Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)
    рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

    Шимбулина  Наталья Ивановна

    Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г  ) в соответствии с требованиями федерального  компонента Государственного стандарта второго поколения  начального образования, к учебной программе развивающего поколения Л.В Занкова. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г  ) в соответствии с требованиями федерального  компонента Государственного стандарта второго поколения  начального образования, к учебной программе развивающего поколения Л.В Занкова.

    «Литературное чтение» – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

     Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    1. овладение  осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
    2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
    3. воспитание  интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

    Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

    Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

    Читательская компетентность определяется:

    1. владением техникой чтения,
    2. приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
    3. знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
    4. сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

    От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.

    Основное содержание программы представлено следующими разделами:

    1. Раздел «Литературоведческая пропедевтика»* содержит круг литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми;
    2. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»;
    3. Раздел «Круг детского чтения» определяет принципы отбора содержания чтения младшего школьника;
    4. Раздел «Творческая деятельность учащихся» описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения.

         Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, "вычитыванием" авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся (визируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, олицетворения, гиперболы,  ритма. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания у школьников складывается убеждение, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нём близкое и нужное себе.


    Раздел: Виды речевой и читательской деятельности

    Цель: развитие аудирования, говорения чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного), формировании е аналитических умений.

    Фундаментальное ядро

                                                       Требования

    Измерители

    Предметные

                                      Метапредметные

    Личностные (социальный опыт)

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    Аудирование

     (слушание)

    Чтение вслух.

    Чтение про себя.

    Говорение (культура речевого общения).

    Письмо (культура письменной речи).

    Работа с разными видами текстов.

    Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

    Работа с текстом художественного произведения.

    Библиографическая культура.

    Читать целыми словами  вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;

    Читать наизусть стихотворения разных авторов;

    Читать тексты вслух и про себя, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

    Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

    Называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любого автора;

    Выделять главную мысль прочитанного произведения;

    Отвечать на вопросы по содержанию текста;

    Пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

    Строить высказывания по образцу; рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица;

    Соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

    Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

    Находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

    Понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);

    Оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

    Составлять описание природы, предметов

    Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

    Сравнивать художественный и научно-популярный текст;

    Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

    Находить в тексте ответ на заданный вопрос;

    Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии

    Реализовать потребность в общении со сверстниками;

    Проявлять интерес к общению в групповой работе;

    Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

    Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

    Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

    Понимать контекстную речь взрослых

    Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

    Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

    Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

    Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

    Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время

    Прививать положительное отношение к школе;

    Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений;

    Уметь выделять поступок как проявление характера героя;

    Эмоционально относиться к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

    Воспитывать чувства доброжелательности, доверия, внимательности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

    Развивать интерес к слову, родному языку


    Раздел: Круг детского чтения

    Цель: Обеспечение мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.

    Фундаментальное ядро

                                                       Требования

    Измерители

    Предметные

                                      Метапредметные

    Личностные (социальный опыт)

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы.

    Русские и зарубежные народные и авторские сказки.

    Классики русской литературы.

    Современные русские и зарубежные писатели и поэты

    Ориентироваться  в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

    Выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод», «репродукция» и т.д

    Ориентироваться в заданиях учебника по значкам;

    Пользоваться словарем учебника и справочной литературой;

    Дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии;

    Представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов;

    Сравнивать художественный и научно-популярный текст;

    Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

    Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

    Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии

    Проявлять интерес к общению в групповой работе;

    Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

    Действовать  в соответствии с коммуникативной ситуации

    Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

    Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

    Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время

    Понимание значения чтения для  себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

    Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений;

    Уметь выделять поступок как проявление характера героя;

    Выразительное чтение

    Пересказ

    Выучить наизусть


    Раздел: Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

    Цель:

    Фундаментальное ядро

                                                       Требования

    Измерители

    Предметные

                                      Метапредметные

    Личностные (социальный опыт)

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    Устное народное творчество.

    Былина.

    Волшебная сказка.

    Социально-бытовая сказка.

    Пословица.

    Басня.

    Авторская литература.

    Проза.

    Сказочная повесть.

    Рассказ.

    Поэзия.

    Драма

    Различать диалогический и монологический характер произведения;

    Различать особенности  построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, и т.д)

    Узнавать особенности народной сказки;

    Понимать особенности жанра рассказа;

    Различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;

    Пересказывать сюжет, находить элементы сюжеты;

    Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка;

    Различать виды рифмовки,  придумывать точную рифмовку

    Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

    Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

    Видеть отличия народного и авторского текста;

    Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

    Действовать  в соответствии с коммуникативной ситуации

    Выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания

    Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

    Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

    Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи

    Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений;

    Уметь сопоставлять поступки людей, в т.ч свои с поступками героев литературных произведений;

    Уметь выделять поступок как проявление характера героя;

    Проверка техники чтения

    Пересказ

    Выразительное чтение


    Раздел: Творческая деятельность учащихся ( на основе литературных произведений)

    Цель: формирование умений работать с текстом с точки зрения его эстетической  и нравственной сущности.

    Фундаментальное ядро

                                                       Требования

    Измерители

    Предметные

                                      Метапредметные

    Личностные (социальный опыт)

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    Чтение по ролям, инсценирование;

    Устное словесное рисование;

    Работа с деформированным текстом;

    Изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналои) или на основе личного опыта.

    Воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

    Выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;

    Придумывать точную рифму;

    Сочинять устное рассуждение на свободную тему;

    Подбирать и (или)  создавать иллюстрации к литературному произведению;

    Озаглавливать произведение и его части.

    Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

    Понимать информацию, заложенную в  выразительных средствах произведения;

    Сочинять небольшие тексты на заданную тему

    Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

    Проявлять интерес к общению в групповой работе;

    Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

    Соотносить внешнюю оценку и самооценку;

    Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

    Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

    Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи

    Понимание значения чтения для  себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

    Уметь передавать свое эмоциональное отношение к произведению;

    Развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений;

    Иметь начальные представления о культурных традициях своего народа

    ;

    Проверка техники чтения

    Пересказ

    Составить рассказ

    Выразительное чтение


    Тематическое  планирование

    Литературное чтение

    (102 часа)

    Тема урока

    Творческие задания

    Кол-во часов

    Дата

    Глава I.     Вступление, или Детективное начало…

    1

    Герой прозаического и поэтического текста  В. Драгунского «Что я люблю» и

    И. Токмаковой «Мне грустно»

    Дополнить или изменить рассказ, составить свой.

    1

    5.09

    2

    Герой прозаического

    Произведения  В. Драгунского «Что любит Мишка».

    1

    6.09

    3

    Герой поэтического текста Б.Заходера «О границах поэтического текста»

    Игра «Контрасты»

    1

    7.09

    4

    Годовой круг.  Взгляд поэта и исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»

    Рисунок.

    1

    12.09

    5

    Лирический герой в произведениях различных видах искусства: литературы, живописи, музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь»; Л. Бетховен «Лунная соната»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

    1

    13.09

    6

    Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М. Пришвин «Осеннее утро»; В. Друк «Роман»

    1

    14.09

    Глава II.    Завязка, тайны искусства…

    7

    Художественный образ в поэзии и живописи.

    1

    19.09

    8

    Олицетворение как поэтический прием. Д.Кедрин «Осенняя песня»

    1

    20.09

    9

     Приемы олицетворения в поэзии и живописи. М. Лермонтов «Утес», Н. Мушкудиани «Что его беспокоит»,

    М. Чюрленис «День», Н. Рерих «Стражи ночи»

    1

    21.09

    10

    Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества.

    И Пивоварова «Как я считал», Г.Корнилова «про бабочку».

    Придумай сравнения

    1

    26.09

    11

    Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих разным жанрам.

    Г. Карнилова «Вертолет», Н. Орлова «Самолет, К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь».

    Составить загадки, рисунок.

    1

    27.09

    12

    Художественный образ в литературе.

     С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение.

    1

    3.10

    13

    Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», М. Чюрленис «Соната звезд»

    1

    4.10

    14

    Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»; М. Цветаева «Одна половинка окна»

    Образ птицы счастья

    1

    5.10

    15

    Обобщающий урок. Тест

    1

    10.10

    Глава III.   Погоня за секретами литературы…

    16

    Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия, хокку Бассё и Тиё. Э.Нийт «Каменный замок на камне чернел»

    Рисунок.

    1

    11.10

    17

    Иронические отношения автора к герою. К. Чуковский «Федотка»; У. Черовецкий «Петя был тяжело болен»; С. Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола.

    1

    12.10

    18

    Нравственная коллизия в рассказе.

    1

    17.10

    19

    Эмоциональная окраска в тексте.

    1

    18.10

    20

    Аллитерация (звукопись). Д.Биссет «приключения дядюшки Тик-Так».

    1

    19.10

    21

    Как смотрит на мир поэт и художник.

    И. Суриков « Все темней, темней и тише»;

    М.Врубель «К ночи»

    1

    24.10

    22

    Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

    1

    25.10

    23

    Авторская сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

    Рисунок

    1

    26.10

    24

    Сравнительный анализ европейской сказки  с русской народной сказкой.

    1

    31.10

    25

    Герой волшебной сказки и сказки о животных

    1

    1.11

    26

    Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке»

    1

    2.11

    27

    Красота и выразительность Пушкинского стиха «Опрятней медного паркета»

    1

    14.11

    28

    Авторская сказка о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

    1

    15.11

    29

    Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «броненосцы».

    Нарисовать чудовище

    1

    16.11

    30

    Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

    1

    21.11

    31

    Шуточный или юмористический художественный образ.

    1

    22.11

    32

    Разная природа вымысла.

    1

    23.11

    33

    Природа необычного, фантастического в литературном тексте. К. Бальмонт «У чудищ». Загадки.

    1

    28.11

    34

    Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.

    1

    29.11

    35

    Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»

    1

    30.11

    36

    Обобщающий урок по сказкам.

    1

    5.12

    37

    Происхождение примет и праздничных

    традиций. И. Пивоварова «Вкусные ботинки».

    1

    6.12

    Глава IV.    Новые загадки следствия…

    38

    Введение в тему «Новогоднее конфетти». Упражнения для фантазии.

    1

    7.12

    39

    В. Даль «Старик-годовик»

    1

    12.12

    40

    Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»; Т.Белозеров «Подснежники»

    Рисунок.

    Придумай легенду о происхождении цветка

    1

    13.12

    41

    Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство», Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

    1

    14.12

    42

    Специфика авторской сказки.  Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

    1

    19.12

    43

    Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленький Водяной»

    1

    20.12

    44

    Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга»

    1

    21.12

    45

    Обобщающий урок. Л. Друскин «Я сплю»

    1

    26.12

    46

    Контрольная работа по теме «Жанры литературы. Виды текста»

    1

    27.12

    Глава V.   Кульминация! Вершина воображения…

    47

    Поэтические текст: авторские и народные.

    Использовать приёмы сравнения при составлении загадок.

    1

    11.01

    48

    Авторский поэтический текст. С. Есенин «Зима»

    1

    16.01

    49-50

    Специфика работы с жанром рассказа.

    Н. Носов «Мишина каша»

    Расследование

    с. 17.

    2

    17.01

    18.01

    51

    Продолжение работы с жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка»

    1

    23.01

    52-53

    Поэзия как особое выражение мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка  сочинил стихи»

    2

    24.01

    25.01

    53

    Поэзия как особое переживание мира.

    Ф. Тютчев «Весна»

    1

    30.01

    54

    Поэзия как особое переживание мира. Н. Рыленков «После дождя»; Р. Сеф «Странное дело»

    1

    31.01

    Глава VI.   Вперёд по дороге открытий…

    55

    Связь авторской поэзии с фольклором. Ю. Тувим «Овощи»

    1

    1.02

    56

    Рассказ Л. Толстого «Акула»

    1

    6.02

    57

    Авторская сказка и ее связь с сюжетом и структурой народной сказки

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий нос»

    1

    7.02

    58

    Авторская поэзии: обращении е к фольклору. С. Черный «Колыбельная»;

    А. Барто «Старший брат сестру баюкал»

    Придумать свою игру.

    1

    8.02

    59

    Шуточный рассказ: серьезная проблема.

     О. Кургузов «День рождения вверх ногами»

    1

    13.02

    60

    Шуточный рассказ Д. Родари

     «Сакала-пакала»

    1

    14.02

    61-62

    Законы малых фольклорных жанров: потешки, сказки, загадки.

    1

    15.02

    63-63

    Сравнительный анализ авторских и народной сказки.

     С. Козлов «Черный омут»

    2

    20.02

    21.02

    64

    Образ в поэтическом стихотворении.

     С. Казаков «В небе туча хмурится»

    1

    22.02

    65

    Мир глазами сказочного героя или животного

    1

    27.02

    66

    Специфика авторской сказки в ее отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

    1

    28.02

    67

    Авторская сказка и черты народной в ней.

    А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

    Рисунок.

    1

    29.02

    68

    Авторская сказка и черты народной в ней.

    Л. Толстой «Липунюшка»

    1

    5.03

    69

    Нравственные проблемы в сказке. Л. Мурр

    «Крошка Енот»

    1

    6.03

    70

    Нравственная  проблема в сказке. Нанайская  сказка «Айога»

    1

    7.03

    Глава VII.   Развязка. Распутанные тайны…

    71-72

    Сходство мировосприятия   и  поэта ребенка.

    2

    12.03

    13.03

    73-74

    Законы смешного в поэзии и прозе.

    В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»; Г. Сапгир «Чудак математик»

    2

    14.03

    19.03

    75-76

    Различие научного и художественного текста

    2

    20.03

    21.03

    IV четверть

    77-78

    Природа «Необычного» в литературе.

    Д. Родари «Вопросы наизнанку»

    2

    27.03

    28.03

    79

    Законы фольклорных жанров: докучной сказки и загадки.

    Придумай свою докучную сказку.

    1

    2.04

    80-81

    Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки.

    2

    3.04

    4.04

    82

    Поэтический образ и средства его создания. Р. Сеф «Слезы»; С. Черный «Плакса»

    1

    9.04

    83

    Сравнение поэтического и живописного образа.

    1

    10.04

    84-85

    Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре.

    2

    11.04

    16.04

    86-87

    Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников.

    А. Гайдар «Чук и Гек»

    2

    17.04

    18.04

    88

    Викторина

    1

    23.04

    89-90

    Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете.

    Ш. Перро «Спящая красавица»

    2

    24.04

    25.04

    91-92

    Специфика  сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина.

    2

    30.04

    2.05

    93

    Открываем тайны стихотворения. Б.Заходер «Что такое стихи».

    1

    3.05

    94

    Обобщающий урок

    1

    4.05

    95

    Контрольная работа.

    1

    7.05

    96

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    1

    8.05

    97

    Урок-путешествие «Истоки русской литературы»

    1

    14.05

    98

    Праздник «По тропе сказок»

    1

    15.05

    99

    Игра-путешествие «Вдоль по улице»

    1

    16.05

    100-102

    Резерв

    3

    21.05

    22.05

    23.05


    Литература

            Для учителя:

    1. Система обучения Л.В. Занкова. Сборник программ для начальной  школы. Система Л.В. Занкова – Самара: « Федоров. Учебная литература», 2008
    2. Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова  Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
    3. Н.А. Чуракова. Литературное чтение 2-й класс.. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2009г 
    4. Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова  Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

    5..В. В Захарова, М.В Серова  Поурочные разработки по литературному чтению к  уч. В. Ю. Свиридовой, Н.А Чураковой. Москва «Вако» 2008

    Для учащихся:

    1. Литературное чтение. 2 класс Свиридова В.Ю .2009, 2010г.

    2. Христоматия. Свиридова В.Ю, Чуракова Н.А. 2010г, 2011г




    Предварительный просмотр:

    Тематическое  планирование

    Литературное чтение

    (102 часа)

    Тема урока

    Творческие задания

    Кол-во часов

    Дата

    Глава I.     Вступление, или Детективное начало…

    1

    Герой прозаического и поэтического текста  В. Драгунского «Что я люблю» и

    И. Токмаковой «Мне грустно»

    Дополнить или изменить рассказ, составить свой.

    1

    5.09

    2

    Герой прозаического

    Произведения  В. Драгунского «Что любит Мишка».

    1

    6.09

    3

    Герой поэтического текста Б.Заходера «О границах поэтического текста»

    Игра «Контрасты»

    1

    7.09

    4

    Годовой круг.  Взгляд поэта и исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»

    Рисунок.

    1

    12.09

    5

    Лирический герой в произведениях различных видах искусства: литературы, живописи, музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь»; Л. Бетховен «Лунная соната»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

    1

    13.09

    6

    Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М. Пришвин «Осеннее утро»; В. Друк «Роман»

    1

    14.09

    Глава II.    Завязка, тайны искусства…

    7

    Художественный образ в поэзии и живописи.

    1

    19.09

    8

    Олицетворение как поэтический прием. Д.Кедрин «Осенняя песня»

    1

    20.09

    9

     Приемы олицетворения в поэзии и живописи. М. Лермонтов «Утес», Н. Мушкудиани «Что его беспокоит»,

    М. Чюрленис «День», Н. Рерих «Стражи ночи»

    1

    21.09

    10

    Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества.

    И Пивоварова «Как я считал», Г.Корнилова «про бабочку».

    Придумай сравнения

    1

    26.09

    11

    Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих разным жанрам.

    Г. Карнилова «Вертолет», Н. Орлова «Самолет, К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь».

    Составить загадки, рисунок.

    1

    27.09

    12

    Художественный образ в литературе.

     С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение.

    1

    28.09

    13

    Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», М. Чюрленис «Соната звезд»

    1

    3.10

    14

    Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»; М. Цветаева «Одна половинка окна»

    Образ птицы счастья

    1

    4.10

    15

    Обобщающий урок. Тест

    1

    5.10

    Глава III.   Погоня за секретами литературы…

    16

    Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия, хокку Бассё и Тиё. Э.Нийт «Каменный замок на камне чернел»

    Рисунок.

    1

    10.10

    17

    Иронические отношения автора к герою. К. Чуковский «Федотка»; У. Черовецкий «Петя был тяжело болен»; С. Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола.

    1

    11.10

    18

    Нравственная коллизия в рассказе.

    1

    12.10

    19

    Эмоциональная окраска в тексте.

    1

    17.10

    20

    Аллитерация (звукопись). Д.Биссет «приключения дядюшки Тик-Так».

    1

    18.10

    21

    Как смотрит на мир поэт и художник.

    И. Суриков « Все темней, темней и тише»;

    М.Врубель «К ночи»

    1

    19.10

    22

    Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

    1

    24.10

    23

    Авторская сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

    Рисунок

    1

    25.10

    24

    Сравнительный анализ европейской сказки  с русской народной сказкой.

    1

    26.10

    25

    Герой волшебной сказки и сказки о животных

    1

    31.11

    26

    Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке»

    1

    1.11

    27-28

    Красота и выразительность Пушкинского стиха «Опрятней медного паркета»

    2

    2.11

    14.11

    29

    Авторская сказка о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

    1

    15.11

    30

    Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «броненосцы».

    Нарисовать чудовище

    1

    16.11

    31

    Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

    1

    21.11

    32

    Шуточный или юмористический художественный образ.

    1

    22.11

    33

    Разная природа вымысла.

    1

    23.11

    34

    Природа необычного, фантастического в литературном тексте. К. Бальмонт «У чудищ». Загадки.

    1

    28.11

    35

    Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.

    1

    29.11

    36

    Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»

    1

    30.11

    37

    Обобщающий урок по сказкам.

    1

    5.12

    Глава IV.    Новые загадки следствия…

    Происхождение примет и праздничных

    традиций. И. Пивоварова «Вкусные ботинки».

    1

    6.12

    38

    39

    Введение в тему «Новогоднее конфетти». Упражнения для фантазии.

    1

    7.12

    40

    В. Даль «Старик-годовик»

    1

    12.12

    41

    Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»; Т.Белозеров «Подснежники»

    Рисунок.

    Придумай легенду о происхождении цветка

    1

    13.12

    42

    Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство», Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

    1

    14.12

    43

    Специфика авторской сказки.  Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

    1

    19.12

    44

    Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленький Водяной»

    1

    20.12

    45

    Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга»

    1

    21.12

    46

    Обобщающий урок. Л. Друскин «Я сплю»

    1

    26.12

    47

    Контрольная работа по теме «Жанры литературы. Виды текста»

    1

    27.12

    48

    Поэтические текст: авторские и народные.

    .

    28.12

    Глава V.   Кульминация! Вершина воображения…

    49

    Авторский поэтический текст. С. Есенин «Зима»

    1

    11.01

    50-51

    Специфика работы с жанром рассказа.

    Н. Носов «Мишина каша»

    Расследование

    с. 17.

    2

    16.01

    17.01

    52

    Продолжение работы с жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка»

    1

    18.01

    53-54

    Поэзия как особое выражение мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка  сочинил стихи»

    1

    23.01

    55

    Поэзия как особое переживание мира.

    Ф. Тютчев «Весна»

    1

    24.01

    56

    Поэзия как особое переживание мира. Н. Рыленков «После дождя»; Р. Сеф «Странное дело»

    1

    25.01

    30.01

    Глава VI.   Вперёд по дороге открытий…

    55

    Связь авторской поэзии с фольклором. Ю. Тувим «Овощи»

    1

    31.01

    56

    Рассказ Л. Толстого «Акула»

    1

    7.02

    57

    Авторская сказка и ее связь с сюжетом и структурой народной сказки

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий нос»

    1

    8.02

    58

    Авторская поэзии: обращении е к фольклору. С. Черный «Колыбельная»;

    А. Барто «Старший брат сестру баюкал»

    Придумать свою игру.

    1

    13.02

    59

    Шуточный рассказ: серьезная проблема.

     О. Кургузов «День рождения вверх ногами»

    1

    14.02

    60

    Шуточный рассказ Д. Родари

     «Сакала-пакала»

    1

    15.02

    61-62

    Законы малых фольклорных жанров: потешки, сказки, загадки.

    1

    20.02

    63-63

    Сравнительный анализ авторских и народной сказки.

     С. Козлов «Черный омут»

    2

    21.02

    22.02

    64

    Образ в поэтическом стихотворении.

     С. Казаков «В небе туча хмурится»

    1

    27.02

    65

    Мир глазами сказочного героя или животного

    1

    28.02

    66

    Специфика авторской сказки в ее отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

    1

    29.02

    67

    Авторская сказка и черты народной в ней.

    А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

    Рисунок.

    1

    5.03

    68

    Авторская сказка и черты народной в ней.

    Л. Толстой «Липунюшка»

    1

    6.03

    69

    Нравственные проблемы в сказке. Л. Мурр

    «Крошка Енот»

    1

    7.03

    70

    Нравственная  проблема в сказке. Нанайская  сказка «Айога»

    1

    12.03

    Глава VII.   Развязка. Распутанные тайны…

    71-72

    Сходство мировосприятия   и  поэта ребенка.

    2

    13.03

    14.03

    73-74

    Законы смешного в поэзии и прозе.

    В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»; Г. Сапгир «Чудак математик»

    2

    19.03

    20.03

    75-76

    Различие научного и художественного текста

    2

    21.03

    26.03

    77-78

    Природа «Необычного» в литературе.

    Д. Родари «Вопросы наизнанку»

    2

    27.03

    28.03

    79

    Законы фольклорных жанров: докучной сказки и загадки.

    Придумай свою докучную сказку.

    1

    2.04

    80-81

    Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки.

    2

    3.04

    4.04

    82

    Поэтический образ и средства его создания. Р. Сеф «Слезы»; С. Черный «Плакса»

    1

    9.04

    83

    Сравнение поэтического и живописного образа.

    1

    10.04

    84-85

    Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре.

    2

    11.04

    16.04

    86-87

    Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников.

    А. Гайдар «Чук и Гек»

    2

    17.04

    18.04

    88

    Викторина

    1

    23.04

    89-90

    Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете.

    Ш. Перро «Спящая красавица»

    2

    24.04

    25.04

    91-92

    Специфика  сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина.

    2

    30.04

    2.05

    93

    Открываем тайны стихотворения. Б.Заходер «Что такое стихи».

    1

    3.05

    94

    Обобщающий урок

    1

    4.05

    95

    Контрольная работа.

    1

    7.05

    96

    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

    1

    8.05

    97

    Урок-путешествие «Истоки русской литературы»

    1

    14.05

    98

    Праздник «По тропе сказок»

    1

    15.05

    99

    Игра-путешествие «Вдоль по улице»

    1

    16.05

    100-102

    Резерв

    3

    21.05

    22.05

    23.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова

    Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...

    Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

    Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

    Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)

    Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....

    рабочая программа по математике 4 класс система Занкова

    рабочая программа по математике 4 класс система Занкова с ОУД...

    рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

    рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

    Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)

    В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...

    Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс

    Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...