Н. Носов «Огурцы»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Берест Елена Алексеевна

Цели урока:  развивать грамотную, связную речь, осознанное, эмоциональное чтение, умение высказывать свои мнения и отстаивать, способность прогнозировать содержание в процессе чтения,
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с рассказом Носова «Огурцы»
- формировать умение анализировать текст;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь, умение видеть художественное слово;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать любовь к родному языку.

      Краткое описание хода урока. На уроке применяю ИКТ, технологии критического мышления, дети представляют устно биографию писателя, над текстом работают самостоятельно и коллективно. Озвучивание картинок к рассказу проходит в виде инсценировки. На стадии рефлексии подводим итоги по таблице.
      Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
- в ходе урока учащиеся узнают содержание нового произведения;
- научаться определять тему и главную мысль текста, различать жанры художественной литературы;
- смогут высказывать свои суждения о прочитанном произведении;
- работая с дополнительной литературой будут развивать любознательность;
- использование на уроке ИКТ и методы критического мышления позволят активизировать восприятие обучающихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций.

Оборудование:

О. В. Кубасова- учебник «Литературное чтение»; портрет писателя, выставка книг, и презентация урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu_nosov_ogurcy_garmoniya_3_klass.doc54 КБ
Файл nosov_ogurcy.rar2.78 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г.БЛАГОДАРНОГО

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Н. Носов «Огурцы»

Урок по литературному чтению

проведен с учащимися  3 класса

учителем начальных классов

Мельниковой Еленой Алексеевной

2010г.

Н. Носов « Огурцы»

Цели урока:  развивать грамотную, связную речь, осознанное, эмоциональное чтение, умение высказывать свои мнения и отстаивать, способность прогнозировать содержание в процессе чтения,

Задачи урока:

Образовательные:

- ознакомить обучающихся с рассказом Носова «Огурцы»

- формировать умение анализировать текст;

Развивающие:

- развивать образное мышление, речь, умение видеть художественное слово;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитательные:

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать любовь к родному языку.

      Краткое описание хода урока. На уроке применяю ИКТ, технологии критического мышления, дети представляют устно биографию писателя, над текстом работают самостоятельно и коллективно. Озвучивание картинок к рассказу проходит в виде инсценировки. На стадии рефлексии подводим итоги по таблице.

      Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

- в ходе урока учащиеся узнают содержание нового произведения;

- научаться определять тему и главную мысль текста, различать жанры художественной литературы;

- смогут высказывать свои суждения о прочитанном произведении;

- работая с дополнительной литературой будут развивать любознательность;

- использование на уроке ИКТ и методы критического мышления позволят активизировать восприятие обучающихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций.

Оборудование:

О. В. Кубасова- учебник «Литературное чтение»; портрет писателя, выставка книг, и презентация урока.

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент, тема (слайд 1)

- Ребята, поприветствуйте друг друга, садитесь. Давайте настроимся на рабочую обстановку.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.

  1. Мотивация учащихся

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- Чему научиться?

  1. Стадия вызова.

- Вспомним домашнее задание к этому уроку.

Ребята зачитывают свои мини-сочинения о поступке Дениса из произведения Драгунского.

Обмен мнениями.

- Какие чувства вызывает у вас человек, который совершает плохие поступки? Заслуживает ли он уважение со стороны других людей?

Составление кластера – индивидуальная мозговая атака (слайд2)

- Вспомним название раздела, который мы изучаем.

- Поработаем в группах. У каждой группы лежат карточки, где нужно вписать что может стать отрицательное явным и какая приятная тайна тоже может стать явной.

                                                  плохое                   хорошее                                                            

                                ударить                                                                                

                                                     Тайное становится явным    

                                                                                                   

                                       

                                           увидеть      подарок      письмо

               - Слово группам.  

               -Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь?

  1. Работа по теме урока.

1.Сообщение темы и цели урока. (слайд 3)

- Сегодня мы познакомимся с содержанием рассказа «Огурцы», а написал его известный писатель Николай Николаевич Носов( 1908-1976).

2.  Слово учащимся. Знакомство с биографией Н. Носова. (слайд 4)

Ученица   (слайды 4-8)

Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера Александра Васильевича Носова. Мать звали Мария Александровна. Он много знал и обладал разными талантами:  увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке, играл в шахматы.

 Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.

Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Ученик   (слайды 9-12)

Н.Н.Носов – автор таких произведений как «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры». «Весёлая семейка», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей».

Н.Н.Носов умер 34 года  назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.

  1. Физминутка

На разминку становись!

Вправо-вправо покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

А теперь поднимем руки

И опустим их рывком,

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

Мы за парты сядем , вместе

Вновь возьмёмся за дела.

3. Словарная работа стр.115.  (слайд 13)

- В тексте встретятся слова, которые могут вызвать затруднение в чтении. Потренируемся. Все вместе:

а) читай целыми словами.

 место – поместил - поместились.

- А теперь по вариантам:

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

 о- гля- ды- вать- ся – оглядываться

 о-ста-но-вил-ся- остановился

- По одному:

в) Читай внимательно.

 соврал- сорвал

 совать - соврать

 нарвали- наврали

 выпрошу - выброшу. 

4.  Первичное чтение произведения учителем и двумя детьми.

- Я и Вова с Лизой будем читать, а вы следите за нашим чтением и карандашом на полях делайте пометки (слайд 14)

! – восхищаюсь   - каким-либо моментом, или

? – хочу спросить      -если что-то не понятно

Физминутка для глаз.  «Восьмерка»

5. Чтение и анализ рассказа Н. Носова. (слайд 15)        

- Продолжим работу.

 -  Что мы узнали о двух друзьях?

 -  Как вы относитесь к поступку Павлика?

 -  А с вами когда-нибудь такое было?

 -  Как мама оценила поступок Котьки?

 - Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Подтвердите словами из текста.

-  Как оценил сторож раскаяние Котьки?

-  Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?

-  Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

 - Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. ( « А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен») Сделайте вывод.

ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

- Поставьте на полях !? Мы вернемся к нему на следующем уроке.

6. Работа в парах по рядам.  ( слайды 16- 17)  

- А сейчас побудем в роли актеров. Поработаем в парах по рядам. 

- 1 ряд в паре подготовится к «озвучиванию» 1 картинки. Для помощи ищите диалог Котьки с мамой. Страница учебника 119. Картинка в учебнике.

- 2 ряд подготовится к «озвучиванию» 2 картинки. Для помощи ищите диалог Котьки с дедушкой сторожем.

- А 3 ряд из пословиц выберите ту, которая выражает главную мысль этого произведения.

- Чему учит история с Котькой? (честность, чувство товарищества, отзывчивость) ( Огурцы были испытанием для Котьки.  Из всего случившегося он вышел достойно.)

  1. Подведение итогов.

-Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок.

- Хочется особо отметить ребят, которые отличились на уроке…

( слайд 19)    Дома: Вспомни, было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным, расскажи о нём.

1 и 2 группы -  Стр.114-115 выразительное чтение.

2 группа -  Разделить рассказ на части.

  1. Рефлексия. ( слайд 18)

- Что же вы взяли для себя из этого урока? Начните свой ответ словами:

Я никогда не думал (ла), а теперь понял …

Я понял (ла), что за плохой поступок …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. Носов "Огурцы"

Н. Носов "Огурцы"...

Урок литературного чтения по теме: "Н.Носов "Огурцы"

На данном уроке использованы ИКТ и методы критического мышления, что позволяет активизировать воприятие обучающихся....

Николай Носов "Огурцы"

Поучительный рассказ для детей, о том как плохо воровать и обманывать....

урок по литературному чтению в 3 классе "Н.Н.Носов Огурцы"

Методическая разработка урока по литературному чтению для 3 класса....

Урок литературного чтения по теме Н.Носов "Огурцы"

Задачи урока:способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно...

Н.Н. Носов "Огурцы. На ошибках учатся" Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония"

Урок литературного чтения "Н.Н.Носов Огурцы. На ошибках учатся" в 3 классе УМК "Гармония" по ФГОС с презентацией, с краткой биографией Н. Носова...

Технологическая карта по литературному чтению. Этапы работы над произведением. Н. Носов "Огурцы"

В данном фрагменте урока рассматриваются этапы работы над произведением Н.Носова "Огурцы"...