Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 2 класс

Учитель: Батурина Елена Владимировна, МОУ Черниговская СОШ

Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Цели: -  познакомить детей с произведением В. Берестова;- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, внимание;  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки-иллюстрации с изображением различ ных грибов, загадки, книги о грибах.

 Ход урока

I Проверка домашнего задания

(Фронтальный и индивидуальный опрос).

 II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

-  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полез ного нам дает?

-  А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является  растением?

-  Чтобы об этом узнать, давайте откроем учебники и прочитаем.

 III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя. 

Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные. Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Бе лые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.  Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу дос таточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырас тают плодовые тела.Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поля не, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образова ния, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый на лет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под мик роскопом, так они малы.Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.

 2). Первичное чтение.(с.___)Читает подготовленный учащийся.

 3). Беседа после чтения.-  Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

-  Сколько видов грибов существует?

-  Какие грибы вам известны?

-  На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

-  Какие несъедобные грибы вам известны?

-  А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу  некоторым животным?

 

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

 IV. Физкультминутка «Ваня шел, шел, шел

И грибок нашёл

Раз грибок, два грибок

Вот и полон кузовок

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

-  Ребята, а в какое время года собирают грибы?

-  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

-  А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ход в лес собирать грибы.

 2. Первичное чтение. (с._______)

 3. Беседа после чтения.

-  Понравилось ли вам стихотворение?

-  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

-  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- С чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

- С какой интонацией надо читать это стихотворение?

- Какое настроение передает нам автор стихотворения?

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.

 4. Выразительное повторное чтение.

 VI.  Закрепление нового материала

 Отгадайте загадку.

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.(Учитель читает загадку, показывает детям карточки с изображением грибов.)

Серенькие шляпки.

 Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

 А этот красавец на беленькой ножке

 Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

-   А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он жит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

-   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

 Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

-   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

-   Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)

 

Грибная угадай-ка

-Угадайте, какие грибы растут у нас?

Начал капать дождь на ели,

Шляпы все грибы надели.

 Только этот гриб спешил —

Шляпку он не захватил. (Дождевик)

 

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

 Розовый приятный цвет,

 И колечек яркий след.

Так волнуются подружки.

Это же грибы... (волнушки).

 

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

 Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

 

 Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат. —

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? (Груздь)

 

Шляпка выгнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

 Золотой, янтарный цвет,

 И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

 

Стоит на опушке

Большая... (волнушка),

Дождик водою ее наполняет.

После дождя озорная лягушка

В шляпку волнушки, как в тазик, ныряет.

 

На опушках, просеках,

В елочках и сосенках,

Словно бы после дождя,

Шляпки их всегда блестят. (Маслята)



 Р/К Л.Преображенская «Осени приметы»

Что такое примета?

Самостоятельное чтение.

-О каких приметах осени узнали?

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъе добных?

- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

 Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....