Главные вкладки

    Урок литературного чтения "В.П.Катаев Дудочка и кувшинчик"
    методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

    Урок литературного чтения в 3 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл original.docx26.01 КБ
    Файл dudochka_i_kuvshinchik.rar2.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"

    Цель урока:

    Познакомить детей с краткой биографией автора и  рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».

    Задача:

    1. Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
    2. Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
    3. Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
    4. Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

    Оборудование: портрет писателя,  выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова,  цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    -Здравствуйте. Встали красиво  и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения. 

    II. А.Г.

    1. «Шарик»
    2. Как звенят комарики
    3. Как рычит собака
    4. Как шипит змея
    5. «Жил-был язычок…»
    6. Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

    III. Проверка домашнего задания

    -Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

    -Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

    IV. Физминутка

    V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

    Недаром дети любят сказку.
    Ведь сказка тем и хороша,
    Что в ней счастливую развязку
    Уже предчувствует душа.


    1.Слово учителя с элементами беседы:

    - Ребята, вы любите сказки? (да)
    - Чем отличается сказки от других произведений?
    (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
    - Кто пишет сказки
    ? (сказки пишут авторы, составляет народ)
    - Как называются сказки, которые сочинил народ?
    «народные»                                                                                                - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
    - Каких писателей сказочников вы можете назвать?
    (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                                 (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

    - Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

    - Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

    - А кто автор этой сказки?

    VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

     Рассказ о писателе. 

    Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева  «Дудочка и кувшинчик»

    VII. Изучение нового материала 

    - Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

    - В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное  высказывание,  и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

     1. Отработка техники чтения

    - При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

    Заглядывала                                Зашевелился

    Приговаривала                        Раздвинулась

    Разбегаются                                 Мерещится

    2. Словарная работа

    Видимо-невидимо –очень много

    Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

    Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

    На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

    3.  Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

    VII. Физминутка для глаз

    4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

    - Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

    - Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

    - Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

    - Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

    - Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

    - Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

    - А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

    - Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

    - Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

    -С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

    - Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
    - Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

    - Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

    - О чем пожаловалась Женя?

    - Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

    - Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

    - На каких условиях он дол ей дудочку?

    - Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.

    - Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

    - что предприняла Женя?

    - Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

     - Как поступила Женя на этот раз?

    -Дал ли старик-боровик Жене  дудочку и кувшинчик?
    - Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

    - Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

    - Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).

    - Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

    - Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

    -- Как изменяется  характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

    - Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

    -- Чему учит нас эта сказка?

    VIII. Физкультминутка

    IX. Закрепление изученного материала.

    1. Работа в группах

    а) Составление картинного плана

    б) Работа с пословицами

    - Из отдельных слов соберите пословицы.

    в)составить план

    2) Проверка. 

    Глаза страшатся, а руки делают.
    Терпенье и труд все перетрут.
    Где труд, там и счастье.
    Не трудиться, так и хлеба не добиться.
    Умелые руки не знают скуки.

    Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

    -Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

    - С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

    -Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

    -Почему в народе так говорят о землянике?  (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

    X. Заключительная часть

    1. Итог урока

    - С каким произведением мы познакомились на уроке?

    - Кто автор данного произведения?

    - Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

    2. Оценивание

    3. Домашнее задание

    - пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.



    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"

    Цель урока:

    Познакомить детей с краткой биографией автора и  рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».

    Задача:

    1. Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
    2. Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
    3. Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
    4. Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

    Оборудование: портрет писателя,  выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова,  цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    -Здравствуйте. Встали красиво  и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения. 

    II. А.Г.

    1. «Шарик»
    2. Как звенят комарики
    3. Как рычит собака
    4. Как шипит змея
    5. «Жил-был язычок…»
    6. Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

    III. Проверка домашнего задания

    -Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

    -Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

    IV. Физминутка

    V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

    Недаром дети любят сказку.
    Ведь сказка тем и хороша,
    Что в ней счастливую развязку
    Уже предчувствует душа.


    1.Слово учителя с элементами беседы:

    - Ребята, вы любите сказки? (да)
    - Чем отличается сказки от других произведений?
    (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
    - Кто пишет сказки
    ? (сказки пишут авторы, составляет народ)
    - Как называются сказки, которые сочинил народ?
    «народные»                                                                                                - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
    - Каких писателей сказочников вы можете назвать?
    (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                                 (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

    - Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

    - Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

    - А кто автор этой сказки?

    VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

     Рассказ о писателе. 

    Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева  «Дудочка и кувшинчик»

    VII. Изучение нового материала 

    - Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

    - В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное  высказывание,  и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

     1. Отработка техники чтения

    - При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

    Заглядывала                                Зашевелился

    Приговаривала                        Раздвинулась

    Разбегаются                                 Мерещится

    2. Словарная работа

    Видимо-невидимо –очень много

    Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

    Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

    На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

    3.  Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

    VII. Физминутка для глаз

    4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

    - Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

    - Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

    - Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

    - Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

    - Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

    - Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

    - А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

    - Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

    - Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

    -С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

    - Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
    - Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

    - Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

    - О чем пожаловалась Женя?

    - Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

    - Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

    - На каких условиях он дол ей дудочку?

    - Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.

    - Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

    - что предприняла Женя?

    - Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

     - Как поступила Женя на этот раз?

    -Дал ли старик-боровик Жене  дудочку и кувшинчик?
    - Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

    - Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

    - Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).

    - Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

    - Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

    -- Как изменяется  характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

    - Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

    -- Чему учит нас эта сказка?

    VIII. Физкультминутка

    IX. Закрепление изученного материала.

    1. Работа в группах

    а) Составление картинного плана

    б) Работа с пословицами

    - Из отдельных слов соберите пословицы.

    в)составить план

    2) Проверка. 

    Глаза страшатся, а руки делают.
    Терпенье и труд все перетрут.
    Где труд, там и счастье.
    Не трудиться, так и хлеба не добиться.
    Умелые руки не знают скуки.

    Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

    -Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

    - С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

    -Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

    -Почему в народе так говорят о землянике?  (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

    X. Заключительная часть

    1. Итог урока

    - С каким произведением мы познакомились на уроке?

    - Кто автор данного произведения?

    - Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

    2. Оценивание

    3. Домашнее задание

    - пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Катаев В. П. « Дудочка и кувшинчик ».

    урок содержит различные виды работ с текстом, направлен на привитие любви к чтению, вдумчивой работе с литературным произведением....

    Интрегрированный урок литературного чтения В.Катаев «Цветик-семицветик») 2класс

    Урок проводится во 2 классе. По программе "Начальная школа  21 век"...

    « Духовые музыкальные инструменты, звуки и мифы. Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик» Интегрированный урок в 3 классе

    Интегрированный  урок  музыки и литературного чтения  по рассказу Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» в 3-м классе одна из нестандартных форм организации обучения младших школ...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС В. П. КАТАЕВ. «ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК»

    Знакомство учащихся с произведением В. П. Катаева;развитие кругозора; воспитания трудолюбия и любви к природе....