Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Онофрийчук Людмила Алексеевна

 

Цель данного урока - через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryzhok_na_pyat.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2б класс (« Перспективная начальная школа»)

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»

Цель:через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением

Задачи:

- раскрыть психологический характер конфликта в рассказе

- совершенствовать умения анализировать поступки литературных героев

- развивать творческое воображение, связную речь учащихся, навыки выразительного чтения

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Введение в тему

Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя этого есть свои методы и средства. И они самые разные.

Узнайте автора по портрету. Назовите его фамилию, имя и отчество

Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали?

Что вы сумеете рассказать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Прочитайте слова Л.Н. Толстого «Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов»

- Хорошая , настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

3. Работа по теме

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Льва  Толстого  и познакомимся  с новым удивительным рассказом «Прыжок»

Объясните значения слова  прыжок

В словаре С.И. Ожегова словом  прыжок называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

Прочитаем  слово внизу – под названием рассказа.

-Как вы понимаете слово быль.

Посмотрите на этот корабль. Это корабль парусник. Палуба  на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 5-и этажный дом. На мачтах перекладины, на которых держаться паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. Скорость такого корабля была небольшой  и плаванье продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать  в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого зверька, который потешал людей. А бывало и так , что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

  1. Первичное  чтение рассказа. ( запись)

- Так кто же виноват  в том, что чуть было ,не случилась трагедия?

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

- Могли ли люди предположить, что случится?

4. Чтение рассказа детьми

1 ученик ( взобралась на мачту)

- Что значит расходилась?

Что сделала обезьяна?

2 ученик ( до слов ещё злее рвала шляпу)

- На что вы обратили внимание, вас  что -нибудь насторожило?

( поведение мальчика, он не знал плакать ему или смеяться)

3 ученик ( до слов он не отставал)

- Почему мальчик  полез за  обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

-Какое чувство испытываете вы?

-Вам хочется смеяться?

- Как вы понимаете словосочетание разобрал задор?

(вызывающее поведение)

4 ученик ( до слов все замерли от страха)

Объясним значения слова аршин (старинная единица длины, равная 71 см)

_ Что происходит на палубе?

- Как ведёт себя обезьяна?

- Что происходит  с мальчиком?

- Как ведут себя матросы?

5 ученик (до слов головой вниз и прыгнул)

- От чего мальчик опомнился? (кто-то ахнул от страха)

- Какими  словами автор передаёт угрозу жизни мальчика? (мальчик опомнился от крика, глянул вниз и зашатался)

6ученик (размахнулся головой вниз и прыгнул)

- Какой новый персонаж появился в рассказе?

- Зачем он вышел из каюты?

- Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? ( крик отца)

 7 ученик ( до конца)

- Что случилось с мальчиком?

-  Как ведут себя матросы?

- Что  произошло с капитаном, когда он всё это увидел?

- Почему капитан плакал?

Физминутка

К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе-раз, это брас

Одной , другой, это кроль

Все как один плывём как  дельфин

Плыли вдоль и поперёк

 И вернулись на урок

Работа в парах

У вас на столе карточки. Найдите карточку №1

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Используя материал карточки выберите те, которые считаете главными

 - смелость

- трусость

- стремление  отстоять своё достоинство

- желание покрасоваться

- глупость

- упрямство

- Какой вопрос я задала вам перед чтением?

- Так какой же смысл вкладывает автор в слово прыжок? (прыжок мальчика – это поступок, который спасает его от гибели)

Работа с пословицами

А сейчас поработаем с пословицами. Посмотрите   на карточку № 2

 Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

«Одна голова хорошо, а две лучше»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

Итог урока

- Рассказ Л..Н. Толстого вас чему-то научил?

Писатель заставил вас  о чём- то задуматься?

Рефлексия

А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого  из вас на парте стоит  кораблик с мачтой, но без паруса. Приклейте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

Отлично работал  и многому научился – красный парус

Хорошо работал- синий парус

Ничего не получалось – зелёный парус



 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Огромное спасибо за урок!