Л.Н. Толстой. «Прыжок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе. "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Л.Н. Толстой. Прыжок.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе, «Школа России»

Тема урока:  Л.Н. Толстой. «Прыжок»

Цели урока:

Образовательные:  ознакомить учащихся с произведением Л.Н, Толстого «Прыжок»;

формировать навыки качественного чтения, выборочного чтения, автоматизировать произношение звуков, учить строить грамматически правильно предложения;

обогащать и уточнять словарный запас, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.

Развивающие: развивать мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, продолжать работу по развитию устной речи учащихся; развивать самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу; воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

Оборудование:  учебники, этимологический словарь, проектор, экран, компьютер.

Ход урока

  1. I Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

II. Фонетическая ритмика. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики «Ворота», «Дудочка», «Забор», «Колесо».

III. Актуализация знаний.

Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

IV. Проверка домашнего задания.

Пересказ рассказа «Акула» по плану (слайд)

V. Введение в тему. 

Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы, формы и средства. И они самые различные.

Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, то есть идею. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

Давайте обратимся к высказыванию М.И. Цветаевой.  (слайд). (Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой). Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.

«А что есть чтение – как не разгадывание,

извлечение тайного, оставшегося за

строчками, за пределами слов».

М.И. Цветаева

1. Рассказ учителя о кораблях. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов с изображение кораблей).

Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотится или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных.

Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке в Венеции был  создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 метров, в ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся в плоть до XVII — XIII веков.

Рассмотрите парусник к рассказу «Акула». (слайд). Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины к перекладине, протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.

2. Чтение рассказа «Прыжок». (учитель читает до слов: «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и наверное где-то в жарких странах её взяли.)

Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (Значит, ещё больше корчилась, прыгала и т д.)

Как называется этот рассказ (Рассказ называется «Прыжок».)

Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)

VI. Физкультминутка

VII.  Продолжение работы

1. Чтение текста до конца (учитель и учащиеся).

Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)

Гимнастика для глаз

2. Работа над содержанием текста.

Итак, рассказ прочитан. Наверное, на каждого он произвел какие-то впечатления, которые сразу трудно сформулировать. Чтобы понять то главное, что хотел нам сказать Л.Н. Толстой в этом рассказе, мы проанализируем его абзац за абзацем.

1. Краткий пересказ 1 абзаца.

Вопросы:

- Почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая).

- О каких персонажах говорит здесь автор? (Обезьяна, народ: раз речь идёт о корабле, то детям не трудно догадаться, что народ – это матросы. В конце рассказа звучит это слово).

- Что происходит на палубе? Как ведёт себя обезьяна? Как ведут себя люди? (Дети зачитывают «ключевые» слова: обезьяна «вертелась», «забавлялась», «корчилась», «передразнивала», «еще больше расходилась»; люди «забавляются» - и записывают эти слова в «Читательских книгах»).

2 абзац.

Вопросы:

- Что сделала обезьяна? Каковы действия мальчика? Как ведут себя люди? (Дети находят «ключевые» слова: обезьяна «прыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту»; мальчик «не знал, смеяться… или плакать»; люди «засмеялись» - записывают «ключевые слова» в «Читательские книги»).

3 абзац.

Вопросы:

- Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами? (Дети проделывают ту же работу, что и с предыдущими абзацами. «ключевые» слова: обезьяна «сняла шляпу», «стала рвать», «дразнила», «делала рожи», «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»).

4 абзац.

Вопросы:

- Что происходит дальше с персонажами рассказа? (Обезьяна «поманила», «полезла выше», «корчилась», «показывала зубы», «радовалась», «повесила шляпу на край перекладины»; мальчик - «разобрал задор», «он не отставал», «раззадорился», «ступил на перекладину, покачивая руками»; матросы «замерли от страха». Разбираем значение слова аршин.)

Аршин – старинная мера длины, равная 71 см. Обращение к этимологическому словарю.

Детей заинтересовывает выражение «задняя рука», но тут же они сами разъясняют (многие из них видели обезьян), что кисти на задних конечностях этих животных такие же, как и на руках.

5 абзац.

Вопросы:

- Что происходит с мальчиком? Как ведут себя матросы? (Мальчик может «разбиться в дребезги»; матросы «молча смотрели… и ждали, что будет»).

6 абзац.

Вопросы:

- От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? (Матросы – «кто-то ахнул от страха»; мальчик «от… крика опомнился, глянул вниз и зашатался»).

7 абзац.

Вопросы:

- Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Зачем он вышел из каюты? Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком? (Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; мальчик «шатался, но не понимал». Здесь в качестве физкультминутки детям предлагается встать, «схватиться» руками за воображаемую палубу, закрыть глаза и представить, что это они находятся на месте мальчика. Какое же чувство испытал каждый из них? Можно предложить расставить руки в стороны и попытаться сделать несколько шагов по воображаемой перекладине. Легко ли это сделать, если, упав с такой высоты, можно разбиться вдребезги?)

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? (Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»)

8  абзац.

Вопросы:

- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы? (Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» (объяснить, что это сравнение – одно из средств образной выразительности) дети объясняют, что это сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» (дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика); «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на корабль»).

9  абзац.

Вопросы:

- Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал? («вдруг закричал, как будто его что-то душило» (Что же могло «душить» капитана? Дети отвечают, что это чувство тревоги за сына); «убежал в каюту», «плачет». Дети рассуждают, что отец мог убить сына. Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).

3. Слово учителя.

- Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное

Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (Пожалуй, нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.)

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? (Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

4. Сравнение двух рассказов Л.Н. Толстого «Акула» и «Прыжок»

- Чем похожи?

  1. Похожи местом действия – корабль на воде.
  2.  Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее на-строение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка.
  3. 3. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!

- Чем отличаются?

  1. В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика (покраснел, бросился раззадорился и т.д.).
  2. В «Акуле» лучше показано состояние отца.

VIII. Итог урока.

Работа с высказыванием А.С. Пушкина (слайд)

«Чтение – ничто: осмысленное

чтение – кое-что; чтение осмысленное

и прочувствованное – совершенство»

А.С. Пушкин

- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина. Согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)

Слово учителя.

Если автор решил рассказать об этом нам, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

IX. Домашнее задание.

Пересказ от имени мальчика. По желанию: нарисовать рисунок к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""

Цель данного урока - через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением....

урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

Урок литертурного чтения  по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок" с элементами развития критического мышления....

Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

На данном уроке формируется умение анализировать содержание текста через создание системы образов. Большое внимание уделяется развитию умения высказывать собственное мнение....

Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

Чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок»

Урок чтения. 2 класс....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л. Н. Толстой "Прыжок".

Данный материал содержит презентацию и конспект урока....