Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
методическая разработка (чтение, 1 класс) на тему

Пояснительная записка

Направление : начальная школа.

Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

УМК:программа«Школа 2100»,авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литературное чтение «Капельки солнца» 1класс, раздел  «Попрыгать, поиграть…», 4 часа в неделю, 40 часов за год .

В возрасте 6-7 лет ученики проявляют активное желание учиться, если их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности -игрой. Поэтому использование игровых ситуаций делает урок более успешным. Использование интерактивной доски решает проблему дефицита подвижной наглядности на уроке, предполагает четкость построения урока.

Презентация составлена в программе MicrosoftOfficePowerPoint. Смена слайдов производится по щелчку, согласно хода урока.

На этапе актуализации во время речевой разминки используются анимации, которые помогают привлечь внимание учащихся. Проверка домашнего задания  через инсценирование и коллективную работу нацелена на развитие коммуникативных учебных действий.

Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения):

этап 1(работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации, представленных в виде звуковых и фото-слайдов, вызывающих особый интерес у первоклассников)- обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения;

этап 2 (работа с текстом во время чтения, которая предусматривает нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов, прогнозирование ответов, составление плана рассказа формируют регулятивные учебные действия )- обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;

этап 3 (после чтения)- это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий: чтение по ролям;  соотнесение видения художника с читательским представлением. Знакомство с писателем, анализ характера героя и его поступков нацелены на формирование личностных результатов.

         В процессе знакомства с произведением формировались навыки выразительного чтения, плавное чтение целыми словами, развивались коммуникативные умения через работу в группах и в парах.

         Тестирование, проведенное в конце урока, показало, что содержание произведения детьми усвоено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.zip2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Играть- это увлекательно!(рассказ

Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Авторский медиапродукт - презентация


1 класс

г.Кореновск

МОАУ СОШ №17

Татаренко Нина Валентиновна

учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Тема урока: «Играть- это увлекательно!

 (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

УМК: литературное чтение «Капельки солнца» 1класс,

 авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

программа «Школа 2100».

Цели:

  1. формировать навыки выразительного чтения через работу с произведением

             Е. Чарушина «Никита- охотник».

  1. развивать плавное чтение целыми словами.
  2. развивать интерес к чтению и желание читать.
  3. развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
  4. развитие коммуникативных умений - навыков взаимодействия (через работу в группах и парах,)

Оборудование: 

  1. интерактивная доска,
  2. карточки с самооценкой,
  3. презентация урока,
  4. карточки с тестами.

Планируемые результаты:

  1. уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
  2. осуществлять итоговую самооценку,
  3. уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста,
  4. стремиться к координации сотрудничества.

Формы  работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, в группах.

                                  Этап урока

Время

I.    Этап мотивации.

2 мин.

II. Актуализация пробного учебного действия.

4 мин.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

4 мин.

Физкультминутка

1 мин

IV. Этап построения выхода из ситуации.

8 мин.

V. Этап реализации построения проекта.

10мин.

Физкультминутка

1 мин.

VI. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5 мин.

VII. Этап включения в систему знаний.

3мин.

VIII. Этап рефлексии.

2 мин.

План  урока.


Структура медиапродукта.

        Медиапродукт выполнен в среде Power Point и состоит из 11 слайдов.

Слайд № 1.     Тема урока .

Слайд № 2.          Речевая разминка.

Слайд № 3      Правила работы в группах.

Слайд № 4-7.  Фотографии животных.

Слайд № 8      Иллюстрация к произведению.

Слайд № 9      Памятка «Выразительное чтение».

Слайд № 10    Фотография писателя.

Слайд № 11     Рефлексия.    

 

 

Ход урока.

1.Этап мотивации.

1.Ученик: Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.

2.Постановка учебной задачи.
- Послушайте стихотворение и скажите о чем идет речь.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит урок- праздник

И главный гость на нем- игра

Она нам друг –большой и умный,

Не даст скучать и унывать

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

- Кто главный гость на уроке –празднике? (Игра)

1 слайд

-Какой раздел учебника мы изучаем?

Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы подольше оставались детьми, умели играть, дружить, любить природу, слушать музыку, фантазировать.

-А чему еще вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?(бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, уметь владеть своим голосом)

2. Актуализация пробного учебного действия.

3. Начинаем урок с дыхательной разминки.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим,

- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

- надуваем воздушный шарик,

- дуем на кипящее молоко;

4. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткости и ясной дикции (речевая разминка)
-Тетрадь. с.12. №1

2 слайд

Ра-ра-ра- во дворе идет игра.

Ши-ши-ши- веселятся малыши.

Ша-ша-ша- очень груша хороша!

- Тетрадь с. 12 №2, №3 (а,б)

5.Проверка домашнего задания. (Групповые задания)
-На прошлом уроке мы познакомились с одним из жанров литературы – стихотворения.
-Чем отличаются стихотворения от других жанров?
(В стихотворениях есть рифма-созвучия концов строк, каждая строка написана с большой буквы, есть строфы-четверостишия)
-Чьи стихи мы читали? (А. Барто, И. Демьянова)

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы:

3 слайд

- Думаю сам…

- Высказываю свое мнение…

- Выслушиваю соседа…

- Приходим к общему мнению…
а)Стихотворение И. Демьянова – чтение по ролям.
- кто являются главными героями?
(автор, Галочка)
б) Стихотворение А. Л. Барто.
Кто является главными героями этого стихотворения?
(автор, Маруся, гусь, волк)
-Давайте проинсценируем
в) О том, как нужно играть нам помогут узнать остальные ребята. Они составят из разрозненных слов предложения.

1 группа (Хорошо договорись с друзьями о правилах игры.)

2 группа (Правила игры нельзя нарушать не только другим, но и тебе.)

3 группа ( Если с тобой играют малыши, будь к ним внимателен.)

4 группа (В игре главное- общее веселье и удовольствие)

3 группа (Девчонок надо уважать, всегда, везде их замечать)

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать прохода им

Нигде и никогда

-Правильно ли играет Вася в игру «Гуси – лебеди?»
- А как надо?

3.Этап выявления места и причины затруднения.

1.  Упражнения на технику чтения (в тетради № 3(в), с. 12).

Физминутка «Мы пришли в театр»

- Представьте, что вы одно из этих животных и изобразите, а мы отгадаем.

- А сейчас мы увидим этих животных и даже услышим звуки, которые они издают.

4-7 слайд

Слоны- одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно ступая на мягкую подошву.

Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.

Тигр- самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным.

Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности.

2.  Вступительная беседа, работа с текстом до чтения.

8 слайд

Откройте с. 41. и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

- Какими изображены животные на иллюстрации?

- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)

- Почему вы решили, что он охотник?

- Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.) Почему?

- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...)

-  Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с. 41. (Евгений Чарушин.)

- Прочитайте название.

- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)

 -Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)

-  А что такое рассказ, как вы понимаете?

-  Итак, рассказ - это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.

-  Отличается чем-то рассказ от сказки? Чем же? А от других произведений? (Ответы детей.)

4. Этап построения выхода из ситуации.

3.  Самостоятельное чтение текста про себя.

- Совпали наши предположения с прочитанным? В чем?

5.Этап реализации построения проекта.

4.  Повторное чтение рассказа по частям с попутным комментарием учителя. Озаглавливание частей.

Часть1. 1 абзац

- Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны?

2 абзац

- Для чего Никите верёвочка?

3 абзац

- Куда спрятал Никита крокодила? Что такое комод? 

-Где узнаем значение непонятных слов? (толковый словарь)
-Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.
Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?

4 абзац 

- Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?

Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части?

- Можно ли придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)

Часть 2

-Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё). 

-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр). 

-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал). 

- Это действительно тигр рычал и мяукал? (Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра!). Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).

-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).

- Почему Никита во время охоты полз?

- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? (Хоботом). Конечно, и за слона трубил Никита.

Вопросы ко 2 части:

- С кем встретился охотник во второй части?

- Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).

Часть 3

- Кого встретил следующим охотник Никита?

-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает». Откройте словарики и уточните значение слов.

-Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил?

- Каким охотником считает себя Никита?

После чтения 3 части.

- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).

- Рассмотрите рисунок на стр. 43.

- Кто это?

Вова тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту.

Физминутка

-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)

Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте)

Не боимся мы его…

У нас охотничье ружье…

И каленый меч. Во… (Руки в стороны)

Ой, что это такое?..

Это озеро…

Его не обойти…

Над ним не пролететь..

Под ним не проползти…

Дорога напрямик…

Ой, что это такое?..

Это луг…

Его…(повторяем движения и слова)

Ой, что это такое?..

Это лес…

 Его…(повторяем движения и слова)

Ой, что это такое?..

Это пещера…

А что это там такое мягонькое, ушастенькое, зубастенькое?

Ой, да это же лев!

Бежим через лес, луг, плывем по озеру…

Ух, убежали…

6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5. Выразительное чтение 2 части. 

-А давайте поиграем вместе с Никитой и подготовиться к чтению по ролям.

- Откройте вторую часть.

-Давайте определим, сколько будет ролей? (автор и Никита)
-Почему?
(у животных нет слов, за них говорит Никита)
- Интонация с которой будет читать слова Никита (возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам,  да еще собственная радость, смелость победителя).

-А у автора - спокойный, поясняющий.

Для этого вспомним памятку выразительного чтения.

9 слайд

Памятка.

                 Выразительное чтение (критерии).

  1. Читай громко
  2. Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.
  3. Соблюдай паузы.
  4. Передай настроение.
  5. Используй жесты и мимику.

Работа в парах.
- А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль
 и тренируетесь в чтении.

-Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А самый внимательный будет режиссером и оценит актера.

- Подведем итоги, что необходимо им для выразительного чтения, на что обратить внимание.
-Что вы выяснили, над чем надо поработать?

7. Этап включения в систему знаний.

6. Беседа по содержанию.

Каким вы представляете себе Никиту? ( фантазером, выдумщиком, любознательным)

7. Работа с рисунками. 

- К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?

- С чем бы вы не согласились?

- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)

Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина.

10 слайд

В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её. (Учитель показывает книгу).

8. Продолжите работу над выразительным чтением по ролям и узнайте о любимых играх взрослых в детстве.  

9. Тестирование.                                                    

8. Этап рефлексии.

- Чем полезным занимались на уроке? Продолжите предложения.

11 слайд

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Если настроение отличное и вы довольны своей работой и урок понравился – зеленый кружочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Урок по литературному чтению 2 класс Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

Цель урока: продолжать работу с учащимися по содержанию произведения...

Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс "Школа России" по теме: Е. Чарушин "Теремок"

Цуканова Е.А.учитель начальной школыМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Е. Чарушин «Теремок»Цель:создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию ...