Особенности понимания детьми малых фольклорных форм
статья по чтению (4 класс) на тему

Моя работа как учителя с произведениями словесного фольклора оформилась в определенную систему. Сначала были определены задачи: свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.Устое народное творчество, народное искусство слова, называется фольклором. Фольклором называют словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказание и прочее.
Основная масса произведений народного устного творчества возникла в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поем песни, частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.На своих уроках я часто использую различные жанры народного творчества. Считаю, что это повышает мотивацию и у детей появляется интерес к материалу, который изучается на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ponimaniya_detmi_malyh_folklornyh_form.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

     Моя работа как учителя с произведениями словесного фольклора оформилась в определенную систему. Сначала были определены задачи: свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.(слайд)

    Так же распределили этапы и ход работы.

   1этап. Организационный момент, знакомство с целями, обязанностей среди учеников.

     2этап. Выявление особенностей детского фольклора, разбор отдельных жанров.

    3этап. Сбор материалов (загадки ,пословицы ,приметы, рисунки).

     4этап. Изготовление книжек по временам года,  с использованием загадок, пословиц, примет, рисунков.

     Устное народное творчество, народное искусство слова, называется фольклором. Фольклором называют словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказание и прочее.(слайд).

       Основная масса произведений народного устного творчества возникла в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поем песни, частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое. (слайд).

        И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой.

На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи обращенной к нему. (слайд)

      На своих уроках я часто использую различные жанры народного творчества. Считаю, что это повышает мотивацию и у детей появляется интерес к материалу, который изучается на уроке(слайд)

                    Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

     Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками  впитавшей в

себя трудовой  опыт  многочисленных  поколений.  Через  особую организацию, интонационную  окраску,   использование   специфических   языковых   средств  выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа  к  тому  или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки,  как  и  другой  жанр  устного народного творчества, в художественных  образах зафиксировали  опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

      Используя в своей речи  пословицы  и  поговорки,  дети  учатся  ясно,

лаконично,  выразительно  выражать  свои  мысли  и   чувства,   интонационно окрашивая  свою  речь,  развивается  умение  творчески  использовать  слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.(слайд)

       Отгадывание  и  придумывание  загадок  также  оказывает  влияние на

разностороннее развитие речи детей.  Употребление  для  создания  в  загадке  метафорического   образа   различных   средств    выразительности    (приема  олицетворения, использование многозначности  слова,  определений,  эпитетов, сравнений,  особой  ритмической   организации)   способствуют   формированию  образности речи детей школьного возраста.(слайд)

       Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают

увидеть  вторичные  значения  слов,  формируют  представления  о  переносном  значении  слова.  Они  помогают  усвоить  звуковой  и  грамматический  строй  русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой  форме  и  анализировать ее.

       Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которй

в предельно  сжатой,  образной  форме  даются  наиболее  яркие,  характерные  признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок  развивает  способность  к  анализу,  обобщению,  формирует  умение  самостоятельно  делать   выводы,  умозаключения, умение четко  выделить  наиболее  характерные,  выразительные  признаки предмета или явления, умение ярко  и  лаконично  передавать  образы  предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».  На  хронологическом  отрезке  от  древнейших  времен  до  наших  дней  фольклор занимает  промежуточное  положение,  является  связующим  звеном  в  культурном  пространстве  веков.  Возможно,   фольклор   стал   своеобразным  фильтром  для  мифологических  сюжетов  всей  совокупности  социума   Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые,  самые  жизнеспособные.

     Загадки, пословицы, приметы, поговорки и стихи о весне.                                   Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей, независимо от региона их проживания. Символ тепла, пробуждения  радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Источник хорошего настроения "просто так", без причины, просто потому что "хорошо и всё".

 Однако, весна являлась очень непростым временем года для людей связанных с сельским хозяйством, ведь весной ведутся основные и очень тяжелые работы, закладывается фундамент осеннего благополучия, отсюда и большое число фольклорных взаимосвязей между понятиями "весна" и "труд", "весна" и "достаток". Но, несмотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя потешки о весне, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также прилежно записывая весенние приметы.(слайд)

   Детский фольклор формируется под   воздействием  множества  факторов.  Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп,  их  фольклора;  массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

       Первоначальные  ростки  творчества  могут   появиться   в   различной

деятельности  детей,  если  для  этого  созданы  необходимые   условия.   От

воспитания зависит  успешное  развитие  таких  качеств,  которые  в  будущем

обеспечат участие ребенка в творческом труде.

       Детское творчество основано  на  подражании,  которое  служит важным

фактором развития ребенка,  в  частности  его  художественных способностей.

    Задача педагога,  опираясь на склонность детей к  подражанию,  прививать  им  навыки  и  умения,   без   которых   невозможна   творческая   деятельность,  воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих  знаний  и  умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.  В  школьном  возрасте  закладываются  основы  творческой  деятельности  ребенка,  которые проявляются в развитии способности к замыслу  и  его  реализации,  в  умении комбинировать свои  знания  и  представления,  в  искренней  передаче  своих чувств.

   Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать  их внимание на  языковые  особенности  загадки,  учить  замечать  красоту  и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами  он создан, вырабатывать вкус к точному и  образному  слову.  Учитывая  материал  загадки,  необходимо  научить  детей   видеть   композиционные   особенности  загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

       В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на

ее построение. Учитель рекомендует иметь в запасе несколько загадок  об  одном  предмете,  явлении,  чтобы  показать  детям,  что  найденные   ими   образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать  по-разному  и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение  навыками  описательной  речи идет успешнее, если наряду с  загадками  в  качестве  образцов  берутся  литературные произведения, иллюстрации, картины.

       Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к  языку,  они

учатся  пользоваться   различными   средствами,   отбирать   нужные   слова,

постепенно овладевая образной системой языка.

       С помощью малых форм фольклора можно решать  практически  все  задачи  методики развития речи и наряду с основными  методами  и  приемами  речевого  развития младших школьников можно и  нужно  использовать  этот  богатейший  материал словесного творчества народа. Все  вышеперечисленные  формы  работы  указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

     Таким образом, приобщение ребёнка к народной  культуре  начинается с

детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.         Культурное  наследие передаётся из  поколения  в  поколение,  развивая  и  обогащая  мир  ребёнка.  Фольклор  является  уникальным  средством  для  передачи  народной  мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл

Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"

Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Конспект урока. Малые фольклорные жанры

Материал для внеклассной и внеурочной работы...

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...

Детский фольклор. Малые фольклорные формы.

В данном материале представлены: колыбельные, пестушки, песенки-потешки, заклички, перевертыши, считалки,  тараторки (скороговорки), переклички, дразнилки, поговорки, пославицы, загадки....