Из истории букварей.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок литературного чтения.

Цели: Познакомить   детей  с  историей   создания   первого   букваря;
с человеком, создавшим  первую учебную книгу;
с правилами  обучения в  школах того времени;
со своеобразием старой русской речи.
Развивать любознательность и сообразительность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  1 класс.

Учитель: Жданова Оксана Павловна.

Тема: « ИЗ  ИСТОРИИ  БУКВАРЕЙ» ( Учебник с.102 – 103).

Цели: Познакомить   детей  с  историей   создания   первого   букваря;
с человеком, создавшим  первую учебную книгу;
с правилами  обучения в  школах того времени;
со своеобразием старой русской речи.
Развивать любознательность и сообразительность.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока.

1. Постановка темы и цели урока.

               - Ребята, сегодня мы познакомимся с историей создания букварей, узнаем, кто был тот человек, который создал первую учебную книгу, как проходило обучение в давние времена.

2. Знакомство с рассказом Е. Перехвальской   «В типографии  у Ивана Фёдорова».

   

               Однажды Микитка шёл мимо дома с непонятным названием «Печатный двор» и заглянул в раскрытую настежь дверь. Посмотрел Микитка: стоит станок  невиданный. На вид – вроде стола, только по бокам два толстых столба. В перекладине между столбов винт с ручкой, на конце винта – доска. Если дёрнешь за ручку, доска вниз опускается, прижимает белый бумажный лист. И на листе пропечатываются буквы! Нижняя – то доска из маленьких буковок составлена.

– И чего же это будет? – растерялся Микитка.

– Книга будет! – ответил молодой печатник.

– Книга? Книги пером да чернилами пишут.

– А мы печатаем. Видишь, складываем буквы одна к другой, мы их из олова отливаем. Они на листе пропечатываются, и выходит страница.

– А можно мне буковку потрогать? – попросил Микитка.

– Ты-то грамоту знаешь? – спросил его второй печатник, постарше.

– Знаю, меня отец учил, – мотнул головой Микитка. Он взял со стола заглавную «М», она была вся в краске.

– А звать-то тебя как?

– Микита я, сын бондаря Якова Казарина, – ответил Микитка. – А вас мне как величать?

– Я Иван Фёдоров, – ответил старший. – А это мой товарищ – Пётр Тимофеев Мстиславец, из Мстиславля значит.

– А научите меня вот так буква к букве складывать. Я вам  подсобить могу, – попросил  Микитка. – Вы  теперь новый лист набирать будете?

– Да разве мы по одному печатаем? Мы две тысячи одинаковых делаем. Вот окончим работу – две тысячи книг появится.

– Ты, брат, погоди, – оторвался от работы Иван Фёдоров. – То ли ещё будет. Я вот хочу Азбуку напечатать. Чтобы у каждого мальчишки, у девчонки своя была. Чтобы все читать и писать учились.

– И у всякого человека будут дома книги? – о таком  Микитка не мог и мечтать.

– Будут, – уверенно ответил Иван Фёдоров.

С того дня Микитка целыми днями пропадал на Печатном дворе – помогал, чем мог. А сегодня большая радость – закончена работа. Все листы готовы: напечатаны, сложены по порядку, переплетены. И вот стоят стопками – красивые, большие – первые русские печатные книги.

– Гляди, Микита – говорил Пётр Мстиславец, – дожили-таки! Ты этот день крепко запомни.

Это было 1 марта 1564 года.

(Иван Фёдоров действительно напечатал первую русскую Азбуку, но произошло это только через десять лет.)

3. Работа с учебником.  

а) Чтение текста «Из истории букварей» учителем (с102).

б) Проверка первичного восприятия текста:

            – Что вы узнали нового и интересного из этого текста?  

в) Чтение текста учащимися вслух по – цепочке.

г) Ответы на вопросы путём выборочного чтения:

            – Что раньше люди использовали вместо бумаги?

            – Как создавались на земле первые книги?

            – Почему россияне чтут имя Ивана Фёдорова?

д)  Сообщение учителя:

            На раннем этапе зарождения письменности люди использовали также глиняные дощечки и папирус. Папирус – это тропическое растение, похожее на осоку. Из этого растения, которое произрастает в жарких странах, древние люди делали материал для письма, отдалённо напоминающий бумагу.

            Первый российский печатный букварь появился в 1574 году в городе Львове. Издал этот букварь «друкарь книг перед тем невиданных» Иван Фёдоров. Это было первое на Руси печатное пособие для обучения письму и чтению.

            Единственный известный ныне экземпляр этой книги находится в библиотеке Гарвардского университета в США. Она маленькая, всего лишь 10 на 16 сантиметров. Название её не известно, так как не сохранилась обложка. Исследователи называют её по – разному: «Азбука», «Букварь», «Грамматикия». Картинок в ней нет, только напечатанные буквы, слоги и слова.

4. Физкультминутка.

 

5. Работа с иллюстрациями к тексту.

а) Посмотрите на рисунок. (с. 103)

            – В честь кого  поставлен этот памятник? (Это –  памятник Ивану  Фёдорову. Он      

              установлен в центре Москвы. Один из больших книжных магазинов столицы  

              носит имя этого человека.)  

                                                                                       

б)  Рассматривание страниц букваря, изданного Иваном Фёдоровым.

в) Рассматривание страничек первых букварей. Нахождение общего между этими страницами и аналогичными страницами современного букваря, с которыми работают дети.

г)  Сообщение учителя:

            – Как проходили уроки обучения  грамоте много – много лет назад по первым букварям?

            – В 7 часов утра школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. Все снимали шапки и занимали каждый своё место  за

общим столом. Первый урок – азбука.

            – Аз, буки, веди, глаголь, добро, – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы.

            После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец, ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс и уроки продолжаются.

6. Чтение учителем обращения к ученикам, напечатанного в одном из первых букварей.

            Сия зримая малая книжица

            По реченному алфавитица

            Напечатана  бысть по царьскому велению

            Вам младым детям к научению.

            Ты же благоумное отроча всему внимай

            И от нижния степени на  вышнюю  восступай.

   

Текст обращения читается дважды.

а) При первом прослушивании – дети  улавливают своеобразие старой русской речи, её напевность и протяжность.

б) После второго прослушивания ученики вместе с учителем пробуют перевести его на современный русский язык.

III. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " История создания букварей"

Урок построен на основе проектной деятельности. Здесь дети знакомятся с разными букварями, которые были до того, как появились буквари, по которым обучались наши бабушки и дедушки. В результате работы...

Презентация "Из истории букварей". 1 класс

Когда появился первый букварь, чем писали и т. д....

Литературное чтение 1 класс "Букварь" Р.Н.Бунеев. "История названия городов. Заглавная буква в название городов".

Данный урок - проект помогает детям самим , основываясь на своих знаниях, опыта из жизни, умении извлекать информацию из учебника ответить на главный вопрос  урока : как появляются названия город...

Из Букварии – в Читалию («Прощание с Букварем» для малокомплектной школы)

Работаю в малокомплектных классах, поэтому любое внеклассное мероприятие должно задействовать всех учеников класса. Приходится подбирать материал из различных источников и адаптировать его к условиям ...

Веселая история про буквы в Букваре

Открытое мероприятие на тему "Прощание с Азбукой". Множество стихотворений, песен и танцев. Сюжет: ссора гласных и согласных букв, понимание того, что друг без друга невозможно обойтись, а т...

Презентация к уроку по литературному чтению "История букварей"

Предлагаемый материал позволит познакомить первоклассников с историей букваря, с первыми печатными изданиями....