Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Роженкова Ирина Леонидовна

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух".

Автор учебника - Ефросинина.

Программа "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_basnyam_krylova.doc36 КБ
Microsoft Office document icon kukushka_i_petuh.doc22.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе

Басни И.А.Крылова. «Кукушка и Петух».

Цели:

1.Образовательные:

- продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

- добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

- обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова на основе прочитанных басен.

2.Развивающие:

- развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;

- развивать скорость техники чтения.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

Оборудование:

портрет писателя И.А.Крылова, иллюстрации и карточки на доске и у учащихся, выставка книг И.А. Крылова.

Ход урока

1. орг.момент

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

- Поговорим? (поговорим)

- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)

- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)

- Поговорим? (поговорим).

- (вместе) Нам будет интересно.

2. сообщение темы

- Сегодня у нас с вами праздник. Спросите: «Почему?». Потому что мы вновь встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгой – это всегда праздник.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

- Догадались кто этот человек?

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

- А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.

- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему? (потому, что это очень трудный жанр)

- Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:

родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп

Германия – Лессинг

Франция – Лафонтен

Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

- Видите, это всего-то несколько человек, которые писали в жанре басни.

3. актуализация знаний

- А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)

- Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.

- У каждого из вас есть конверт. Откройте его, достаньте лист, прочитайте, что на нем написано.

У вас листы разного цвета. Внимание тем, у кого листы красного цвета. Что написано на ваших листах? (заголовок басни)

Какое из названий подойдет к данной иллюстрации? → прикрепите

Внимание тем, у кого листы желтого цвета. Что написано на ваших листах? (мораль басни)

Выберите мораль, которая подойдет к данной басне. → прикрепите

Внимание тем, у кого листы голубого цвета. Что написано на ваших листах? (пословица)

Какая пословица подойдет к данной басне? → прикрепите

Кто являются героями этой басни? (……..) 

Кому достался лист с героем? → прикрепите, прочитайте басню выразительно.

4. инсценировка басен

Так осуществляется работа с каждой из 4 басен + инсценировки («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна»)

Физминутка (подражательная)

- Ну что ж, вы посмотрели выступления наших ребят, увидели как они играли роли. А сейчас, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю всем немного поиграть, представить себя в роли героев басен и изобразить их мимикой и жестами.

5. знакомство с новой басней

- Я вам уже сказала, что И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. В басне, с которой мы сегодня познакомимся всего 21 строка, а черновых набросков было сделано около 200 строк.

- Сейчас мы будем смотреть видео. Вам задание: подумать, какой человеческий порок осуждается в этой басне.

а) просмотр видеофильма

- Итак, мы просмотрели видеозапись басни.

- Это басня об известных нам птицах, или о чем-то ином?

- Ответьте на вопрос, который я вам задавала (в басне осуждается лесть, глупость, честолюбие, тщеславие)

- Как автор относится к героям? (лукаво, простодушно; он показывает кукушку и петуха самолюбивыми, глупыми, льстивыми, а соловей – мудрый, рассудительный)

б) индивидуальное чтение басни

- Познакомьтесь с текстом басни.

- Какие слова вам непонятны? ( куманёк, отколь, на всех ссылаюсь в этом я

лесть, честолюбие, тщеславие) – словарная работа

Физминутка (двигательная)

- Давайте немного отдохнем.

Утром встал петух на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх!

г) составление партитуры басни

- выбор тона, темпа чтения, расстановка пауз и логических ударений

д) упражнение в выразительном чтении

- спросить 1-2 раза

6. Подведение итогов урока

- О чем же басня, прочитанная нами сегодня? Каков подтекст басни? Что хотел сказать нам автор?

- Какой поучительный вывод вы сделали?

- Что вы возьмете с урока и запомните на всю жизнь?

- Кому адресованы басни Крылова? (взрослым, но понятны и детям)

7. Домашнее задание

- Мы составили схему и для сегодняшней басни, но чего-то в ней не хватает. (пословицы)

- Попытайтесь подобрать к басне «Кукушка и Петух» пословицу.



Предварительный просмотр:

            КУКУШКА И ПЕТУХ

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -

"А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -

"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -

"А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!" -

"Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, промолвил им: "Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!.."

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

                        КУКУШКА И ПЕТУХ

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -

"А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -

"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -

"А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!" -

"Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, промолвил им: "Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!.."

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Санкт-Петербурге

Слайд 2

?

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Слайд 4

Путешествие в прошлое Эзоп Древняя Греция Г. Лессинг Германия Жан де Лафонтен Франция

Слайд 5

Путешествие в прошлое Л.Н.Толстой И.А.Крылов

Слайд 6

Что такое басня?

Слайд 7

Басня - стихотворное или прозаическое произведение, нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные. В басне высмеиваются пороки людей.

Слайд 8

Что есть в любой басне?

Слайд 9

Словарь: Лесть – неискренняя похвала, притворное одобрение Тщеславие – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих Честолюбие - жажда известности; стремление к почётному положению Отколь – откуда «На всех ссылаюсь в этом я» - все так говорят и я согласна с ними

Слайд 10

Интонация сила голоса темп логические ударения доброжелательный нормальный – н. убыстрённый – уб. медленный – м. быстрый – б. По длительности: - короткая – ∕ - средняя – ∕ ∕ - длинная – ∕ ∕ ∕ замедленный – з. Тон – оттенок речи. Тон выбирают в зависимости от чувств и мыслей, которые хотят выразить. тон пауза ласковый равнодушный возмущённый побуждающий к действию осуждающий Темп – скорость, быстрота чтения. Пауза – остановка речи. В предложении есть одно главное , сильное ударение – оно важно для понимания смысла высказывания слов. Более слабые ударения произносятся с меньшей силой. сильное – ______ слабое – _ _ _ _ _

Слайд 11

Выразительное чтение художественного текста «инструменты чтеца» текст и задача чтения интонация дыхание голос дикция задача чтения понимание текста «видение», представление событий,героев чувства героев и наше отношение к ним подтекст (скрытый смысл; то, о чём думают герои и о чём думает автор, показывая своё отношение к героям) авторская позиция (отношение автора к событиям) моё отношение Определить задачу чтения – значит понять своё отношение к героям, событиям, чтобы передать его слушателям. смысл событий Интонация – звуковая картина чтения. Она включает в себя: - силу голоса - тон - темп чтения - паузы - логические ударения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Е.Благинна "Кукушка"

Цели деятельности учителя:  Формирование знаний у обучающихся о биографии и творчестве Е. А. Благининой; создание условий для знакомства с произведением Е,А, Благининой «Кукушка»...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя:  формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Задачи урока:-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....