Технологическая карта по литературному чтению. Этапы работы над произведением. Н. Носов "Огурцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Черкасова Ольга Валентиновна

В данном фрагменте урока рассматриваются этапы работы над произведением Н.Носова "Огурцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_literaturnomu_chteniyu.docx56.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературному чтению.

(Этапы работы над произведением)

Тема: Н.Носов "Огурцы"

Цель: формировать систему нравственно-этических ценностей на примере рассказа Н.Носова "Огурцы"

Задачи: - познакомить учащихся с рассказом Носова «Огурцы»;

               - формировать умение анализировать текст;

               - развивать умение давать характеристику героев произведения;

               - совершенствовать навыки выразительного чтения;

               - развивать коммуникативные качества, высказывать оценочные суждения;

Личностные ууд:

-проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

Познавательные ууд:

-определять главную мысль произведения,

-сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение;

 -подбирать пословицу, смысл которой соответствует содержанию произведения,  

Регулятивные ууд:

-работать с текстом рассказа, используя алгоритм;

Коммуникативные ууд:

-формулировать мнение в рамках учебного диалога;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- выражать главную мысль произведения и обосновывать своё мнение.

Предметные ууд:

-выразительно читать текст по ролям;

-работать с содержанием текста;

-составлять и писать план пересказа;

-пересказывать текст от лица главного героя

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Работа с текстом до чтения

Цель:  подготовить учащихся к работе над новым произведением

- Как называется раздел над которым вы работаете?

- О чём произведения в этом разделе?

- Перед вами выставка книг писателя, над произведением которого вы будете сегодня работать. Кто этот писатель?

- Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Какие произведения уже читали?

- Название произведения с которым будем сегодня знакомиться вы узнаете из стихотворения:

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый ...

- Итак, рассказ называется "Огурцы".

- Давайте предположим о чём этот рассказ.

- Для того чтобы проверить ваши предположения нам нужно...

- Жизнь дана на добрые дела.

- О поступках людей.

- Это Николай Носов.

Ответы учащихся

- Огурец

Учащиеся высказывают предположения

- прочитать рассказ

 II.Работа с текстом во время чтения

Цель: познакомить с новым произведением раздела, проанализировать содержание произведения, составить характеристики героев рассказа.

III. Работа с текстом после чтения 
Цель
: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, характеров героев )

1.Первичное восприятие.

- Послушайте рассказ. (Фонограмма).

- Какие предположения подтвердились?

2.Словарная работа

а) Читай целыми словами.

 место – поместил - поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

 о- гля- ды- вать- ся – оглядываться

 о-ста-но-вил-ся- остановился

 в) Читай внимательно.

 Соврал- сорвал

 Совать - соврать

 Нарвали- наврали

 Выпрошу - выброшу.

3. Чтение по частям и анализ рассказа Н. Носова.

- Начинаем читать первую часть до слов «Котька начал вынимать огурцы из карманов». Подумайте, как озаглавить эту часть.

Вопросы для обсуждения:

- Куда и зачем пошли Павлик и Котька?

- Почему они забрались в колхозный огород ?

- Как поступил Павлик?

- Почему?

- Правильно ли поступил Павлик? Обоснуйте свой ответ.

- Как объяснил появление огурцов Котька?

- Как озаглавите первую часть?

- Предположите, что сделает мама?

-Переходим ко второй части рассказа. Читаем до слов"Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице" Проверяем предположения и озаглавливаем эту часть.

Вопросы для обсуждения:

- Как приняла Котьку мама?

- Что ответил Котька на вопрос: Значит, украл?

- Прав ли Котька? Ответ обоснуйте.

- Что мы узнали о двух друзьях?

-    Какой Павлик?

- Каким вы представляете Котьку?

- Какая у Котьки мама?

-В чём проявляется её  строгость? Справедливость?                      Доброта? Настойчивость?

- В чём проявляется её любовь к сыну?

- Какое название будет у этой части?

Чтение третьей части до слов "Котька побежал домой"

-Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать)

-Какие чувства испытывал Котька?

-Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

-Каким изобразил его автор?

  -Каким был   дедушка – сторож?

-В чём вы почувствовали его строгость? Прочитайте.

-В чём  проявилась доброта дедушки?

- Запишите название третьей части.

Чтение четвёртой части.

Вопросы для обсуждения:

- Что решил дедушка с огурцом, который Котька съел?

- В каком настроении возвращался Котька домой? Подтвердите словами из текста.

- Озаглавьте последнюю часть рассказа.

- Что у нас получилось записать?

- Какие характеристики героев получились?

C:\Users\Алексей\Desktop\схема.png

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Прочитайте пословицы. Какая из них выражает главную мысль этого рассказа?

Стыдно сказать, а грех утаить.

Есть совесть, есть и стыд,

а стыда нет, и совести нет.

Правда дороже золота.

        

- Как вы думаете, почему автор назвал рассказ "Огурцы"?

- Почему Котька попал в такую историю?

Написание эссе

Представьте себе, что история, произошедшая с Котькой, произошла с вами. От своего лица напишите, как бы вы поступили.

I вариант – на месте Котьки

II вариант – на месте мамы

III вариант – на месте сторожа

Если бы я был (ла) Котькой, то …

Если бы я был (ла) мамой Котьки, то …

Если бы я был (ла) сторожем, то …

- Чему научил вас этот рассказ?

Учащиеся следят по тексту в учебнике.

Ответы учащихся.

Каждый учащийся выполняет задания.

Чтение учащимися по цепочке.

- На речку ловить рыбу.

- Рыба не клевала, они шли мимо и забрались в огород

- Он отдал свои огурцы Котьке.

- Чтобы дома не попало.

Рассуждения детей

Ответы учащихся.

Запись заглавия первой части в тетради.

Рассуждения учащихся.

Отвечают на вопросы

-Хитрый, неискренний...

-Глупый, доверчивый...

Ответы учащихся

Запись названия в тетради

Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх...

Честным, трудолюбивым...

А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен.

Мудрый- не кричал,  не наказал

Запись названия.

Высказывания детей.

Выборочное чтение.

Запись заголовка.

План текста.

Ответы учащихся.

Рассуждения учащихся.

Ответы учащихся.

Написание и прочтение эссе.

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...

Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок

Конспенкт урока Литературное чтение  по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...