук, учили нас ещё стрелять, маршировать, отдавать честь всё равно, как солдат. У нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили ей остатками от обеда.

   И вдруг, у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучал. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! Мы страшно разозлились на «дядьку». Собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить ему.

   - Надо его проучить, - говорили ребята.

   - Надо вот что… надо убить его Жучку!

   - Правильно! Утопить!

   - А где утопить? Лучше камнем убить!

   - Нет, лучше повесить!

   - Правильно! Повесить! Повесить!

    «Суд» совещался недолго. Приговор был принят единогласно: смертная казнь через повешение.

   - Постойте, а кто будет вешать?

   Все молчали. Никому не хотелось быть палачом.

   - Давайте жребий тянуть! – предложил кто-то.

   - Давайте!

   В гимназическую фуражку были положены записки. Я почему-то был уверен, что мне достанется пустая, и с лёгким сердцем сунул руку в фуражку. Достал записку, развернул и прочитал: «Повесить».

   Мне стало неприятно. Я позавидовал товарищам, которым достались пустые записки, но всё же пошёл за «дядькиной» Жучкой.

   Собака доверчиво виляла хвостом. Кто-то из наших сказал:

   - Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый.

   Я накинул Жучке на шею верёвку и повёл в сарай. Жучка весело бежала, натягивая верёвку и оглядываясь. В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул верёвку через балку и стал тянуть.

   Вдруг я услыхал хрипение. Собака хрипела и дёргалась. Я задрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые, пальцы разжались… Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю.

   Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Она, наверно, задыхается сейчас в предсмертных мучениях! Надо скорее добить её, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое. Я не выдержал, заплакал и бросился вон из сарая. Убитая собака осталась там…

   В ту ночь я плохо спал. Всё время мне мерещилась Жучка, всё время в ушах слышалось её предсмертное хрипение. Как же с этим жить дальше?

   

             



Предварительный просмотр:

Познавательные УУД:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• постановка и формулирование проблемы;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи; совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).

Личностные УДД:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

интерес к чтению; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

- формирование ценностных ориентаций

Регулятивные УУД:

• выбирать средства для организации своего поведения;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

- работа по алгоритму, с памятками, правилами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка.

2 класс.Литературное чтение.Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классовГОУ Гимназии №63Тема:Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».Тип урока:урок ознакомления с новым мате...

Урок литературного чтения "В.Л.Дуров .Наша Жучка"

-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;-развивать умение высказывать свои мы...

Урок по чтению. В.Л.Дуров. Наша Жучка

Разработка урока. Презентация...

Урок по чтению. В.Л.Дуров. Наша Жучка

Разработка урока. Презентация...

Урок чтения В.Л.Дуров "Наша Жучка"

Урок дан по методике обучения литературному чтению средствами субъективизации. Демонстрируется слайд-шоу о Дуроке В.Л. (сайт www.nachalka.com/sid)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, «Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой». Комическая ситуация – основа юмористического произведения», УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», &laqu...