Развитие навыков чтения
статья по чтению (1 класс) по теме

В данной статье предлагается материал и упражнения, которые могут помочь учителю развитию у учеников навыков чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_chteniya..odt26.36 КБ

Предварительный просмотр:

            Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определённые ориентиры, составляются «памятки», «правила».

Учись читать правильно

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимательным к каждому слову.

4.Старайся понять, о чём читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

В работе по совершенствованию навыка чтения можно использовать следующие упражнения:

1)на развитие чёткости произношения;

2)вырабатывающие внимание к слову и его частям;

3)развивающие оперативное поле чтения и память;

4)развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения            

(чистоговорки). Затем следуют скороговорки. Школьники знают их очень много, находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими одноклассниками.

Далее проводится работа с таблицей согласных: ученики называют согласные одного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с  какой- нибудь гласной. После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Жужжащие чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут от урока, причём 3 минуты учащиеся читают вслух с использованием решётки, которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и  колонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Школьники, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решётку влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.

Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим, «игра в прятки»:ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправлять самого учителя, что поднимает их авторитет и придаёт уверенность в своих силах; «чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись произведения.

Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить их со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует специальные собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребёнком дома.

Упражнения для развития техники чтения.

  1. Столбик слов. Поочерёдно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать всё большее количество раз этот столбик.
  2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка:

а-о-у-ч-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э;

аоуиэ, аоуи;

с-з-ж, ш-з-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.

  1. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
  2. Выбрать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
  3. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет  ?
  4. Найти нужную строку в тексте ( упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
  5. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
  6. За одну минуту найти в тексте слова на какую-нибудь букву.
  7. Найти вторую половину:

кос-ничий          мо-монт       ко-на

лес-та               ре-вок            го-са

пар-мос             со-тор            вес-род

В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако в классах всегда оказывается группа слабо читающих учеников. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и в конечном счёте к отставанию в учёбе.

Чтобы избежать этого, можно проводить специальные тренировочные упражнения.

Работу всегда нужно начинать с проверки осанки. Это формирует умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу.

На протяжении урока необходимо проводить минутки  расслабления , обеспечивающие максимальный отдых.

Ученики закрывают глаза, опускают руки на колени и производят вращательные движения глазными яблоками.

Зрительное восприятие- это упражнения, направленные на выработку правильности чтения, на воспитании внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.

Какая буква лишняя? Ауроы

Какой слог лишний? Ма ра на лы

Что общего в словах?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

Чем слова различаются?

Река-речка-ручка-ручей-ручеёк

После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к прочтению более сложных слов.

Переведи слова с марсианского.

Гирт(тигр)

солн(слон)

чукар(ручка)

В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.

Следующий вид работы: текст, где все слова написаны слитно.

Если скорость чтения ещё не достигает скорости разговорной речи(120 слов в минуту), надо увеличить частоту тренировок.

Если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что не вполне развита оперативная память. Можно использовать диктанты по системе И.Т.Федоренко.

Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова (Идёт снег), 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 46 букв.

Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом оперативная память учеников развивается настолько, что он может запомнить предложение, состоящее из 46 букв,т.е. 8-9 слов.

Технология проведения зрительных диктантов: на доске пишут 6 предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течении определённого времени (оно указано около предложения) читают его про себя, стараясь запомнить. Время экспозиции небольшое (от 4 до 7 сек.) По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетради.

После этого следует экспозиция второго предложения и т. д. На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней.

Основные правила проведения этой работы:

-Ежедневность. При этом скорость чтения развивается до 44 слов в минуту.

-Чтение предложения происходит молча.

-Записи ведутся на листочках.

-Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.

-Задания можно усложнять.

-Повторение и закрепление написания наборов предложений.

Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекомендуется использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном или просмотр диафильмов.

Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу.

Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течении двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резонансный барьер, использовать многократное чтение и стимулирование.

Ежеурочные пятиминутки(«жужжащее чтение») проводят вначале каждого урока. Во втором классе время их сокращается до 2-3 мин. Эффективность обусловлена частотой тренировок.

Метод стимулирования.

  1. Самозамеры.
  2. Чтение перед сном.

Метод повышения осмысления чтения

Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.

Многократность чтения.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Технология работы:

-Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.

-Второй раз ученики читают в течении 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.

-Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочитал.

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Чтение-основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему. Практикуя различного рода задания, оживляя уроки чтения дидактическими материалами,ученики учатся хорошо читать и любить книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков чтения

Задания по литературному чтению, направленные на развитие творческой активности и речевого аппарата...

Тексты для развития навыка чтения в 1 классе

Тексты для развития навыка чтения используются в период обучения грамоте. Данный материал можно использовать при организации индивидуальной работы с детьми....

Развитие навыков чтения.

Набор упражнений для развития навыков чтения для детей младшего школьного возраста...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...