Как развить навыки чтения у детей?
статья по чтению (1 класс) на тему

 

Навыки чтения характеризуются такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе я использую специальные упражнения. Такая работа дает хорошие результаты. В данной статье я хочу поделиться методами своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_chteniya.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить навыки чтения у детей?

Составила учитель начальных классов

МБОУ Наримановского района «СОШ №3»

Кулакова Валентина Павловна.

Даниил Борисович Эльконин, создатель и разработчик теории обучения чтению, определяет чтение как «процесс воссоздания звуковой формы слова по ее графической модели». Более  образно можно сказать, что чтение – это проговаривание вслух или про себя заданного текста. Очень важно не путать процесс чтения с целями и задачами чтения. Цели могут быть разными, но сам процесс чтения остается неизменным – воссоздание звуковой формы слова на основе буквенной модели  и дальнейшее развитие навыков чтения.

Навыки чтения характеризуются такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе я использую специальные упражнения. Такая работа дает хорошие результаты.

Упражнения для развития сознательного чтения.

Логические упражнения.

Назови одним словом. (шарф, варежки, пальто,  кофта; лошадь, корова, свинья, овца; липа, береза, сосна, ель; желтый, зеленый, синий, красный)

Какое слово лишнее и почему? (молоко, сметана, кефир, мясо; ландыш, ромашка, василек, яблоня; лук, огурец, морковь, яблоко)

Путем перестановки букв составь слово. (сноас; кашок; вкисгнео)

Составь новое слово, взяв у каждого первый слог.(колос, роза, варежка; колос, лото, боксер;)

Составь слово, взяв последний слог. (лиса, бельмо, полет; мебель, ружье)

Раздели слова на группы. (заяц, горох, медведь, еж, волк, огурец, капуста; мак, липа, ромашка, клен, береза, ландыш, дуб)

             Игры со словами.

Найди слово в слове. (гроза, кустарник, ярмарка, поднос)

Подбери пару. (загар, звонок, забор, задача; золотистый, звонкий, зеленый, занимательный)

Шарады. Ребусы. Загадки.

Работа с текстами, рассказами.

Закончи рассказ. (Ярко светило солнце.  Вдруг налетели тучи и закрыли все небо. Начался…)

Прочитай текст и ответь на вопросы написанные на доске.

Составь предложение к теме урока.

Задай вопрос к тексту или к его части.

Работа над заголовком текста.

Упражнения на формирования правильности чтения.

Упражнения для развития внимания и памяти.

Опиши предмет.

Повтори за мной. (бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка)

Выбери слова на заданный звук.

Встаньте те, у кого в имени, есть данный звук.

Назови слово, в котором ударение падает на первый слог.

Повтори скороговорку, текст, предложение.

Заучивание стихотворений.

Упражнения со словами.

Чтение слов, отличающихся одной буквой. (мел – мель – мыл – мал – мял)

Чтение слов с одинаковыми буквами. (куст – стук, сосна – насос, мышка – камыш)

Чтение «перевертышей». (Лев ел волов.)

Упражнения для развития беглости.

Упражнения для расширения поля зрения.

Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали.

847           22 9 14 18 7

215           3 12 6 23 20

639           21 4 25 15

                 13 5 24 11 17

                 10 8 19 2 16

Развитие поля зрения по вертикали.

13     33     9       4       26

3       22     19     2       30

28     31     12     24      6

7       10     21     27     14

35     18     1       16      8

Определи разницу.  (беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование)

Тексты зрительных диктантов.

Упражнения для активизации органов речи.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

Чистоговорки.

Разные виды чтения.  (шепотом, громко, про себя, хором, в парах, с учителем, быстро, медленно, жужжащее чтение)

Упражнения для выразительности чтения.

Чтение с интонацией.

Чтение слов с различными оттенками интонаций.

Упражнения на дыхание. (глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот)

Прочитай предложение, передавая радость, печаль, возмущение,  гордость.

Чтение по ролям и в лицах.

Такие виды работы со словом, предложением развивают зрительное внимание, память, слуховое внимание, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой.

 И так, основная задача учителя – обучать ребенка так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество. Каждый учитель знает, что читающий качественно пишет грамотно.

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Как развить навыки публичных выступлений

Несколько советов родителям для того чтобы ребёнок был успешным на сцене....

"Как развить навык чтения"

1. Научившись читать на английском, вы откроете для себя множество источников информации, недоступных ранее.2. Чтение - лучший способ пополнить словарный запас.3. Цель чтения - понять смысл текста. Не...

Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....

«Как ученикам начальной школы развить навыки работы с информацией и исследовательской деятельности».

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добы...