Как развить навыки чтения у детей?
статья по чтению (1 класс) на тему
Навыки чтения характеризуются такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе я использую специальные упражнения. Такая работа дает хорошие результаты. В данной статье я хочу поделиться методами своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить навыки чтения у детей?
Составила учитель начальных классов
МБОУ Наримановского района «СОШ №3»
Кулакова Валентина Павловна.
Даниил Борисович Эльконин, создатель и разработчик теории обучения чтению, определяет чтение как «процесс воссоздания звуковой формы слова по ее графической модели». Более образно можно сказать, что чтение – это проговаривание вслух или про себя заданного текста. Очень важно не путать процесс чтения с целями и задачами чтения. Цели могут быть разными, но сам процесс чтения остается неизменным – воссоздание звуковой формы слова на основе буквенной модели и дальнейшее развитие навыков чтения.
Навыки чтения характеризуются такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе я использую специальные упражнения. Такая работа дает хорошие результаты.
Упражнения для развития сознательного чтения.
Логические упражнения.
Назови одним словом. (шарф, варежки, пальто, кофта; лошадь, корова, свинья, овца; липа, береза, сосна, ель; желтый, зеленый, синий, красный)
Какое слово лишнее и почему? (молоко, сметана, кефир, мясо; ландыш, ромашка, василек, яблоня; лук, огурец, морковь, яблоко)
Путем перестановки букв составь слово. (сноас; кашок; вкисгнео)
Составь новое слово, взяв у каждого первый слог.(колос, роза, варежка; колос, лото, боксер;)
Составь слово, взяв последний слог. (лиса, бельмо, полет; мебель, ружье)
Раздели слова на группы. (заяц, горох, медведь, еж, волк, огурец, капуста; мак, липа, ромашка, клен, береза, ландыш, дуб)
Игры со словами.
Найди слово в слове. (гроза, кустарник, ярмарка, поднос)
Подбери пару. (загар, звонок, забор, задача; золотистый, звонкий, зеленый, занимательный)
Шарады. Ребусы. Загадки.
Работа с текстами, рассказами.
Закончи рассказ. (Ярко светило солнце. Вдруг налетели тучи и закрыли все небо. Начался…)
Прочитай текст и ответь на вопросы написанные на доске.
Составь предложение к теме урока.
Задай вопрос к тексту или к его части.
Работа над заголовком текста.
Упражнения на формирования правильности чтения.
Упражнения для развития внимания и памяти.
Опиши предмет.
Повтори за мной. (бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка)
Выбери слова на заданный звук.
Встаньте те, у кого в имени, есть данный звук.
Назови слово, в котором ударение падает на первый слог.
Повтори скороговорку, текст, предложение.
Заучивание стихотворений.
Упражнения со словами.
Чтение слов, отличающихся одной буквой. (мел – мель – мыл – мал – мял)
Чтение слов с одинаковыми буквами. (куст – стук, сосна – насос, мышка – камыш)
Чтение «перевертышей». (Лев ел волов.)
Упражнения для развития беглости.
Упражнения для расширения поля зрения.
Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
847 22 9 14 18 7
215 3 12 6 23 20
639 21 4 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали.
13 33 9 4 26
3 22 19 2 30
28 31 12 24 6
7 10 21 27 14
35 18 1 16 8
Определи разницу. (беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование)
Тексты зрительных диктантов.
Упражнения для активизации органов речи.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки.
Чистоговорки.
Разные виды чтения. (шепотом, громко, про себя, хором, в парах, с учителем, быстро, медленно, жужжащее чтение)
Упражнения для выразительности чтения.
Чтение с интонацией.
Чтение слов с различными оттенками интонаций.
Упражнения на дыхание. (глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот)
Прочитай предложение, передавая радость, печаль, возмущение, гордость.
Чтение по ролям и в лицах.
Такие виды работы со словом, предложением развивают зрительное внимание, память, слуховое внимание, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой.
И так, основная задача учителя – обучать ребенка так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество. Каждый учитель знает, что читающий качественно пишет грамотно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-335641-1566746242.jpg)
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-335641-1566746242.jpg)
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/16/picture-53900-1518773820.jpg)
Как развить навыки публичных выступлений
Несколько советов родителям для того чтобы ребёнок был успешным на сцене....
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
"Как развить навык чтения"
1. Научившись читать на английском, вы откроете для себя множество источников информации, недоступных ранее.2. Чтение - лучший способ пополнить словарный запас.3. Цель чтения - понять смысл текста. Не...
Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-1156347-1698835718.jpg)
«Как ученикам начальной школы развить навыки работы с информацией и исследовательской деятельности».
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добы...