Главные вкладки

    Тема: «Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (отрывок).
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Толоконникова Дарья Юрьевна

     

    Задачи урока:

    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. И. Левитана;

    - учить сопоставлять непосредственное восприя­тие изменений в природе и  их опосредованное отраже­ние в живописном и художественном произведениях;

    - учить внимательно рассматривать картину, об­ращать внимание на ее изобразительные средства;

    - развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора;

    - формировать личностное отношение к процессу восприятия картины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_po_kartine_polaya_voda._2_klass.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

    г. Ивантеевки Московской области

    Урок по литературному чтению

    во 2-а классе

    тема:

    «Работа по картине И.И. Левитана

    «Весна. Большая вода».

    Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (отрывок).

    (в рамках месячника эстетического воспитания)

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    Толоконникова Дарья Юрьевна

            апрель 2010 г.


    Тема:

    «Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».  Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (отрывок).

    Задачи урока:

    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. И. Левитана;

    - учить сопоставлять непосредственное восприя тие изменений в природе и  их опосредованное отраже ние в живописном и художественном произведениях;

    - учить внимательно рассматривать картину, об ращать внимание на ее изобразительные средства;

    - развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора;

    - формировать личностное отношение к процессу восприятия картины.

    1. Подготовка учителя к уроку.

    Русская природа, непрестанная смена ее состояний, облик родной земли, отношения человека и природы  вот что является главным в творчестве Левитана. При рода живет в его полотнах, в ней чувствуются и грусть, и радость, и раздумья художника.

    С Левитаном в русскую живопись входят пейзаж настроения, одухотворенная природа. Художник умел видеть и жадно, самозабвенно радоваться стремитель ному ручейку, пробивающему дорогу в снежных сугро бах, мартовскому солнцу, бодрящему ветру.

    Картина «Весна. Большая вода» принадлежит к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в творчестве Художника.

    «Когда вы смотрите «Весну" Левитана,- писал А. В. Луначарский, - ее сокровеннейшее настроение ох ватывает вас с непривычною силой: вы ощущаете ту сладкую грусть, ту тихую веселость, которая почти необъяснима и которою встречают весну чуткие души, вы чувствуете, что хорошо жить и что жить грустно, и эта грустная радость жизни сдержанная, чуть вздыхающая пора весеннего разлива в русской природе всегда волновала художника. Из Ниццы, с берега Средизем ного моря, он писал: «Воображаю, какая прелесть те перь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! А в другом письме признавался: «Так мучительно хочется видеть тающий снег, березку....

            И вот на холсте - прелестный весенний разлив, о

    котором тосковал и мечтал художник вдали от Родины.

            Картина звучит радостно и мажорно как тема

            пробуждения природы, гимн весне.

            2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

            Можно обратить внимание детей на краски природы: цвет весеннего неба, воды, весенних деревьев, которых еще не косну лась нежная зелень. Разлив - это явление, которое дети воспринимают с живым интересом.

    З. Рассматривание картины.

    Повесив репродукцию картины за несколько дней до урока, учитель дает учащимся возможность внимательно ее рассмотреть.

    4. Беседа по картине.

    - Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Мы постараемся его отгадать, но пока не будем торопиться. Скажите, какое время года здесь изображено? (Это весна, потому что в роще дере вья сейчас без листочков, но чувствуется, что скоро они появятся.)

    - Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года, а радостное на строение мы испытываем и при виде первого снега. По чему же мы говорим именно о весне? (Небо и вода таки ми чистыми и прозрачными бывают только весной.)

    - Как бы вы назвали картину? (Весна. Ранняя вес на. Наводнение. Река разлилась. Березки весной. Березки в воде.)

    - Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода.. (Название пишется на доске.) Давайте подума ем, почему он назвал ее именно так, а не «Весна. На воднение.? Очень непростой вопрос, но догадаться можно. Скажите, каждый ли год река разливается так широко? Ответ найдите в картине. Посмотрите и на другой берег реки, дальний от нас. (Река разлилась так широко, что и высокий берег тоже затопило.  Это ред кое явление.)

    - Как вы думаете, что за строения оказались в воде?

    - Почему только они?

    - Очевидно, люди неправиль но их построили слишком близко к воде? (Это, на верное, бани. Их строят близко к реке. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко.)

    - Народное выражение большая вода и означает широкий разлив, большое половодье. Красивое назва ние, теперь редко употребляемое. Как хорошо, что оно сохранилось в названии этой картины. Ребята, скажи те, вам хотелось бы сейчас оказаться в том месте, какое нам показал художник? Почему? (Хотелось бы побе гать по берегу. Хотелось бы потрогать воду, она, навер ное, очень холодная. Там свежий воздух. Солнышко ярко светит, и потому весело).

    - Скажите, почему вы почувствовали все это?

    - Ка кого цвета в картине больше всего? (Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода еще очень холодная, и поэтому она синяя. Небо такое голу бое бывает, когда ярко светит солнце.)

    - А :как еще можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет? (Земля желтая и ко ричневая, потому что ее нагрело солнце. Березки тоже желтые, потому что на них играют солнечные зай чики. )

    - Давайте внимательно посмотрим на березки, на их стволы.

    - Какие они? (Березки молодые, хрупкие, нежные. Им хочется освободиться из воды, вырваться. Они изображены так, словно танцуют. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с не бом, а небо сливается с водой.)

    - Посмотрите на рощу в центре, на переднем пла не.

    - Какие цвета вы здесь видите, о чем говорит это раз ноцветье? (Солнце ликует, играет на стволах, ветках, отражается в зеркале воды.)

    - А как художник изобразил ту рощицу, что слева на берегу?

    - Какие чувства она вызывает? (Деревца сто ят, прижавшись друг к другу, словно наблюдают за теми, которые находятся в воде. А та березка, что у воды, как будто хочет вступить в воду и уйти в этот яркий хоровод.)

    - Почему среди молодых березок художник изоб разил старое дерево? О чем, по-вашему, может старое дерево говорить березкам? («Не бойтесь воды. Она нужна корешкам. Скоро вода уйдет и вы зазеленеете. Я выросло большим, и вы будете такими же.. Большие деревья как бы охраняют молодые деревца, они более опытные, более сильные и выносливые, уже не раз по бывали в весенней воде.)

    - А что за лодка на первом плане?

    - Кто в ней при ехал? (Это сам художник. Он уже бывал здесь. Его сюда привлекали дали, бескрайний простор. Он сейчас среди высоких деревьев, мы видим на берегу их длин ные тени. Они, как змейки, бегут по теплой земле.)

    - Что в этот момент испытывает художник? (Радо стные чувства. Ему нравится свежий воздух и теплое солнышко. Он любуется необъятным водным просто. ром и голубизной неба. Ио к радости примешивается грусть, жалость, потому что затопленным деревьям тя жело. Об этом чувстве говорит присутствие в голубизне неба серого цвета.)

    - Да, вы все правы. Художником владели слож ные чувства, и мы их пережили вместе с ним. Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощуща ем ее поэтическую красоту. Но, кроме того, у нас воз никает стремление ее сохранить.

     

    5. Сопоставление картины и рассказа А. П. Чехова «Весной».

    Учитель рассказывает детям о дружбе И. И. Левита на и А. П. Чехова, об их духовной близости, схожести в восприятии и показе природы. Затем он читает рас сказ А. П. Чехова. Весной, в котором также описано время весеннего половодья, и просит учащихся сопо ставить рассказ и картину.

    Ребята в тексте рассказа находят строки, созвучные картине: «Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улы баясь, купаются в лужах. Они подмечают, что у Ле витана также лучи солнца играют и улыбаются на стволах деревьев, на золотистой земле, в отражениях деревьев в воде. Одна строка Чехова будто является эпиграфом к пейзажу Левитана. Деревья голы, но уже живут, дышат… Учитель говорит, что прием ожив ления природы используют оба мастера. У Чехова чи таем: «Хорошо... пускать кораблики или долбить каб луками упрямый лед, гонять голубей под самую высь небесную в пейзаже Левитана человек не изобра жен, но его присутствие (лодка, дома на далеком бе регу) мы ощущаем. А самое главное - в обоих произведениях мы ощущаем чувство полноты жизни, прекрасное единение человека и природы, о котором А. П. Чехов в своем рассказе пишет: «Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы... любите природу ..~.. А Левитан в одном из писем продолжает эту мысль: «Вот что нужно пейзажисту - по нимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!

    Картину И. И. Левитана можно рассматривать и на уроке музыки, подобрав музыкальные образы, созвуч ные пейзажу, например из произведений П. И. Чай ковского и С. В. Рахманинова.

    6. Чтение отрывка поэмы Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

    После того как дети представили себе половодье, «большую воду», можно начинать чтение стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», которое знают и любят многие поколения людей. Дети тоже будут с удовольствием слушать его и читать сами, рисовать героев: толстую, похожую на купчиху зайчиху, горемыку-зайчишку на пне и других зайцев и зайчиков. Сопоставляя отношение к зверькам Мазая и мужиков, ученики-читатели, конечно, душой будут на его стороне и даже не поверят его словам о том, что он их не бьёт только весной и летом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

    Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

    Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

    Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....

    Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

    Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

    Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."

    Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...

    Cочинение по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода."

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Сочинение по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода"....

    Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...

    Конспект урока по русскому языку на тему «Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода"", 4 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развитие умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая...