Главные вкладки

    К.Бальмонт "Снежинка" (конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
    план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

    Карелина Марина Михайловна

    Конспект урока чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"  К.Бальмонт. "Снежинка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon k._balmont.__snezhinka.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    К.Бальмонт «Снежинка».

    Цель урока:

     научить работе над словом, понимать художественный текст с точки                       зрения содержания, художественных средств выразительности.

    Задачи: - повторить и закрепить литературоведческие понятия - эпитет, метафора, олицетворение, виды рифмовки;

                   - развивать умение работать с художественным образом слова; выделять  образы-символы в поэтическом произведении;

                   - воспитание любви к родной речи; формировать нравственные качества личности, культуру.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

     IОрганизационный момент.

    II. Повторение ,проверка д/з

    1. Вступительная беседа.

    Загадка

    Кто, угадай-ка?

    Седая хозяйка!

    Тряхнёт перинки –

    Над миром пушинки.

    Отгадка

                           - Это время года вдохновляло многих творческих людей.

    Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты.

    Художники отображали красоту зимы на своих полотнах.

    А поэты посвящали ей свои стихи.

    Одним из таких поэтов был Константин Дмитриевич Бальмонт./портрет на доске/

    - Ребята, что Вам известно о К.Д.Бальмонте? /один ученик – сведения о поэте /кратко//

    2. Проверка д/з

    Сейчас мы попробуем составить стихотворение,собирая его по строкам.

    /Ученики наугад выбирают полоски листа, на которых напечатано  по одной  строке. У кого начало стихотворения, выходит к доске, учитель помогает крепить её. Затем выходит ученик, у которого 2-я строка и т.д./

    -Какое у нас получилось стих?(«К зиме».)

     - Какие приметы зимы описал поэт?

    Найдем рифмы.

    /ученики читают наизусть стихотворение « К зиме»./

    III. Работа над новым материалом.

    -В загадке есть такие строки: Тряхнёт перинки –

                                                                                          Над миром пушинки.

    -О каких пушинках идёт речь? /О снежинках/

    - Многие из вас ловили своими ладошками Снежинки и рассматривали их. Какие они?

    / ответы учеников/

    - Любил рассматривать снежинки и К.Д.Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что его окружало. Послушайте, как он описал это чудесное творение природы в своём стихотворении «Снежинка».

    /Звучит аудио запись стихотворения ./

    Работа над стихотворением.

    1. Первичное восприятие.

    -Как хорошо вы слушали!

    - Понравилось вам стихотворение?

    - Как вы думаете, как давно К.Д.Бальмонт написал это стихотворение?

    Стихотворение написано более 100 лет назад, а события происходят как-будто  сегодня.

    - Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?

    - Стихи К.Д.Бальмонта очень певучи и музыкальны.

    - Наша с вами сегодня задача, определить какими средствами художественной выразительности поэт добивается их музыкальности, лёгкости.

    -Давайте вспомним, с какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы?

    2.Вторичное восприятие.

     Ученики самостоятельно прочитывают стихотворение.

    - Какую рифму использовал поэт? /перекрёстную/

    1-е четверостишие

    -Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки?

    - Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт?

    /Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/

    - Как вы понимаете эпитет чистая?

    - Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше.

    2-е четверостишие 

    - Какая часть речи появилась?

    - Снежинка, появившись на свет начала своё движение.

    Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною.

    - О какой дороге говорит поэт?

    -Какой синоним можно подобрать к слову дорога? /Путь, жизненный путь/

    - Снежинка начала свой жизненный путь.

    3 и 4-е четверостишия

    - Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге ? Ветер веющий. /веет, дует/

    - Что происходит со снежинкой?

    Взметается – поднимается высоко вверх.

    -Давайте представим, что каждый из вас – Снежинка.

    Дует ветер…

    IV. Физминутка

    /учащиеся прочитывают 3-4 четверостишия и изображают поведение снежинки/

    Ветер не смог помешать Снежинке.

    V. Продолжение работы над текстом

    5-е четверостишие 

    -О чём говорит  поэт?

    - Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо.

    -В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее.

    6-е четверостишие

    - Какие эпитеты относятся к Снежинке?

    - В чём её умение?

    - Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути?

    В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи.

    - Как вы понимаете эпитет сохранно-белая?

    7-е четверостишие

    - Какова тема этого четверостишия? (Конец жизни.)

    - Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу,

    преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи.

    - Какой видит поэт снежинку, как называет её?

    Звезда кристальная- всё преодолела, но осталась чистой

    - Какое это средство художественной выразительности? Метафора.

    8-е четверостишие 

    - Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие.

    1-е – начало пути, появление на свет, рождение;

                                  последнее – конец жизненного пути.

    - Какой видит поэт снежинку?(Сравнение эпитетов)

    - Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой.

    - С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»?

    - Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?

    ( в начале – восхищается; в конце – грустит).

    VI.Вывод.

    - Какова тема стихотворения  К.Д.Бальмонта «Снежинка»?

    - Какие же  средства художественной выразительности помогли поэту показать красоту, лёгкость Снежинки? /правильно подобранные эпитеты, рифма, метафора/.

    - Какое главное средство худ. выразительности ?

    За реалистическим образом может быть скрыт символический образ.

    Олицетворение.

    С кем же олицетворяет поэт Снежинку? /с человеком/.

    Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.

    VII.Дом. задание:

    выр.чт, рабочая тетр. – стр.20 зад. 1,2,3.

    творч .задание – нарисуй свою снежинку, напиши                                 небольшое       стихотворение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

    Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

    Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

    Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

    План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

    Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

    Урок литературного чтения. 2 класс. Перспективная начальная школа

    Литературное чтение. Тема: Дж.Родари "Приезжает дядюшка белый медведь"...

    Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

    Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

    Урок литературного чтения 2 класс по ос школа 2100

    Данный урок проведен в технологии продуктивного чтения. Используется диалог с автором....

    Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

    Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....