Литературная гостиная. Творчество Н.А.Некрасова
классный час по чтению (4 класс) по теме

Кургина Нина Ивановна

В данной методической разработке собраны стихотворения Н.А.Некрасова для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

В гостях у Николая Алексеевича Некрасова

Внеклассное мероприятие

Цель: знакомить обучающихся с творчеством русского поэта Н.А.Некрасова,

          воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг поэта, рисунки детей, кружевная

                           скатерть на стол, подсвечники со свечами, шапка-ушанка и фуфайка для

                           деда Мазая, старая одежда для крестьянского ребёнка.

Ход мероприятия: 1. Ведущий.

Н А.Некрасов родился 28 ноября 1821г (10 декабря по новому стилю), умер 27 декабря 1877года( 8 января 1878года по новому стилю).

Недалеко от города Ярославля, в селе Грешнево, провёл детство Н.А.Некрасов. Детство было невесёлое: отец – помещик, человек грубый, жестоко обращался с крестьянами, обижал жену.  Мальчик видел, как плакала мать, очень её жалел и любил.  Ей он написал в семь лет свои первые стихи, её вспоминал в своих последних стихотворениях.  У Некрасовых был огромный сад, и дети много времени проводили в нём. Вокруг сада был забор с тайной лазейкой.  По ту сторону забора маленького Некрасова ждали его друзья – крестьянские дети.  Отец запрещал играть с ними, а мать радовалась, что её дети живут в дружбе с крестьянскими ребятишками, узнают их жизнь. Вместе с товарищами катались дети зимой на салазках, летом ходили в лес по грибы и ягоды, а потом, усталые и весёлые, любили посидеть под густыми старыми вязами, что росли у дороги, послушать разговоры прохожих.  Много лет спустя  Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи.  И, конечно, когда он писал эти стихи, вспоминались ему маленькие друзья его детства.

2. Литературная композиция.

                                      * * *

                     «Дед Мазай и зайцы»

(Входит Некрасов)   ( Для роли поэта можно привлечь старшеклассника)

-Старый Мазай разболтался в сарае.

(Далее слова деда Мазая)

В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили;

Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!

Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут,-

Нет! Ещё мало! Бегут мужики, ловят и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?...Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, - еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами. Сами не с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой.

«То-то! – сказал я, не спорьте со мной! Слушайте, зайчики, деда Мазая!»

Мимо бревно суковатое плыло.                                                                                         Сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.

«Взял бы я вас – да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок и за собою бревно поволок…

Было потехи у баб, ребятишек, как прокатил я деревней зайчишек:

«Глянь-ко, что делает старый Мазай!» Ладно, любуйся, а нам не мешай!

…К берегу плотно бревно я пригнал, лодку причалил и «с Богом!» сказал…

Мигом команда моя разбежалась, только на лодке две пары осталось-

Сильно измокли, ослабли; в мешок я их поклал – и домой поволок.

За ночь больные мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; из мешка вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой!

Я их не бью ни весною, ни летом, шкура плохая, - линяет косой…»

                       *  * *

       Сценка.

- Действующие лица: поэт, крестьянский ребёнок.

Поэт: Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел: был сильный мороз.

           Гляжу: поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.    

И шествуя важно в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах…а сам с ноготок!

- Здорово, парнище!

Ребёнок: - Ступай себе мимо!

Поэт: Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?

Ребёнок: Из лесу, вестимо: отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

Поэт: В лесу раздавался топор дровосека.

- А что, у отца-то большая семья?

Ребёнок: Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я…

Поэт: Так вот оно что! А как тебя звать-то?

Ребёнок: Власом.

Поэт: А кой тебе годик?

Ребёнок: Шестой миновал…Ну, мёртвая!

Поэт: - крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал.

* * *

Ну, пошёл же, ради Бога!  Небо, ельник и песок -                                                                  Невесёлая дорога…Эй! Садись ко мне дружок!

Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь.

Не стыдися! Что за дело? Это многих славный путь…

Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик

По своей и Божьей воле стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете – сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко я люблю родная Русь!

Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа столько славных то и знай!

                                    * * *

В зимние сумерки нянины сказки Саша любила

Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой,

Полная  счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: Не убейся, родная!

Саша салазки свои погоняя, весело мчится

На полном бегу набок салазки и Саша в снегу

Выбьются косы, растреплется шубка!

Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой, любит она её смех молодой…

                              * * *

Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор!

Листья поблёкнуть ещё не успели, жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи, и моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю!

                                 * * *

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок,

И струёй сухой и острой, набегает холодок.

Полумрак на всё ложится; налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой спущен верх, перёд закрыт;

- И пошёл! – привстав с нагайкой, ямщику жандарм кричит…

* * *

Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины, красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины в великих и малых водах?

Идёт по деревьям шагает, трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет в косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт.

И сам про себя удалую хвастливую песню поёт.

Метели, снега и туманы покорны морозу всегда,

Пойду на моря-океаны, построю мосты изо льда.

Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт.

Построю мосты ледяные, каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды недавно свободно текли –

Сегодня прошли пешеходы, обозы с товаром прошли…

Богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро;

Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро.

3. Итог. Что нового ты узнал о творчестве Н.Некрасова?

               Какие стихотворения тебе больше всего понравились?

               Какие ещё произведения Некрасова ты знаешь?

               Догадайся, к  каким стихотворениям эти рисунки? (Выставка детских рисунков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в литературной гостиной. Урок - отчёт посвящённый творчеству А.Л.Барто

Вот уже более 100 лет  произведения А.Л.Барто радуют  детей и даже взрослых.  Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в ...

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

Литературная гостиная "Творчество Самуила Маршака"

Цели:расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;развивать речевые умения и творческие способности;способствовать развитию интереса к литературному чтению....

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....